почта etnogena02.hut2.ru

ПРЕДЫСТОРИИ РУСИ КЛИКНУТЬ
| На сайт КЛИКНУТЬ | ОГЛАВЛЕНИЕ КЛИКНУТЬ | На весь экран | Почта |

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Terra incognita – Русь ::::10. О происхождении названия Липецка и о святом Бруно Кверфуртском

Трусов С.В.

Гази-Барадж называет город Липецк двумя разными именами: «…последнюю булгарскую станцию на Хорысдан-юлы Борын на реке Борын-Инеш - притоке Шира. Потом Борын стали называть и Яучы» (187). Возможно, что название Яучи - это булгарская калька русского названия города, так как на современном татарском слово «липа» звучит как «юкэ агачы».

Есть у меня и другие варианты происхождения данного древнебулгарского названия современного Липецка.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

«Яучи», дословно, переводится с татарского языка, как «сват». Имя город мог получить от славянского имени (или клички) Святополка Окаянного (Святополк>свят>сват; он мог иметь данную кличку и по другим причинам, будучи сватом известного исторического лица, например польского короля). Наличие сразу нескольких имен у одного человека в средневековье не было чем-то необычным. Булгары, склонные к переводу всех русских названий и имён, звали Святополка - Яучы (Сватом).

Гази-Барадж пишет: «Булымер обещал не налаживать путь к Дима-Тархану, возобновил выплату джирской дани, открыл Артанский путь, разрешил булгарским купцам беспошлинную торговлю в Джире и Галидже и дал заложником сына Яучы. Переговоры шли в Башту и в мензеле Яучы, и с урусской стороны на них был посол - франг Борын. Некоторые говорили, что станция в память об этом получила его имя, но мне кажется, это ошибка» (188).

Здесь: Булымер – Владимир Святославич (Красное Солнышко); Дима-Тархан – Тьмуторокань; Артанский путь – торговый маршрут, связывающий Балтику с Булгаром и Каспием, проходил через Новгород и Волгу; Джир и Галидж – Ростов и Новгород; Яучи – сын Владимира Святополк Окоянный; Башту – Киев.

Правда, как видно из приведенного отрывка, сам булгарский автор не упоминает о происхождении названия «мензеля Яучи» от русского князя Яучи (Святополка). Зато он приводит чье-то мнение (с которым он сам не согласен) о том, что этот мензель (населенный пункт, станция на торговом пути) был назван Борыном по имени русского посла «франга Борына».

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Что же это за личность, фаранг Борын? Здесь мы опять подходим к вопросу о подлинности «Гази-Барадж тарихы». Все повествование этого источника насыщено мельчайшими подробностями, которые обязательно находят прямое или косвенное подтверждение в параллельных и сугубо достоверных источниках.

Так вот, фаранг Борын – это ни кто иной, как известный миссионер Бруно Кверфуртский. Родился он около 970 года в Кверфурте, немецком городе, расположенном в 56 км к западу от немецкого Липецка (Лейпцига). Был он графом. Умер в 1009 году в Пруссии, за христианизацию которой он был канонизирован католической церковью. По сей день, он считается святым апостол Пруссии. Носил монашеское имя Бонифаций.

Бруно был лично благословлён папой Сильвестром Вторым на миссионерство в качестве «архиепископа язычников» с особыми полномочиями. После этого он развел бурную миссионерскую деятельность, обрабатывая язычников: венгров, руссов, куманов, шведов, пруссов. Последние его и обезглавили. Русь, согласно летописным источникам, Бруно посетил в 1007 году. При этом засвидетельствовано, что в Киеве он встречался с Владимиром Святославичем. В этой поездке в Северное Причерноморье Бруно крестил печенегов.

Сохранились собственные письма этого миссионера к королю Германии, в которых содержится любопытная для историков информация о русском князе. После крещения печенегов Бруно направил к ним епископа. Современные комментаторы считают, что история этой латинской епархии была недолговечной. Летопись Гази-Бараджа значительно расширяет наши сведения о Бруне Кверфуртском:

«Оставленные нашими на произвол судьбы баджанаки Кашана (печенеги Северного Причерноморья, здесь и далее прим. моё) вынужденно приняли христианство франгского толка (католическую религию) из рук Борына (Бруно). Потом Яучы (Святополк), также принявший христианство из рук Борына, опирался на них в своей борьбе за урусский престол и после поражения ушел с ними в Моджарское государство (в Венгрию).

А Борын присылал своего проповедника и в Булгар (столицу Волжской Булгарии) под предлогом поддержания в Яучы (Святополк там содержался в качестве аманата) склонности к нечестивой вере франгов. С ним в Буляр приезжал каубуйский бек (бек ковуев, кочевников Поднепровья и Подонья) Боян Рыштаулы (Боян Ростиславич), который дал деньги на построение мечети “Боян”… А нечестивого проповедника звали Аутун (Оттон). Он уговорил Яучы дать деньги на строительство караван-сарая “Бухар Йорты” и устройство балика для христиан “Бата-Балик”, за что тот получил разрешение на возведение деревянной церкви для христиан Буляра (столицы Волжской Булгарии). Ее стали называть “Бура-Кала”, и в ней Аутун говорил, что грядет время принятия великим восточным народом христианства и наказания всех грешников по всему миру...

А когда Яучы был с честью отпущен на родину и отправился в Башту по Хорыс-юлы, то Аутун не поехал с ним и остался в Буляре служить в своей церкви, которая сильно пострадала во время сыббулатовской осады (осады войсками Всеволода Большое Гнездо) в 1183 году...» (189).

Баджанаки Кашана – это печенеги, жившие в междуречье Дуная и Днестра. Эта информация отвергает предположение некоторых историков, считающих, что крещеные печенеги жили только рядом с Киевом. Термин «кашан» до сих пор сохранился в названии столицы Молдавии. По словам Гази-Бараджа, Святополк также был крещен по католическому обряду и в дальнейшем опирался на крещенных таким же образом кашанских печенегов в борьбе за киевский престол. Кроме того, булгарский автор говорит о том, что и в столицу Волжской Булгарии сверхактивный Бруно прислал священника, который там возвел церковь, просуществовавшую еще долгое время. По крайней мере, булгарский автор сообщает, что она пострадала во время осады Буляра Всеволодом Большое гнездо в 1183 году.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного
  Сведения Гази-Бараджа также раскрывают неизвестные страницы биографии Святополка Окаянного.

Маленький в начале 11 века Липецк, основанный, по всей видимости, кочевниками буртасами, вполне мог получить свои названия (Яучи и Борын) после того, как в нем произошли эпохальные для его статуса события. Ведь в Липецке прошли переговоры на самом высоком уровне, в которых участвовали самые мощные на начало 11 века государства Восточной Европы. Статус переговоров поддерживали и высокопоставленные послы. Все три имени этого городка: Липецк, Яучи и Борын можно связать с данными переговорами.

Чтобы отразить всю информацию, касающуюся булгарского названия Липецка, как Борын, приведу две гипотезы, изложенные Гази-Бараджем по поводу происхождения названия реки Борын-Инеш (Воронеж), по имени которой он мог получить свое название Борын:

«О том, почему река была названа так, историки говорят по-разному. Одни, что она получила это название по причине расположения станции на борыне (мысу) в излучине реки. Другие, что река в этом месте дошла до носа переправлявшегося через нее первого булгарского купца, и он поэтому назвал ее Борын-Инеш» (190).

В переводе с татарского, «борын» - означает нос, а «инеш» - речка, ручей, ручеёк.

Напоследок добавлю ещё одну гипотезу о возникновении современного названия данного города. Липецком его мог назвать джура (феодал) булгарского хана Алмыша колбяг Караджар, который в этих местах еще в начале 10 века имел свои владения и в частности построил тот самый Волин на Быстрой Сосне, известный в русских летописях, как Балин или Галин. Это предположение напрашивается потому, что именно в землях западных славян (откуда вышли варяги и колбяги) находилось племя липян, оставивших после себя обширную топонимику: Липецк, Липовац, Липяни, Липно, Лиепая, Лейпциг. О джуре Караджаре (Чернояре) я рассказывал в статьях: «Был ли Рюрик мореплавателем?» , «Локализация «половецких» городов Сугрова, Балина и Шаруканя» и «История возникновения Суздаля».

Бруно Кверфуртский, как известно, также родился в земле липян. Поэтому можно было бы предположить также, что это именно он как высокое должностное и духовное лицо мог дать данному населенному пункту имя своей далекой родины. Но был ли святой Бруно по происхождению славянином – вопрос дискуссионный.

Литература:

187.Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г.,С.67.

188.Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г., С.106.

189.Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г.,С. 106.

190.Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г.,С. 67.

О происхождении названия Липецка и о святом Бруно Кверфуртском

Вверх |

etnogena02.hut2.ru

X