почта etnogena02.hut2.ru

ПРЕДЫСТОРИИ РУСИ КЛИКНУТЬ
| На сайт КЛИКНУТЬ | ОГЛАВЛЕНИЕ КЛИКНУТЬ | На весь экран | Почта |

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Terra incognita – Русь :::: 11. Бахмуты

Трусов С.В.

Рассказ о «голубых бахмутах» - это, как раз, то самое место в повествовании Каяловых, которое вызывает наибольшее недоверие. Что это еще за «голубые бахмуты»? Сказки, какие-то… Но стоит углубиться в средневековые источники, как становится ясно: в данном случае рассказ Каяловых тоже оказывается абсолютно правдивым. Была такая экзотическая порода лошадей! И именно голубая! Такую «сказку» не смог бы выдумать и самый продуманный фальсификатор.

Напомню, Каяловы рассказывали Галине Пелих, что занимались на своей старой родине, как земледелием, так и коневодством. Разводили они дорогих коней – голубых бахмутов. Этот промысел приносил Каяловым хороший доход. Может поэтому соседи Каяловых Цингалы крали этих коней при всяком удобном случае.

Так что это за невиданная масть – голубые бахмуты? Во-первых, коснемся самой масти. Коней чисто голубого цвета вы сейчас не найдете. Но то, что они были зафиксировано во многих старинных источниках, факт, от которого трудно так просто отмахнуться. Эти кони были большой редкостью. Недаром есть такая русская пословица: «Барчуки, да поповичи, да голубые кони — редко удаются». Видимо, чтобы вывести такую породу лошадей, надо было изрядно попотеть. Вообще, в России, лошадью голубой масти, величают вороного коня с синеватым отливом, серого с синеватым отливом, либо мышастого цвета. Но в данном случае, как мне кажется, речь идет именно о конях голубого цвета.

Галина Пелих в статье «Обские Каяловы о реке Каяле» пишет: «Духовная грамота княгини Вольцкой Юлиании» (1503 г) упоминает о том, что Иван, князь русский, имеет «мерина эксравагантной голубой масти»(119). Иностранные путешественники 16 в. писали о «необыкновенной масти коней» в России. В одной из ямских книг 16 века отмечено что проезд в упряжке с голубым конем стоит в 15 раз дороже, чем с любым другим» (120).

Хорошо, будем считать, что голубой цвет лошади не сказка, рассказанная сибирскими старожилами. Но что это за порода такая – бахмуты? Оказывается, есть такая порода лошадей. Зафиксирована она в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля: «Бахмат - м. стар. татарск. малорослая, крепкая лошаденка; клепер, пони, клячонка, маштак, маштачок».

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного
  Об этих бахматах поведал в своих «Записках о Московии» Сигизмунд Герберштейн, рассказывая о причерноморских татарах (121): «У них в изобилии имеются лошади, хотя с низкой холкой и малорослые, но крепкие и выносливые, одинаково хорошо переносящие голод и работу и питающиеся листьями, ветками и корой деревьев, а также корнями трав, которые они выкапывают и вырывают из земли копытами (даже из-под снега, если нет травы). Столь выносливыми лошадьми татары весьма умело управляют. Московиты уверяют, будто эти лошади под татарами быстрее, чем под другими - это известно им по опыту. Эта порода лошадей называется “бахмат” (Pachmat). У них, как правило, толстые хвосты».

Как видите, термин «бахмат» по отношению к породе лошадей зафиксирован в разных источниках. Но вряд ли дорогие лошади, разводимые Каяловыми, были теми самыми татарскими лошадьми низкого роста. В отличие от Даля, более древний «Словарь Академии Российской» пишет: «Ба́хмат. Название старинное, означающее великорослую лошадь» (122).

Тем не менее, в любом случае ясно, что название породы не было выдумано сибирскими Каяловыми. Как мне кажется, такое имя было дано лошадям из-за длинных грив. « Бахмат — порода длинногривых твердокопытных лошадей» - такая сноска приведена в первом издании книги Герберштейна. Даль тоже утверждает, что таким именем (бахмет) называли косматых, мохнатых и длинноволосых людей и лошадей.

Как утверждает профессор Алтайского университета Алексей Малолетко: «Слово «бахмат» как название лошадиной породы и одновременно местный диалектизм было зафиксировано в Сибири(123).

А я добавлю, что это слово можно и сейчас найти на географической карте. Все в тех же местах (в междуречье Дона и Днепра), где когда-то жили Каяловы, течет река Бахмут (Бахмутка).

Рис. 23. Фрагмент карты Восточной Украины
.

Она берет свое начало из тех же самых мест, откуда вытекают реки Торец (Тор в рассказах Каяловых) и Волчья, чуть выше Донецка, там, где стоят села Верхнеторецкое и Новобахмутовка. На Бахмутке стоит город Артемовск. До 1924 года он назывался Бахмутом.

Галина Пелих пишет в своей статье (124): «Не исключено, что потомки «голубых бахмутов», приведенных Каяловыми в Сибирь, дожили до наших дней». И приводит при этом рассказ писателя В.В. Сапожникова о встрече в Сибири с чудесным конем: «Мужики были черные, а конь голубой… чистых кровей, необыкновенной силы, не боится грозы, не спадает с тела в любой дороге…» (125).

Этимология слова «бахмут» для меня непонятна. Не помогло даже то, что разбор этого слова есть в этимологическом словаре Макса Фасмера: «Mi. EW (414) указывает на тат. paχn at от перс. pehn "Широкий, большой" (Локоч 11; Хорн, Npers. Et. 76) и тюрк. at "лошадь", что весьма маловероятно. По мнению Менгеса (Festschrift C ̌yževśkyj 187 и сл.), бахмат с первонач. знач. "татарская лошадь" следует возводить к тюрк. форме имени Mähmäd "Магомет"; ср. др.-русск. Бохмитъ "Магомет" (Пов. Врем. лет под 986 г)».

В ПВЛ, на самом деле, Магомета называют Бохъмитом. Хорошо известна в русском языке славянизированная форма имени исламского пророка – Махмуд. Но как его увязать с лошадью, я не знаю. Понятно, что русскоязычные кочевники междуречья Дона и Днепра не имели никакого отношения к мусульманским пророкам. Поэтому в данном случае мы имеем простое созвучие двух независимых друг от друга терминов.

Фамилии Бахмут, Бахмутов, Бахмутенко, Бахмутский широко распространены на Украине, в основном в Южной и Восточной её частях. В России она чаще всего встречается в Ростовской, Воронежской, Курской и Волгоградской областях. Вполне возможно, что фамилия Пахмутов, тоже является производной от Бахмут, а вовсе не от имени «Пафнутий», как пишут на фамильных сайтах интернета.

В Донецкой области, кроме города Бахмута (Артемовска) и села Новобахмутовка есть еще село Бахмутовка. Небольшой населенный пункт Бахмут расположен под Кстово Нижегородской области. Село Бахмут находится в Башкирии, недалеко от границы с Оренбургской областью. Села Бахмутово расположены в Чувашии, в Калужской области, на Волге в Тверской области стоит деревня Бахмутово. Новая Бахмутовка и Веселая Бахмутовка существуют в Ростовской области, рядом с городом Шахты. Городок Бахмач стоит в 70 км от Путивля, со стен которого рыдала Ярославна.

Кстати, донецкие села Бахмутовка и Новобахмутовка стоят не на реке Бахмут (первое на Айдаре, второе на Кривом Торце). Так что, скорее всего, производным для всего этого многообразия топонимов служит вовсе не имя реки Бахмут, а что-то другое.

Добавлю еще, что степные жители Причерноморья самары, наверняка приехали в Сибирь на лошадях. Естественно, лошадь в условиях жизни в Среднем Приобье плохая помощница. Легкие олени, не проваливающиеся в хлюпкий грунт и снежный наст, выигрывают конкуренцию у лошадок. Поэтому, естественно, что со временем кони в Среднем Приобье отошли на второй план.

Но не скелеты ли самарских лошадей находят археологи в ранних захоранениях Ханты-Мансийского округа? Так, в захоронениях «кинтусовцев» (Кинтусовская археологическая культура среднего Приобья 9-13 века) среди остеологических остатков кости лошади составляют 39 %, а северного оленя 42% (126). В раскопках этого периода на Барсовой Горе под Сургутом найдено большое количество бронзовых фигурок лошади и всадник.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного
  Впрочем, я не настаиваю на такой интерпретации этнического происхождения кинтусовцев. В данный временной отрезок хорошо вписываются предки хантов, которые будучи кочевниками бежали на север от печенегов. Тем не менее, по рассказам Каяловых самары селились по Иртышу и по Оби вверх от устья Иртыша. Поэтому вполне возможно, что именно самары продлили в этих местах культуру разведения лошадей, дожившую практически до нашего времени.

Известный исследователь Тобольского севера А.А. Дунин-Горкавич писал в 19 веке, что юганские ханты имеют странный обычай запрягать вместе с оленями, в качестве стремянной, лошадь (127). Юганские ханты живут как раз в местах бывшего проживания самаров. Именно на территории их проживания сохранился населенный пункт с самарским (цингальским) названием Сингапай (Цингапай на карте Ремезова).

Дунин-Горкавич отмечал, что остяки этого племени отличаются от других остяков более высоким ростом и более светлыми волосами. Их, впрочем, как и многих других остяков, живущих вдоль Оби и Иртыша, он относил к «конным остякам», в отличие от других, которых он называл «оленными» (128).

Литература:

119.М.Г.Рабинович. Русские письменные источники эпохи феодолизма…// Труды института этнографии. Т.110. М., 1982. С.13.

120.А.А.Лебедева. О зимнем гужевом транспорте// Полевые исследования Института этнографии в 1975 г. М., 1977. С.12.

121.Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии. М. МГУ. 1988. С.167.

122.Словарь Академии Российской, ч. I, СПб., 1789. С.116.

123.А.М. Малолетко. Лукоморье. «ZR» ТОМСК MAGAZINE № 5 (18)октябрь 2006.

124.Пелих Г.И. Обские Каяловы о реке Каяла // Вопросы географии Сибири. Томск, 1995. Вып. 21. С. 63.

125.Вл.Сапожников. Шаманка. Новосибирск. 1969. С.117.

126.Коллектив авторов Уральского государственного университета, Древний город на Оби: История Сургута. Екатеринбург, изд. «Тезис», 1994 г., С. 68-70.

127.А.А. Дунин-Горкавич. Тобольский Север. Т. II. Тобольск, 1910. С.

128.А.А. Дунин-Горкавич. Тобольский Север. Т. I. Тобольск, 1910. С. 88.

Бахмуты

Вверх |

etnogena02.hut2.ru

X