почта etnogena02.hut2.ru

ПРЕДЫСТОРИИ РУСИ КЛИКНУТЬ
| На сайт КЛИКНУТЬ | ОГЛАВЛЕНИЕ КЛИКНУТЬ | На весь экран | Почта |

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Terra incognita – Русь :::: 10. История возникновения Суздаля

Трусов С.В.

В русских источниках Суздаль впервые упоминается под 999 годом в Новгородском кодексе (3). Но булгарский автор указывает, что город был построен в двадцатых годах 10 века.

История возникновения Суздаля тесно связана с историей возникновения Балына (в русских источниках) Балина, о котором я рассказывал в статье «Локализация «половецких городов» Сугрова, Шаруканя и Балина». Данный Балин, стоящий на реке Быстрая Сосна, впадающей в Дон, по словам Гази-Бараджа был построен джурой булгарского хана Алмыша Караджаром. Слово джура, на языке булгар означало то же самое, что в русском дворянин (феодал).

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Введу читателя немного в курс дела. Во второй половине 9 века правящая династия Дуло, благодаря стараниям их недображелателей - каганов Хазарии, стала терять власть на территории Кара-Булгара, государства существующего с 5 по 9 век на территории от Дуная и до Дона. В Киеве хазарами был посажен Дир (Псковская вторая летопись называет его варяжским князем), а хазарским наместником при нём Аскольд. Киеву подчинялись все правобережные части современной Украины, а также территория Белоруссии. Аскольд также являлся наместником хазар в Новгороде.

На левом берегу южной частью правил дядя Алмыша – Лачын (Сокол). Его столицей была Полтава. Лачын также был ставленником хазар. В северной части левобережья правил Алмыш. Его стольным городом был Путивль.

Волжская Булгария была заселена в то время джурашскими булгарами-мусульманами, переселившимися в Поволжье в 745 году с территории современного Дагестана. Джурашцы, в отличии от булгар Кара-Булгара не были ассимилированы славянами. Они стали основным ядром этногенеза волжских булгар. Правил Волжской Булгарией отец Алмыша Джилки, бежавший на Волгу ещё в 865 году, после поражения от хазар.

В 882 году Джилки умер и на трон Волжской Булгарии был поднят его сын Бат-Угыр (Святогор, Игорь Старый).

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного
  В 885 году хазарский каган подбил сына Алмыша Арбата (будущего основателя венгерской династии Арпадов) к захвату власти в Путивле. Сын изгнал Алмыша из северских территорий. Алмыш был вынужден отправиться в Киев к Салахби (Вещему Олегу), который тремя годами раньше захватил этот город не без помощи самого Алмыша. Олег, как и его отец Рюрик до конца жизни был верным союзником Джилки и его сыновей.

В 895 году в Причерноморские степи ворвались печенеги. Это привело к тому, что часть проживающих там берендеев бежала с насиженных мест. Алмыш решил воспользоваться данной ситуацией и сесть на трон, хотя бы на Волге. Возглавив данных берендеев, вместе с верными джурами он отправился в Волжскую Булгарию, где сумел захватить власть. Там он правил с 895 по 925 г.г.

Среди верных Алмышу приближенных, отправившихся с ним из Киева в Булгар, был джура Караджар. По происхождению он был колбягом (балтийским славянином). Я уже говорил о булгарской особенности восприятия славянских имён и топонимов. Они их не транскрибировали, а переводили. Видимо за многовековую историю совместной жизни со славянами Причерноморья у булгар долгое время существовало двуязычие, что и породило такую практику. Поэтому настоящее имя Караджара - Чернояр.

Караджар стал основателем знатной в Волжской Булгарии династии купцов и государственных деятелей.

Примечание. Не путать данного Караджара с булгарским балтаваром Караджаром (Чернояром). Чернояр или князь Черный правил Кара-Булгаром в 787-815 годах и являлся отцом князя Светогора (Угыр-Айдара). (см. рисунок «Родословная булгаро-гуннских правителей из рода Мардан-Дуло» в статье «О происхождении Рюриковичей из гуннской династии Дуло»). В честь него назван город Чернигов, построенный воеводой Светогора Вадимом Храбрым.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Рис.1. Династическое древо булгарских балтаваров

Колбяг Караджар, как я уже сказал выше, был ближайшим сподвижником Алмыша (джурой, дворянином). Автор летописи пишет:

«А глава булгарских анчийцев мастер Караджар, который за уход в Булгар вместе с Алмышем получил от кана почетное прозвище Караджура и явился основателем булгарского дома Караджуров, всегда плавал вместе с Саином за лесом и другими нужными ему товарами. Только однажды, весной 922 года, Караджура не отправился вместе с Саином, и того коварно убили восставшие тогда мурдасы.

Дочь Саина Гюльасма отправилась вместе с Караджаром и жестоко наказала убийц. Кан велел в память о Саине именовать реку Ака Саин-Иделью, а Кортджак передать во владение Гюльасме. Поэтому реку, текущую посреди этой области, стали называть Гюль-Асма. Мурдасов из племени убийц переселили на речку Нэрлэ, которую из презрения к ним стали называть Сасы-Иделью. Эта речка впадает в Гюль-Асму, и на ней сын Караджара Балын устроил свое становище, которое сейчас является городом Балыном.

А Балын, сын Караджара, женился на Гюльасме и стал совладельцем ее земель. Они сообща стали заниматься судостроением, заготовкой и продажей леса, меда, воска, мехов и составили один дом Караджуров. Их сыном был Саин, названный так в честь деда, а его сыном - Кулбак, названный так в память о кулбакском происхождении Караджуры. Сын Кулбака Балта основал в 1003 году для своих дел стан Балта»(4).

Из этого отрывка, мы узнаём, что Караджар был по происхождению славянином («глава анчийцев») из племени кулбаков (колбягов). Сына Караджара звали Балын (Волин). Такое имя является этническим, рассказывающим окружающей чужеродной среде о корнях его носителя. Другими словами, сам Караджур, скорее всего, был колбягом из города Волина. Именно поэтому построенный на реке Сосне (приток Дона) город Караджар назвал Волином (Волынью, Балыном).

Гази-Барадж прямо пишет о донском Волине : «Станция Балын была выстроена джурой Караджаром и названа им так в память о месте его рождения...»(5).

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Караджар по сведениям Гази-Бараджа построил «станцию Балын» на торговом пути, связывающем Булгар с Киевом. Об этом Балыне я рассказывал в статье «Локализация «половецких» городов Сугрова, Шаруканя и Балина». В русских летописях он назывался то Балином, то Галином. Станция эта была построена на берегу реки, которую мы с вами сейчас величаем Быстрой Сосной. Булгарские летописцы называли эту реку Саз-Идель (Сасы-Идель).

Булгары обычно переводили славянские топографические и этнические названия на свой язык, о чём я уже говорил выше. Если бы эта река носила изначально название Сосна, то в переводе на булгарский язык она получила бы название Нарат-Идель (по-татарски сосна - «нарат»). Значит, эта река была названа этим булгарским именем по другим причинам. Давайте разбираться.

Сасы-Идель в переводе на русский язык обозначает «Смердящая река». Согласно современному татарско-русскому словарю: «сасы» означает «вонючий, зловонный, смердящий». Сразу стоит отметить, что с названием Саз-Идель ассоциируется название города Суздаль.

Сын джуры Караджара был основателем этого города, который он назвал в честь места рождения своего отца тоже Волином (булгары этот город традиционно называли Балыном, а всех жителей Северо-Восточной Руси балынцами). Согласно приведённому выше отрывку из «Гази-Барадж тарихы», реку Нерль, на которой стоит Суздаль (Балын), булгары тоже называли Саз-Идель (Сасы-Идель). Получается, что джура Караджар (Чернояр) и его сын построили как минимум два Волина (Балына) и реки, на которых стояли эти города, назывались одинаково.

Явно, что данное совпадение не случайно. Поэтому стоит поискать скрытый смысл этого булгарского названия. Раз городам было дано славянское название, значит можно предположить, что и рекам изначально было дано также славянское имя. А «Саз-Идель» - это булгарский перевод данного названия.

Автор булгарской летописи пишет, что реку Нерль, стали называть Сасы-Идель из-за того, что сюда переселили мурдасов, убивших Саина. Т.е. данное название «зловонная река» можно интерпретировать как «река смерти». Из этого следует, что Гази-Барадж, объясняя причину появления данного гидронима, не знал истинного происхождения названия реки Сасы-Идель и исходил из того, что на этой реке поселились мурдасы-убийцы.

Почему я так уверенно сомневаюсь в гипотезе происхождения названия этой реки, предложенной автором древней летописи? Да потому, что убийц-мурдасов переселили только в район Суздаля, а «рекой мёртвых» называли две реки. Южная река Сасы-Идель (Быстрая Сосна) никакого отношения к «убийцам» иметь не могла. Расстояние между этими реками более 500 км. Тогда откуда взялось данное название?

Вновь вспомним, что отец и сын построили два города в разных местах и назвали их именем города своих предков - Волином (Волыном, согласно исследованиям А.Ф. Гильфердинга название города на Одре произносилось именно так). Раз и реки, на которых были построены одноимённые города, назывались одинаково, можно предположить, что они тоже получили имена от названия реки предков Чернояра.

Всё-таки я правильно указывал на традиции булгар переводить на свой язык чужие названия. Гази-Барадж происхождение названия реки Сасы-Идель абсолютно верно связал со смертью. Он только неправильно истолковал причину появления данного названия. Но истинный смысл происхождение этого гидронима он указал правильно. Вспомним, что Караджар был родом с балтийского Волина. Поэтому и реки новых городов он и его сын назвали так, как называлась река, на которой стоял родной город Чернояра (Караджара).

Западнославянский город Волин, как известно, находился в устье Одера. «Одер», это измененное германцами название славянской реки Одры. Отмечу: смысл названия Одры у западных славян соответствует смыслу названию древнегреческого Стикса. Это река мертвых, по которой души умерших пересекают границу жизни и смерти. Именно поэтому в русском языке до сих пор сохранилось выражение «на смертном одре».

В толковом словаре Ефремовой читаем: «Одр – м. устар. а) Постель, ложе. б) Постель, ложе больного или умирающего. 2) Носилки для выноса покойного».

Скорее всего, именно с таким толкованием названия реки Одры, связан погребальный обряд варягов, сжигающих умерших в корабле или лодке. Это, очевидно, символизировало отплытие в мир иной по Одре. Видимо в Волине данная традиция захоронения была устойчивой и весьма древней. Булгары же перевели название рек Одра, данное Караджурами Быстрой Сосне и Нерле на свой язык, как Сасы-Идель (Саз-Идель). Так как население обоих городов было славянским, смысл этого булгарского названия затерялся во тьме веков, а название осталось в привычных уже нам топонимах.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного
  Да, население обеих городов было славянским. В Суздале, как ясно из вышесказанного, жили славяне-мурдасы. А на реке Сосне славяне-буртасы. Почему славянское население этих городов не сохранило первоначальные названия, данные Чернояром и его сыном? Во-первых, на Дону сохранило. Вот только «станция» Волин, после ее разгрома в 1111 году Владимиром Мономахом, уже не возродилась. К тому же мурдасы и буртасы – это автохтонное население средней полосы России и Поволжья. Для них название западнославянского города Волин было таким же экзотическим и непонятным, как и булгарское название «Сасы-Идель». То же самое можно сказать и об Одре.

Из вышесказанного можно еще раз констатировать, что западные славяне в 8-10 веках осуществляли массовое переселение в Северо-Восточную Русь, перевозя с собой привычные названия городов и рек. Можно также отметить, что булгарские летописи чётко определяют природу колбягов, выводя их из племени балтийских славян, живших по-соседству с Волином. Всё правильно, город Колобжег, откуда происходит этноним колбяги, стоит от устья Одера, где располагался Волин, всего в 65 км.

Вообще, имена караджарской династии булгарских купцов являются весьма показательными и для выяснения природы варягов и колбягов, и для прояснения некоторых туманных моментов европейской истории. Например, имя одного из потомков Чернояра чётко показывает, кем по происхождению были «готы» Вилимера, пришедшие во 2 веке н.э. с берегов Балтики на Дунай. Иордан пишет, что во времена разгрома Русколани «готы» находились под властью двух родов: «…они разделились между двумя родами своего племени: везеготы служили роду Балтов, остроготы – преславным Амалам»(6).

Род Балтов многие исследователи трактуют как сугубо германскую династию. Но вышеприведенный отрывок из «Гази-Барадж тарихы» показывает, что данное имя было употребляемо среди славян. Вернее сказать, среди балтийских славян: варягов, галичан и колбягов. Вполне возможно, что это же имя носил и пушкинский Балда, так как няня великого поэта была варяжского происхождения. А вот среди других этносов данное имя не зафиксировано.

Я уже предполагал, что имя Балта, возможно, имеет связь с «болотом». Либо оно указывает на этноним племени, некогда жившего на берегах Болотона, а затем под давлением римлян перебравшихся к Варяжскому морю. Либо данное имя связано с местом нового проживания, на берегах моря, которое славяне могли называть Балто (болото), за низкие, заросшие камышом берега и мелководье. Вспомним, что Азовское море, древние народы тоже называли болотом (Меотидой).

Упомяну здесь, что данное имя носил не только потомок Караджара. Оно запечатлено и в русской летописи. В Санкт-Петербурге в Рукописном отделе Российской национальной библиотеки хранится неопубликованная летопись, в которой сообщается следующее: «... Ходиа князь великий Рюрик с племенником своим Олгом воевати лопи и корелу. Воевода же у Рюрика Валлт и повоеваста и дань возложиста...» (7).

Как только не этимологизировали данного Валлта наши учёные. И на основе финнских, германских, шведских, эстонских и др. языков. Вот только славянской этимологии, я не встречал ни разу. И это показательный симптом славянофобии современной отечественной историографии. А может они сказок Пушкина в детстве не читали?

То, что отмахнуться от рассказа Гази-Бараджа о династии Караджуров не так уж и просто, доказывает сопровождающая данный рассказ топонимия. По сведениям этой древнебулгарской летописи, Караджуры долгое время были удельными князьями Волжской Булгарии. Их земли (Кортджак) включали территории, входящие ныне в Московскую, Ярославскую, Владимирскую и Нижегородскую области. В приведённом в начале статьи отрывке мы встречаем и реку Нерль, как известно впадающую в Клязьму (Гюль-Асму). На этой реке и поныне стоит Суздаль.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Некоторые современные исследователи на основе анализа топонимов северо-Восточной Руси приходят к выводам, что финское население на этих территориях является более древним. История названия Суздаля и Клязьмы, описанная булгарским автором, прямо говорит, что для таких выводов нет никаких оснований.

Нет никаких оснований и для вывода о том, что булгары были здесь более древним населением, чем русские. Булгары всегда называли данный город балтославянским словом «Балын», а русские до сих пор употребляют булгарское слово «Суздаль». И тот и другой народ не были в этих местах автохтонными народами. Также, не были аборигенами этих мест и финно-угры.

Я говорю, что русские не были здесь автохтонтами только потому, что доминирующая роль в этногенезе современных русских принадлежит балтийским славянам (галичанам, ругам, колбягам, волынцам). Аборигенами же этих мест являются кривичи, мурдасы и другие племена восточных славян.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Название реки Гюль-Асма, как вы уже поняли, местное славянское население превратило в Клязьму. На территории Кортджака (в Нижегородской области) можно найти город Кулебаки (районный центр в 40 км от Мурома) название которого, скорее всего, связано с колбягским происхождением Караджара (Чернояра). Далее в рассказе о Караджурах Гази-Барадж называет еще несколько населенных пунктов, построенных ими. Среди них мы найдем многие названия, известные нам и сейчас.

Так, древнебулгарский автор называет Урджум на реке Нукрат-Су (Вятке). Город Уржум до сих пор носит это название. Именно с приходом в эти места колбягов, являющихся поморами польского взморья, родилась легенда о Ляхе и Вятко. Недалеко от города Кулебаки в Выксунском районе расположено большое село Ляхи. Известно, что с древних времен украинцы и восточные славяне звали жителей современной Польши «ляхами». Скорее всего, Караджур (Чернояр) не был первым кулбаком, поселившимся в этих местах.

«Гази-Барадж тарихы» повествует нам, что еще в 816 году воевода Светогора (Айдар Угыра) Вадим (Будим) нанял в Байлаке 5 тыс. ульчийцев из племени кулбак. Байлаком булгары традиционно называли Польшу, а ульчийцами - славян вообще. Скорее всего, предводителя именно этих кулбаков звали Вятко. Булгары мурдасов Поочья называли ещё батышцами (вятичами). Поэтому джура Алмыша Караджур появился в Восточной Европе уже по накатанной кулбаками и балынцами дороге.

Волынцы (галичане) появились в Северо-Восточной Руси ещё задолго до призвания Рюрика. О балынцах (волынцах) Гази-Барадж впервые сообщает, рассказывая о событиях 660 года, когда умер великий булгарский хан Кубрат (Курбат): «Так как Курбат перед смертью запретил булгарам сражаться друг против друга, то Шамбат напал на кана с ак-балынскими ульчийцами и сакланами-урусами, а Атилькэсэ - с мурдасами, масгутами, тюрками и наемным отрядом тюркмен...»(8).

«Ак-балынские ульчийцы» в переводе на русский язык - это «восточные славяне, выходцы из Волина» или «белорусы», так как «ак» по-булгарски означало не только «белый», но и «восток». Да и вообще, булгары традиционно называли всю Северо-Восточную Русь вместе с территорией современной Белоруссии обычно двумя названиями: Балыном (Волином, Волынью) и Галиджем (Галичем). А русские Северо-Восточной Руси для них были балынцами (волынцами) или галиджийцами (галичанами).

Перевести на булгарский язык название славянского города Волин было не трудно, ведь «бал» («бул») по-булгарски, означает - «вольный человек». Это слово, в данном смысле, сохранилось до сих пор в некоторых районах Татарии и присутствует в татарско-русских словарях, чаще всего в старых. Не скажу, что оно заимствованно из русского языка только потому, что предполагаю у булгар и русских общее индоевропейское происхождение очень древнего «разлива».

Еще одним доказательством того, что булгарское слово «бал» («бул») имело со славянским словом «воля» один и тот же смысл, является вариант написания в старинных булгарских летописях славянского имени Всеволод – Сып-Булат. «Сып» означало, видимо – «все», а «булат» - «волод». Понятно, что славянское слово «володеть», истолковывается, как «волю давать». Поэтому другое славянское имя Владимир, по-булгарски писалось как Булымер. Скорее всего, слово «воля», это общий для обоих народов архаизм.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Город Балын (Суздаль) некоторое время существовал в составе Кортджака, удельного княжества, подчиняющегося Волжской Булгарии. При Святославе Игоревиче (в 964 году) эти земли были переданы Киевской Руси в обмен на русское участие в разгроме Хазарского каганата и выплату так называемой «джирской» (ростовской) дани, которую русские князья платили вплоть до 12 века.

Видимо во времена подчинения этих земель булгарам (9-10 века), город получил и свое второе название - Саз-Идель (по названию реки), которое закрепилось за городом навсегда (Суздаль). Сами булгары еще долго, вплоть до наших времён, называли его Балыном. Русские же наоборот запомнили перенесённое на имя города булгарское название реки.

Участие Святослава в разгроме Хазарского каганата вылилось, согласно «Гази-Барадж тарихы» в то, что булгары самоустранились от прямого участия в этих военных походах и князь Святослав самостоятельно разгромил эту восточную империю, что впрочем, не избавило его от выплаты «джирской» дани.

С информацией «Гази-Барадж тарихы» перекликается содержание русской былины «Алеша Попович и Тугарин змей» (Русская народная сказка в обработке Афанасьева А.Н.), по мотивам которой снят полнометражный мультфильм. Там речь как раз идет о «ростовской дани». Кстати, на знамёнах булгар был изображён змей Ельбеген с двумя, а иногда, с тремя и более головами. Напомню также родовое название булгар утигуры, которое хорошо сопрягается с именем Тугарин.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

А теперь зададимся вопросом. Для чего авторы, якобы сфабрикованного в националистических целях, свода булгарских летописей «Джагфар тарихы», куда входит летопись Гази-Бараджа, столь тонко прописали историю перенесения топонимов Поодерья на земли современной Северо-Западной России? Для чего им это надо было? Для взращивания национального самосознания волжских татар, являющихся прямыми наследниками булгар? Так пишут критики «Джагфар тарихы». Для придания данному своду реалистических черт?

Но данное соответствие (Волин-Одра >Балын-Сасы-Идель) могли бы вообще не обнаружить никогда, потому что это никому не нужно. Вот и выходит, что летопись Гази-Бараджа подлинная. Гази-Барадж по его словам был полиглотом, он сам долгое время жил в Суздале, где и женился на русской. Он прекрасно знал о чём писал. Но даже он не смог понять причину возникновения названия реки Сасы-Идель (смердящая река), предположив, что её назвали так потому, что на её берега переселили мурдасов, убивших Саина.

Косвенным подтверждением правдивости рассказа Гази-Бараджа о семействе Караджара (Чернояра) является топонимия территории, где по рассказам булгарского летописца Караждар вел активную деятельность. Всем с детства хорошо знакома сказка об Илье Муромце (из села Карачарово). Как известно, он служил киевскому князю Владимиру Красное солнышко, который правил в конце X века. Село Карачарово существовало на самом деле и ныне является микрорайоном города Мурома. Исследователи не раз обращались к толкованию этого названия, но к единому знаменателю так и не пришли.

Рассказ Гази-Бараджа срывает завесу и с этой тайны. Чернояр (Караджар) жил в начале Х века. Несомненно, что название села Карачарово (Караджарово) связано именно с этим человеком. Ведь оно не могло появиться в те времена, когда Муром входил в состав Киевской Руси. В 965 году князь Святослав присоединил муромские земли. С этих пор чисто булгарское название, каковым является название села Карачарово, не могло появиться в этих краях. Другими словами, оно возникло до 965 года, тогда, когда по словам Гази-Бараджа этими землями правил Караджар и его династия.

Подобную топонимию можно обнаружить на близлежащих к Мурому территориях и в местах торговой деятельности семейства Караджара:
поселок Карачарово, Конаковский район Тверская область;
село Карачарово, Волоколамский район, Московская область;
поселок Карачарово, Собинский район, Владимирская область;
деревня Карачарово, городской округ Домодедово, Московская область;
поселок Карачарово, Тутаевский район, Ярославская область;
село Черный Яр, Кишертский район, Пермский край;
поселок Черный Яр, Новолялинский район, Свердловская область;
село Чернояр, Заметчинский район, Пензенская область;
село Черный Яр, Приморский район, Архангельская область.

Топоним Карачарово есть и на карте Москвы. Это одноименный исторический район на востоке столицы на территории Нижегородского района, в состав которого входит территория бывшего села Карачарово. На основании вышесказанного можно прийти к выводу, что данное Карачарово существовало задолго до возникновения Москвы.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Литература:

1.Горбаневский М. В., Дукельский В. Ю. По городам и весям «Золотого кольца». М., 1983. С. 130.

2.Нерознак В. П. Названия древнерусских городов. М., 1983. С. 166

3. Алексеев А. А. О Новгородских вощёных дощечках начала 11 века // Русский язык в научном освещении. — № 2 (8), 2004, С. 203—208.

4. Гази-Барадж тарихы. // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С. 57.

5. Гази-Барадж тарихы. // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С. 69.

6. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Вступительная статья, перевод, комментарий Е. Ч. Скржинской. С. 125.

7. Рукописный отдел российской национальной библиотеки. – Q IV 88.-Л. 766 об., 767 об.

8.Гази-Барадж тарихы. // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С. 20 .

http://skolo.ru/secrets-towns/67-istoriya-vozniknoveniya-suzdalya.html

Этимология слова князь

Вверх |

etnogena02.hut2.ru

X