почта etnogena02.hut2.ru

ПРЕДЫСТОРИИ РУСИ КЛИКНУТЬ
| На сайт КЛИКНУТЬ | ОГЛАВЛЕНИЕ КЛИКНУТЬ | На весь экран | Почта |

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Terra incognita – Русь :::: 11. Происхождение сарматско-самарского этнонима *цингаловы* сибирских переселенцев с Северного Причерноморья

Трусов С.В.

История распространения сарматского этнонима *цынгаловы* в Приднепровье и в Западной Сибири

Напомню, в рассказах Каяловых, Цингаловы были их западными соседями, которые частенько воровали разводимых Каяловыми лошадей.

Галина Пелих, рассказала легенду, записанную со слов Каяловых, действие которой разворачивается еще до переселения в Сибирь: «Цингалы были конокрадами. Соседи били их за это «смертным боем». Ничего не помогало. Тогда предки Каяловых устроили специальный молебен и просили «Касьму-Димьяна» (по другой версии –«речного старика») образумить Цингалов. И вот, однажды зашаталось под ногами Цингалов земля, и их дома стали проваливаться в образовавшуюся пропасть, а река изменила свое русло и потекла вместо запада на юг.

Цингалы в ужасе бежали в Сибирь и поселись там у самого северного устья Иртыша. Но и здесь они стали воровать у остяков пушнину , которая лежала в никем не охраняемых амбарчиках. Тут совсем рассердился «речной старик». Застонала земля, зашатались горы. Сам могучий Иртыш изменил свое русло и хлынул на цингальские земли.

Цингалы бросились бежать в гору, но гора раскололась на две части. Тогда Цингалы бросились на колени, умоляя богов спасти их и поклялись, что никогда больше не будут воровать. И сразу утихла земля и успокоился Иртыш, но он уже тек по другую сторону горы, где раньше стояли дома Цингалов. С тех пор Цингалы перестали воровать. Они помирились и породнились с остяками. И сами «обостячились». Все стали жить хорошо и дружно. На месте старого русла Иртыша осталась цепь озер, которые теперь называются Цингальскими».

Как видим, в этой легенде упоминается «Касьма-Димьян», о котором я говорил выше (в статье «Об именах остяцких князьков»).

Далее Галина Пелих пишет: «В Самарском Приобье действительно есть гора Цингальская с крутым обрывом в сторону Иртыша, есть река Цинга, озера Цингальские. По словам Г.Ф.Миллера, «На вершине Цингальской горы можно и сейчас видеть остатки прежнего укрепления, почему это место и называют по-русски Цингальским старым городищем… Еще сейчас можно видеть на западной стороне этой горы следы старицы, где прежде протекал Иртыш… Ниже Цингальских юрт можно видеть устье старого потока Иртыша» (42) .

Рис. 5. Карта Нижнего Поиртышья.

И.Е.Фишер сообщает, что на западном берегу Иртыша «есть великая гора, которая в древние времена соединена была с горами восточного берега; ибо на западной стороне той горы видны еще следы , где тек прежде сего Иртыш. Но како сия гора обвалилась, отдалилась от прочей части гор, то Иртыш тогда потек через отверстое пространство… и доныне еще видно нижнее русло старинного рукова» (43).

В связи с приведенными выше данными может возникнуть мысль о местном (обском) происхождении сообщенного Каяловыми предания. Однако начало предания (о пребывании предков Каяловых в южнорусских степях, где они жили рядом с Цингалами) тоже находит подтверждение в местных (украинских) материалах.

В эпоху, предшествующую бегству Каяловых в Сибирь, русское население причерноморских степей жило в окружении половцев или под их властью. Естественно, оно испытывало сильное тюркское влияние. А тюрским наречиям, как известно, свойственен переход звука «М» в звук «Н» и обратно. Например, кунпара-кумпара «копилка»; канбак-камбак «род травы» (43) . Название города «Симбирск» на карте И.Е.Фишера значится как «Синбирск» и т.д. Поэтому звук «цин» в слове «цингалы» мог звучать как «цим».

К западу от интересующей нас территории (где могли прежде жить Каяловы) встречается несколько сходных топонимов: с.Цимбалы, курган Цимбалка, курганы Большая Цимбалка и Малая Цимбалка.

Здесь же зафиксированы предания о стихийной катастрофе, связанной с изменением речных русел. Предполагается, что в данном районе изменили свои русла сразу две реки: Конка(древняя Пантикапа) и Молочная (античный Герр). Но течение реки Конки изменилось в противоположном (каяловскому преданию) направлении – с восточного на западное, тогда как река Цингалов должна была сначала течь на запад, а потом на юг. Именно это произошло с рекой Молочной , которая сначала текла к Серогазским балкам, где сливалась с Гипакирисом и впадала в Черное море к западу от Крымского полуострова, а не к востоку, как теперь. Показательно также наличие на территории современного Донбаса таких названий как «Провальная степь», «балка Провальная», село Провальное».

Таким образом, к западу от предполагаемой прародины Каяловых тоже имели место природные катаклизмы, связанные с изменением речного русла (с западного направления на южное) как об этом говорится в предании о Цингалах, а также отмечается наличие сходных топонимов».

Рис.6. Нижнее Поднепровье. Сурожское (Азовское море). Река Конская – Конка.

В Сибирь Цингаловы стали переселяться раньше Каяловых. Здесь представители этих двух фамилий селились по-соседству. Цингаловы, как и Каяловы сами себя называли самарами и говорили на русском языке.

Цингаловы - странный на первый взгляд этноним. Но на его присутствие, как в причерноморских степях, так и в Западной Сибири, указывает огромное количество, сохранившихся по сей день топонимов.

До сих пор на Иртыше несколько выше Ханты-Мансийска сохранилось большое село Цингалы (то самое « *Cingolo», указанное на карте Ортелиуса, повторенное потом на карте Г.Л. Анания в 1582 г.), современный поселок Сингапай, недалеко от Нефтеюганска (Цыгапай на карте С. Ремезова).

Рис. 7. Фрагмент карты Ремезова. 1699-1701г.

Он отмечен и в «Списке населенных мест Тобольской губернии»(44). На картах Ханты-Мансийского округа можно найти упомянутые уже Цингальские юрты и Цингальские озера. На Сургутском листе Чертежной книги Сибири, составленной до 1701 г. С. Ремезовым, на правом берегу Иртыша в его нижнем течении показаны «домики», сопровождавшиеся надписью «Цынганы», а рядом – река Цынга, вытекающая из озера. Об ушедших на восток после прихода казаков Ермака цингалах говорят такие топонимы как озеро Цинголь, расположенное недалеко от реки Чулым. Когда-то в низовье Чулыма (приток Оби) стояла инородческая деревня Цыганова (45) .

Алексея Михайловича Малолетко замечает по поводу этого: «Вряд ли в то время здесь, в селькупской среде, жили цыганы» (46) . Как правильно заметил в своих статьях профессор, многочисленные топонимы типа: Цыгановка, Цыганово, Цинганы, Цынга никак не связаны ни с «цыганами», впервые пришедшими на юг Украины в 16-17 веках, а в Сибирь и того позже, ни, тем более, с болезнью «цингой». Таких названий на картах Сибири и Подонья не перечесть. Цыгане вообще, не тянутся к оседлой жизни, поэтому изобилие в нашей стране таких названий никак с ними не связано.

Просто, непонятные через столетия названия «цингаловы» и «цингалы» стали превращаться в переосмысленное «цыгановы». Алексей Михайлович в своей статье «Первая русская колония в Сибири» отметил: «В языке хантов вообще нет фонемы «ц», поэтому топонимы и антропонимы с основой на «ц» не связаны с хантами. Этот топоним имеет русское происхождение и связан с цынганами, соседями Каяловых на их родине в Северном Причерноморье» (47).

Профессор Малолетко собрал еще множество топонимов связанных с цингалами (цынганами). Это и юрты Цингинские по р. Демьянке (48). И, зафиксированные на карте 1928 года, юрты Цингалинские из пяти дворов в 2 км от деревни Горная Суббота (Уватский район Тюменской области).

Сравнительно недавно, в послевоенное время, на государственной карте СССР были показаны «юрты Цынганины» на левом берегу Большого Югана и «изба Цынганина» на р. Керпетьмуль. Возможно, потомком русскоязычных цынгалов был казымский остяк Богдашко Цынгопов – «пущий изменник», который подстрекал вогуличей и самоедов не платить ясак (49) . В списке населенных мест Екатеринославской губернии (Левобережная Украина) за 1858 г.(50) упомянуты три населенных пункта, расположенные по р. Самара и, возможно, связанные с цынганами:

1)Цыгановка (34 двора, 240 жителей), 2) Цыгановщина (57 дворов,

511 жителей), 3) Цыгановка (два двора, 28 жителей).

При описании народов, населявших в 1858 г. Екатеринославскую губ. (ныне Днепропетровская область), цыгане вообще не упомянуты, поэтому, предполагает профессор Малолетко: «… деревни Цыгановка (две деревни) и Цыгановщина – это память о давних цынганах». Добавлю от себя к этому перечню «Цыганскую долину», местность, обозначенную на военной карте 1736 года в низовье Днепра (левобережье) (51).

Эта «долина» находится несколько западнее истоков реки Волчья, левого притока Самары, поэтому предположу, что как раз об этой местности рассказывали Каяловы: «Цынгане жили западнее нас…». На этой же карте, напротив города Козлова (современная Евпатория) помечен населенный пункт Ценгалик.

Волчью можно идентифицировать как реку, которую самары называли Каялой, так как по рассказам Каяловых в верхнем течении эта река носила другое название, а именно Волчий хвост.

Елексей Михайлович упомянул о том, что цынгалы, «возможно останавливались в низовье р. Пышма, притоке Тобола (между с. Червишево и ст. Винзили). Здесь имеются две реки с названием Цынга». Это подтверждают рассказы моей бабушки Васюни, чалдонки из села Усть-Ламинка, Голышмановского района Тюменской области. Она рассказывала мне, что до Столыпина «вокруг нас были только чалдонские деревни».

В связи с тем, что передаточным звеном между старым самарским и новым русским населением мог служить хантыйский или татарский языки, в которых отсутствует фонема «ц», а также из-за непонимания смысла топонимов на основе слова «цингал» новыми русскими поселенцами, заглавная буква «ц» данных топонимов, могла быть заменена ими на «х» или «с». Примером чему является современный населённый пункт Цингапай, обозначенный на карте Ремезова, как Сингапай.

К тому же заглавная буква подобных топонимов могла вообще потеряться. «Ингалы» - такие названия населенных пунктов присутствуют на картах Западной Сибири. Только по Иртышу между Тобольском и Омском я встретил три деревни «Ингалы». В Атласе Российской империи за 1745 год в этих местах название «Ингала» тоже не редкость. Так называется речка, впадающая в Исеть прямо перед ее устьем. Теперь в этих местах стоит село Ингалинское. В этой связи, возможно, что названия рек Ингул и Ингулец на правобережной Украине, тоже связаны с «цингалами».

О том, что Цингаловы жили на Оби еще до прихода Ермака, документально подтверждает Кунгурская летопись. Семен Ульянович Ремезов, рассказывая о походе Богдана Брязги во главе отряда из пятидесяти казаков весной 1582 года в низовья Иртыша, пишет: « И проплыша до Цингалы и Наримского городка, а в городке точию жены их и дети и от страха омертвевши...» (52).

В следующей статье своей сибирской истории, Ремезов упоминает и Самарово: «И в 20 день доплыша до Самара княжца. И ту в сборе 8 княжцов, ждуще побити силою. Богдан же с товарищи, моляся богу в день недельный приплыша протокою под самой Самар и засташа многих Остяков в карауле спящих...»

Перед современным поселком Самарово нет речных проток. Но это вовсе не означает, что их не было в 16 веке. Иртыш своенравная река. Тем не менее, предположу, что княжеский городок Самар и существующий в 17 веке населенный пункт Самаровский Ям располагались чуть выше по течению Иртыша, чем современное село Самарово. На эту мысль наводит информация из «Описания новыя земли, сиречь Сибирского царства» (53): «от Демьянского яму до Самаровского яму плыть на низ Иртышем-рекою 10 дней; а от Самаровского яму рекою Иртышем устьем до великой реки Оби сутки».

От современного поселка Самарова до устья Оби 15 км. Иртыш быстрая река, даже без паруса до ее устья такое расстояние можно пройти за 2 часа. Правда, в «Чертеже всей Сибири, збиранный в Тобольске по указу царя Алексея Михаиловича» (54) названо другое расстояние: «... вниз до устья Иртиша-реки полднища». Но особо это ничего не меняет. Даже за «полднища» от современного Самарова до устья Иртыша и обратно можно проплыть на небольшом паруснике три раза.

Происхождение этнонима «цингалы» трудно объяснить. С этим не справился пока никто. Но я все же попробую. К сожалению, для этого придется сделать большой экскурс в историю. Впрочем, он весьма познавателен. Чтобы докопаться до истины, давайте обратимся к древней булгарской летописи «Гази-Барадж тарихы», созданной Гази-Бараджем, правителем Волжской Булгарии времен Батыева нашествия.

Сразу скажу, что я проштудировал это произведение весьма скрупулезно. Многочисленные подробности совпадающие с другими источниками и значительно добавляющие их, а также доскональное описание происхождения многих весьма незначительных топонимов, этнонимов и других сведений, имеющихся на современных картах, не вызывают у меня сомнения в подлинности данного произведения.

А то, что, по мнению многих маститых ученых, «Гази-Барадж тарихы» является подделкой 17 века (или 20 века), не имеет сколько-нибудь веских обоснований, кроме ажурных ничем не подкрепленных умозаключений и не лучших образцов софистики данных авторов. Я знаю, что многие из них даже в руки не брали эту летопись. К тому же я знаком с мнением многих этих же ученых, по поводу «Повести Временных Лет», что она тоже является поздней фальсификацией.

Да, в ПВЛ большое количество натяжек и неточностей. Но тогда у нас вообще нет ни одного достоверного источника, на который бы мы могли опираться при изучении истории Руси. В таком случае – у нас нет истории. Это нонсенс. Большинство всех летописных источников, не только у нас, но и вообще в мире, дошло до наших дней в поздних компиляциях или переписках, а то и вообще в изложении более поздних авторов. Поэтому, при желании, всю мировую историю можно поставить под сомнение, что с удовольствием делают господа Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко.

Поэтому, давайте, прежде чем высказывать свое мнение, сначала подробно изучим материал и уже потом, путем сопоставления с другими источниками, и просто, на основе логического анализа, будем делать выводы. Поэтому здесь я буду постоянно ссылаться на «Гази-Барадж тарихы», так как сведения, изложенные в этой летописи, непосредственным образом касаются заявленной темы.

Вот и название «цингалы» я попытаюсь объяснить на основе материала изложенного в данной летописи. Подробный материал, посвященный тщательному анализу достоверности «Гази-Барадж тарихы» я планирую издать отдельной книгой. На некоторые явные доказательства подлинности древнебулгарских летописей я буду указывать в ходе изложения всего материала этой книги. С кратким анализом подлинности свода древнебулгарских летописей «Джагфар тарихы» также можно познакомиться в Приложении №1 данного тома.

================================

В Житомирской области к северо-востоку от Киева стоит древний город Коростень. В наших летописях он еще называется Искоростень. Это название появляется на страницах «Повести временных лет» (ПВЛ) тогда, когда Нестор рассказывает легенду о смерти киевского князя Игоря и мести, которую осуществила его вдова, княгиня Ольга.

Напомню, Князь Игорь пришел брать дань с древлян. Взяв с них большую дань, он по дороге назад вдруг решил вернуться с небольшим отрядом и взять еще дополнительную дань. Чтобы вы вспомнили все перипетии этой истории, я приведу отрывок из ПВЛ:

«Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, — поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите вы с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом и сказали: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань».

И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя навстречу ему из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у города Искоростеня в Деревской земле и до сего времени» (55).

Княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа своего. Она живьем закопала одно посольство древлян, другое сожгла в бане. После этого Ольга убила несколько тысяч древлян, предварительно споив их на тризне по Игорю, а затем дотла сожгла их столицу Искоростень, обманув древлян с «птичьей данью».

Судьба князя Мала, согласно ПВЛ, не известна. Более подробная информация на этот счет содержится в «Гази-Барадж тарихы». Согласно этой летописи, Мал не просто древлянский князь. Они с Игорем родственники.

Рис. 8. Родословная булгаро-гуннских правителей из рода Мардан-Дуло.

Мал - двоюродный племянник Игоря по значительно ославянившейся булгарской династии Мардан-Дуло, берущей начало от предков гуннского вождя Булюмара (Баламбера из европейских источников). История этой династии непосредственным образом связана с историей булгарского и русского народов.

В раннем средневековье два этих народа долгое время существовали в одном государстве. Дед Игоря Айдар Угыр (Светогор) последний раз смог объединить славян и булгар в одно большое государство в первой половине 9 века. После его смерти в 855 году единство державы распалось на несколько частей. Киевскую - со столицей в Киеве (Башту в булгарской летописи), восточную – Булгар, со столицей в городе Булгар в Заволжье, Кара-Булгар (междуречье Дона и Днепра) - со столицами в Караджаре (Чернигов), Балтаваре (Полтаве), Хорысдане (Коростени, Путивле), а также Галидж и Джир (Новгород и Ростов) - в Северо-Восточной Руси.

До Игоря в Киеве правили князья других династий. Первым, кому хакан Хазарии даровал право называться князем Киевским, был Вадим Храбрый (Будим в булгарской летописи), который присоединил к Киеву Новгород и Ростов, но его в 858-859 годах убил Аскольд (Ас-Халиб), ставший хазарским наместником при новом киевском князе, сыне Вадима Дире (Джире, Ростиславе).

Рис.9. Карта Восточной Европы согласно сведениям булгарской летописи «Гази-Барадж тарихы». 856 год.

Аскольд в 870 году, воспользовавшись гибелью хакана Хазарии Исхака, убивает и Дира, став новым киевским князем, не связанным с анчийской (украинской) династией Вадима. Но ненадолго.

В 882 году Киев захватывает Салахби (Вещий Олег), сын Эрика (Рюрика). Он стал наместником при малолетнем князе Игоре, который был внуком Святогора и сыном Лачина (Сокола). Аскольда при этом убивает Джун (Дунай), сын Дира.

Лачин, сын Светогора, после смерти отца в 855 году, был посажен хазарами в Кара-Булгар. В волжском Булгаре в это время на трон сел Алмыш, внук Светогора, отец Мала.

Другими словами, в 882 году в Восточной Европе было три крупных, сильных государства. Киевская Русь, включившая в себя усилиями Олега территории от Дуная до Дона и от Черного моря до Балтийского. Все еще сильная Хазария, растянувшаяся от Кавказа до правого притока Волги Свияги и от Дона до Яика (Урала). Волжская Булгария, которая во второй половине 9 века, благодаря усилиям кана Габдуллы Джилки смогла значительно расширить свои границы. Ее территория охватывала земли от современной Костромы до Урала и от степей юга Самарской области до Ледовитого океана.

Я делаю столь подробный экскурс в историю, рассказанную Гази-Бараджем для того, чтобы ввести читателя в курс дела, имеющего непосредственное отношение к истории чалдонов.

==================================

Таким образом, когда Игорь, князь Киевский, Черниговский, Ростовский и Новгородский (князь Башту, Кара-Булгара и Джира с Галиджем) вырос, то не стал ждать, когда Олег добровольно отдаст ему всю власть в столь огромном государстве, созданном усилиями самого Олега.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного
  Он, в 921 году при поддержке хазарского кагана Арслана, выбил соправителя из Киева и стал самостоятельным правителем, взяв себе в жены, попавшую в плен супругу Олега Ольгу. Другой, оставшейся частью бывшей державы Светогора – Булгаром (Волжской Булгарией) до 925 года правил брат Лачына Алмыш, сменивший на троне Джилки.

Его сын Мал в юности попал в плен к хазарам. Приблизительно в 930 году правитель Хазарии Маджар помог Малу (возмужавшему при хазарском дворе вместе с сыновьями Маджара близнецами Аланом и Юсуфом), стать князем Кара-Булгара, отобрав левобережье Днепра у Игоря. Мал обосновался в Хорысдане (Коростени, Путивле), женившись на бывшей жене Игоря.

В 944 году новым хаканом Хазарии, вопреки наследственной традиции, был посажен Узбек, изгнавший с престола Юсуфа. Его хитрый бек Кубар затеял интригу против Мала сразу после хазарского переворота, сменившего в своем уделе прохазарскую политику на пробулгарскую и, спрятавшего в Хорысдане Юсуфа. Вот, что рассказывает далее «Гази-Барадж тарихы»:

«…ловкий Кубар решил расправиться с ними с помощью Угыра Лачыни. Его послы передали Угыру, что хакан не будет противодействовать захвату Угыром Кара-Булгара, если урусский улубий надумает осуществить это. А в Кара-Булгаре тогда было немало городов - Хорысдан, Хурса, Сэбэр, Харька, Салтау, Чаллы и другие, и Угыр весьма обрадовался представившейся возможности овладеть богатым краем.

Для того чтобы спровоцировать войну с Хорысданом, он потребовал от Мала уплаты им дани. Тот согласился с этим и дал требуемое. Тогда Угыр вновь потребовал с него дань - на этот раз для своей жены Ульджай. Мал внес и ее. Но Угыр со своим балынским войском из шамлынцев явился в третий раз и потребовал дань уже для своего сына Барыса, посаженного им в Галидже. На этот раз Мал отказал.

Началась война, в которой Угыр был взят в плен. Жена Мала, бывшая раньше женой Угыра и бежавшая от него по причине происков Ульджай, велела разорвать улубия на куски и развесить их на дереве»(56).

Здесь: Угыр Лачин – это князь Игорь; Барыс - маленький князь Святослав; Ульджай – его мать Ольга; Галидж – Новгород; Шамлын – Смоленск.

Правдивость рассказа, изложенного булгарской летописью, подтверждают данные из других источников. В ПВЛ не говорится о способе казни Игоря. Но спустя 25 лет, в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе его отца - князя Игоря, именуя его Ингером. В изложении Льва Диакона, Игорь отправился в поход на некое племя, был захвачен им в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое (57). Такое совпадение, столь необычного для византийцев вида казни, не может быть случайностью, что является еще одним доводом правдивости изложенных «Гази-Барадж тарихы» сведений.

Мы, наконец, подходим к моменту в истории, рассказанной Гази-Бараджем, непосредственно связанной с цингалами. Дело в том, что, согласно булгарской летописи, Мал был захвачен Ольгой в плен и стал ее любовником: «Ульджай, установив в Хорысдане (который велела называть только “Батавыл”) род Рыштау, вернулась с пленными беками и барынами в Башту. Юсуфа посадили в темницу, а Мала с барынами разместили во Дворе Алмыша и велели эмиру быть истопником в бане Ульджай.

Когда бика вошла в баню вместе со служанкой, эмир выгнал девушку вон и овладел Ульджай, словно дикий жеребец. После этого Ульджай сделала Мала первым урусским беком и держала его вместе с его барынами возле себя и в величайшем почете. Потом наши насмешливо говорили, что эмиру с самого начала надо было сражаться с Ульджай..., а не саблей...» (58) .

Здесь: бика – уважаемая женщина; Алмыш - внук Святогора, который до того как стать правителем Булгара, долгое время, будучи в изгнании, жил в Киеве у Олега и оставил после себя богатый двор.

О причинах, побудивших Ольгу запретить называние «Коростень» смотрите в Приложение №2, помещенном в конце данного тома.

Далее, как нам рассказывает «Гази-Барадж тарихы», Ольга стала тяготиться столь откровенной и предосудительной связью с Малом и только искала предлог, чтобы выпроводить его из Киева:

«Но неожиданный случай привел к падению власти Мала. Улъджай, опасаясь, что ее связь с эмиром станет известной и вызовет возмущение, велела Малу убить свидетельницу ее греха - служанку. Мал, однако, овладел девушкой и отпустил ее. Между тем, она была дочерью одного ульчийского бия, которому все и рассказала. Бий поднял мятеж, требуя, чтобы Мал женился на его дочери. Ульджай решила воспользоваться этим случаем и удалить эмира из Башту, ибо ее вскоре стала тяготить его и собственная страсть, а также поведение барынов и анчийцев Мала. С одной стороны, она должна была часто прерывать даже советы бояров и приемы послов для совокупления с любовником прямо на тронном месте, с другой - барыны и анчийцы чуть ли не ежедневно затевали драки с балынцами и грабили галиджийских и шамлынских купцов.

Поэтому Ульджай велела Малу стать беком той области, и он, легко разбив бия, сел на его место. Бий, однако, остался доволен, ибо Мал предпочел жениться на его дочери. На месте ставки бия эмир построил город, который назвал Хорысданом и установил обычай, по которому его барыны и анчийцы могли взять в жены любую понравившуюся им ульчийскую девушку. Тем не менее, Мал все же остался в чести. Сын Угыра Барыс женился на его дочери, а сын Мала - эмир Диу-Барын стал первым урусским бояром...» (59).

Здесь: бий - это князь; Шамлын – Смоленск; Балын – Суздаль; Галидж – Новгород; ульчийцы – славяне; Малуша, согласно ПВЛ – жена Святослава (Барыса), мать Владимира Красное Солнышко; Диу-Барын (Добрыня) – знаменитый креститель Новгорода, воевода времен Святослава и Владимира, брат Малуши.

Для нас важен тот факт, что Мал построил новый город, который стал называть по имени старой своей столицы – Коростенью (Хорысданом).

Из этого факта становятся ясными причины многих исторических несуразиц. Все это время ученые ошибочно определяли территорию древлян, исходя из сообщения ПВЛ и локализации города Коростеня, размещая древлянское княжество на картах Киевской Руси на правобережье Днепра. В то время как, древляне изначально жили на левобережье.

Именно этот город Коростень, построенный Малом, смутил историков. Он и поныне стоит под своим названием в Житомирской области Украины. В его черте есть поселок Сингаи. Другой поселок с таким же названием находится в 50 км от первого, попав в зону западного радиационного следа чернобыльской аварии. Помните, Цингапай, поселок возле Нефтеюганска, который со временем превратился в Сингапай? Из этой оперы и житомирские Сингаи.

Рис. 10. Фрагмент карты Житомирской области Украины.

Мал, долгое время, вплоть до известных событий, владел землями между Днепром и Доном (Кара-Булгаром). Как раз той территорией, с которой вышли чалдоны Цингаловы. По сведению «Гази-Барадж тарихы», Ольга поселила князя вместе с его барынами и анчийцами в Киеве. А потом, когда грабившие купцов, подчиненные Мала совсем распоясались, отправила всю компанию на новое место. Речь идет, естественно, о житомирском Коростени.

Предположу, что поселок Сингаи стал местом княжеской резиденции. У князей Киевской Руси была привычка выносить княжеский двор за город. То есть другими словами, Мал построил для себя новый город, и княжеский двор, в котором в том числе разместилась его верная дружина, пришедшая с ним из междуречья Дона и Днепра. Судя по названию поселка Сингаи, часть его дружины (или вся) носила название – «сингаи» (цингаи, цингали, цингалы). .

================================

Что за странное название, непривычное славянскому уху? Для пояснения, мы вновь обратимся к «Гази-Барадж тарихы». Дело в том, что приблизительно в 834 году каган Хазарии Урус, воюя с могущественным Светогором (их матери были родными сестрами, русскими по происхождению, отсюда и этническое имя кагана), построил на Дону при помощи византийцев мощную крепость Саркел, которая нам известна по русским летописям как Белая Вежа.

Многие исследователи, не без оснований, предполагают, что Белой Вежей называлась крепость на правом берегу Дона, как раз напротив Саркела. Остатки обеих крепостей были, на скорую руку, исследованы археологами перед затоплением этих мест водами Цимлянского водохранилища. Можно предположить, что вторую крепость в противовес Саркелу построил Угыр Айдар (Светогор). Либо она существовала еще задолго до строительства Саркела.

Согласно «Гази-Барадж тарихы»: «…Урус все же удержал свою державу от распада. Он даровал большие права хазарским мусульманам и христианам, чем привлек к себе многих хорасанцев и румцев и симпатии правителей этих держав. Хорасанцы вооружили новое войско Уруса, а румцы дали ему денег, на которые он нанял на службу часть баджанаков и построил сильную крепость Хин. А названа она была так потому, что в ней разместили гарнизоны из наемных баджанаков, называемых иногда хинцами» (60) .

В другом месте летописи поясняется, что баджанаки (печенеги) пришли в эти места с востока и часто, в знак бывших побед над Китаем, называли себя хинцами (к примеру, Хин-Кубар, легендарный гуннский предводитель, от которого вели свою родословную правители Булгара, назван был так в честь победы над армией Циньской империи).

Крепость Хин-Кала (в таком виде это название фигурирует на страницах «Гази-Барадж тарихы» наравне с Хином) стала опорным пунктом хазар, а впоследствии Волжской Булгарии и Киевской Руси в борьбе друг с другом, с другими кочевниками и для защиты стратегических торговых путей из Средней Азии и каспийского региона в Европу. Этнический состав защитников крепости при этом неоднократно менялся. Когда власть в крепости в очередной раз захватывала противоборствующая сторона, бывшие ее защитники возвращались в родные края.

Предположу, что отсюда и прозвище для тех чалдонов, что когда-то нанимались для защиты Хин-Калы (скорее всего, баджанаки называли себя не «хинцы», а «циньцы», по названию империи Цинь, и только язык «тюран теле», на котором была написана «Гази-Барадж тарихы», не смог нам передать всего своеобразия в звучании этого слова, так как в булгарском языке тоже нет фонемы «ц», отсюда и название крепости не Цинь-Кала, а Хин-Кала).

Подтверждение того, что булгары произносили «х», «ч» или «с» вместо «ц», в то время, как баджанаки (хинцы) эту фонему употребляли, мы найдем в «Гази-Барадж тарихы». Вот, что там написано по этому поводу: «Немало марданских баджанаков в годы нашествий тюркмен, кыпчакских тюрков и мангулов бежало в правобережные округа Беллака и в Тамта-Башкорт. Под их влиянием часть моджарских булгар стала произносить “ц” вместо “ч"…» (61) .

От булгар, долгое время владевших причерноморскими степями, название Китая досталось украинцам – «Хiн». В других языках, не имеющих фонемы «ц», название этой страны звучит как «Чина».

Интересно само происхождение слова «Китай» в русском языке. «Ки-тай», это не больше не меньше, как самоназвание китайцев. Где «ки» - есть ничто иное, как китайское «ка» - великий (сравните «ка-ган» - великий хан), а «тай» – название народа, живущего не только в Китае (есть еще «Таи-ланд», «Тай-вань», а также множество ранее существующих государств тайцев, включенных ныне в государство Китай).

Марко Поло, долгое время живший в Китае, оставил нам термин «Catai». Афанасий Никитин, посетивший в 15 веке Индию, южный Китай называл Чиной, а северный - Китаем. Другими словами Ки-тай – это «Великий тай», что соответствует древним могучим империям Северного Китая. Все окружающие Россию народы зовут Китай Чиной, Хином и тому подобными названиями. И только русские называют его Китаем. Почему? Вопрос сложный. Навскидку, можно прийти к выводу, что предки русских когда-то контактировали с китайцами напрямую. Но я не стою на этой точке зрения, считая, что в этногенезе русских участвовали народы, живущие далеко от Китая.

Итак, мы видим, что вполне реальным словом, от которого произошло название «цингалы», могло стать слово «хинкалы» (цинь-калы). Слово «кала» по-булгарски означает «крепость». Возможно, что цингалами на Руси называли и те славянские племена, которые входили в подчинение баджанакам (печенегам) и воможно были ими частично ассимилированы. Отсюда и рассказ Каяловых, дошедший до нас в изложении Галины Пелих, о том, что на их старой родине (на Украине) их звали самарами, а дразнили «паджо», то есть «баджа-наками» (печенегами).

География расселения чалдонов на их исторической родине позволяет говорить о таком предположении с большой долей уверенности. Все эти территории между Днепром, Самарой, Северским Донцом и Черным морем, время от времени попадали в зависимость от печенегов (баджанаков-хинцев). В рассказах Каяловых, записанных томским этнографом Галиной Пелих, сказано, что цингалы жили западнее Каяловых. О племенном составе «дикопольских» степей в средние века, и о происхождении этнонима «паджо», мы поговорим позже.

Еще одним косвенным подтверждением того, что происхождение фамилии «Цингаловы», связано с Хин-Калой (Цинь-Калой, Саркелом), является название населенного пункта Цимлянск. Вот что пишет о Цимлянске всезнающая Википедия: «Цимлянск (до1950 года— станица Цимлянская) основан донскими казаками как казачий городок Усть-Цимла. Точных сведений о дате основания городка нет. Впервые в исторических документах Усть-Цимла упоминается в 1672 году, однако некоторые историки считают, что Цимлянск гораздо старше. Станица Цимлянская была выстроена на месте хазарской крепости Саркел (позднее русской Белой Вежи), крепостные стены которой казаки разобрали для своих куреней».

Вполне возможно, что и хазарское название крепости – Саркел, по смыслу является синонимом булгарскому названию Хин-Кала. Ведь, по большому счету, царь (сар) и цинь (хин) означают одно и то же: высший государственный титул. То, что в древности у тюрских народов Поволжья слово «сар» (царь) употреблялось в том же смысле, что и у славян, составляющих значительную часть населения Хазарии и Волжской Булгарии, есть множество данных. Даже название города Сарачина на славянский манер звучало, как Царицын. А название многочисленных городов, типа Сарай – означало царскую ставку, столицу, царский дворец.

Поэтому, можно предположить, что название крепости Саркел, звучало, по-настоящему, как Сар-Кала. Термин «сар» - это древний титул, широко распространенный среди сарматов, иранцев и других древних индоевропейских народов. Он нашел отражение и в римском «сaesar» - кесарь, цезарь, что говорит о том, что он возник во времена общеиндоевропейского единства. Хотя я не исключаю вторичного заимствование данного титула некоторыми народами от Великого Рима.

Подведем некоторые итоги пространного изложения. Крепость, которую русские называли Белой Вежей, а хазары Саркелом, по версии Гази-Барадж называлась Хин-Калой, в связи с тем, что поселенные в нее воины-печенеги, считали себя победителями Китая. Из этого я сделал вывод, что настоящее звучание названия этой крепости было не Хин-Кала, а Цинь-Кала (Китай-город), т.к. Китай был известен в те времена именно, как империя Цинь (в «Гази-Барадж тарихы» он называется Хином). Именно поэтому, населенный пункт, сохранившийся на месте этой крепости до наших дней, носит название, Цимлянск (видоизмененное от Циньлянск). Примеры такого изменения звучания населенных пунктов, путем подмены фонемы «н» на фонему «м», много. Достаточно вспомнить об упомянутом выше написании Симбирска на карте И.Е.Фишера, как «Синбирск».

Кто-то не поверит в такое, непривычное для воспитанного на нашей официальной истории человека, объяснение и задаст естественный вопрос: «С чего бы это русским людям величать жителей Хин-Калы хинцами, если в русских летописях эту крепость называют Белой Вежей?»

На это отвечу так: во-первых, я уже предполагал, что Белой Вежей была названа русская крепость на правом берегу Дона (на противоположном берегу от Хин-калы - Саркела). Крепость эта возникла там, скорее всего, независимо от Саркела (уж слишком в ускоренном темпе эта хазарская крепость Саркел была возведена, а такое лихорадочное поведение говорит о том, что для каганата на этом направлении исходила реальная угроза).

Скорее всего, именно Саркел стал средством противодействия для Белой Вежи, а не наоборот, как некоторые думают. Хотя приходилось читать на счет этих двух крепостей, разделенных Доном, много безумных идей. Я бы выразился еще грубее, но высказывания принадлежат людям, осыпанным регалиями в деле продвижения отечественной истории.

Одна из идей звучит так: «Обе крепости построили хазары, для обеспечения безопасной переправы полонов, приводимых с Руси». И для этого надо было приглашать византийских мастеров, строить мощную дорогостоящую крепость? И из-за этого подписывать с Румом договор, явно не очень выгодный Хазарии? Если так опасно было переправлять полоны через реку, то трудно представить какую опасность для каравана таила голая степь, по которой они шли к Дону не один день.

Во-вторых, эта крепость редко принадлежала русским. Чаще всего ей владели хазары и булгары. Поэтому, даже предположив, что именно Саркел русские называли Белой Вежой, они вполне могли со временем привыкнуть и к чужим названиям. А так, как русские и булгары отмерили несколько столетий совместной истории, нет ничего неожиданного в том, что из булгарского языка было заимствовано какое-либо название (об истории взаимоотношения булгар и славян мы будем говорить ниже).

И, в-третьих, я, может быть, скажу неожиданное, но упоминание имени печенегов в форме «хинцы» - это обычные для первоисточников Древней Руси дело.

Таким же именем некоторые русские источники называли и половцев. В этом нет ничего удивительного. Народ в степях менялся, а традиции оставались. Греки всегда называли все кочевые народы скифами. Так же и русские после нашествия Батыя всех кочевников и недругов будут величать «татарове».

К тому же надо помнить, что завоевание степей одним народом, обычно не приводило к полному вытеснению или уничтожению предыдущего. Вполне возможно летописи называли половцев хинцами (хинове) из-за того, что в их составе были и печенеги.

Да, да! Примеров множество. Не будем далеко ходить, коснемся известного всем бессмертного произведения «Слово о полку Игореве». Там, в столь малом объеме текста, хинцы упоминаются трижды. Причем, как мне кажется, переводчики, не понимали значения этого термина и переводили его на современный русский язык по наитию. Смотрим. Вот одно из мест в первоисточнике:

«Темно бобе в 3 день: два солнца померкоста, оба багряная столпа погасоста и с ними молодая месяца, Олег и Святослав, тьмою ся поволокоста и в море погрузиста, и великое буйство подаста хинови»(62) . А вот его перевод: «Темно было в третий день: два солнца померкли, оба багряные столпа погасли, и с ними оба молодых месяца, Олег и Святослав, тьмою заволоклись, и в море утонули, и великую дерзость подали поганым».

Здесь переводчик интуитивно почувствовал настроение автора и передал скрытый смысл слова «хинове» удивительно верно. Для жителей Руси, что печенеги (хинцы), что половцы – все одно: «поганые», разоряющие родной дом, родную землю.

Но вот еще одно место: «Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, аркучи: "О, ветре, ветрило! Чему, господине, насильно вееши! Чему мычеши хиновьскыя стрелкы на своею нетрудною крилцю на моея лады вои?» Сравним с переводом: «Ярославна утром плачет в Путивле на стене, причитая: "О ветр, ветрило! Зачем, господине, так сильно веешь! Зачем мчишь вражьи стрелы на своих легких крыльях на воинов моей лады?».

В третьем случае, Хин уже выступает как географическое понятие: «Суть бо у ваю железный папорзи под шеломы латинскими: теми тресну земля, и многи страны - Хинова, Литва, Ятвязи, Деремела и Половци - сулици своя повергоша а главы своя подклониша под тыи мечи харалужныи».

Среди точных географических понятий переводчику уже не разгуляться. Знаешь – не знаешь, хочешь – не хочешь, понимаешь - не понимаешь, а приходится переписывать все, как есть, и просто переносить название неведомой страны в текст перевода: «У вас железные кольчуги под шлемами латинскими: от них дрогнула земля, и многие страны - Хинова, Литва, Ятвяги, Деремела и Половцы - сулицы свои побросали и головы свои склонили под те мечи харалужные».

Если в первом и втором случае древнерусский автор перемешал половцев и печенегов (хотя вполне возможно, что в половецких походах участвовали и печенежские племена), назвав термином «хинови» просто врагов-кочевников. То в последнем примере он разделил эти понятия, обозначив их различную этническую и военно-государственную принадлежность: Хинова и Половци.

Это еще одно яркое доказательство правдивости «Гази-Барадж тарихы» и изложенной Галиной Пелих истории семьи Каяловых. Ведь Саркел (Белая Вежа) назван Хин-Калой только в «Гази-Барадж тарихы». А Хин-Кала – название, которое однозначно связано с Цингаловыми, упоминаемыми только в статье «Обские Каяловы о реке Каяле» Галины Пелих. Причем, произведение Галины Пелих вышло в 1995 году, через два года после опубликования древнебулгарской летописи.

И пусть теперь большие ученые, такие как профессор-тюрколог Юлай Шамильоглу вальяжно разбрасываются своим непререкаемым мнением, типа: «После краткого анализа основных проблем представленного текста, вне всякого сомнения, можно сказать, что данная работа является вымышленным документом XX века, «изобретением традиции». Полное опровержение его потребует комментария, равного по размеру оригиналу. Но я не могу даже представить себе, что кто-либо из историков или тюркологов потратит на это свое время» (63) .

Если летописи «Джагфар тарихы», по его мнению, выдуманы националистами для формирования булгарского самосознания, то, причем здесь скромный этнограф из Сибири? Или она также боролась за «изобретение традиций» булгарского народа, добросовестно всю свою творческую жизнь «обрабатывая» селькупскую тему?

Можно предположить, что в 12 веке словом «хинови» жители Киевской Руси называли и собственно русскоязычных самаров, которые были кочевниками, жившими самостоятельной от христианских княжеств жизнью. Возможно именно потому автор «Слова…» и употреблял термин «хинови», что сражение свое Игорь потерпел в земле самаров на реке Каяле.

Термин «хинови» часто встречается и в других первоисточниках. Например, в «Задонщине». Кроме того, если вдуматься, то именно этот термин в быту часто употребляют москвичи до сих пор. Ведь, Китай-город – это русифицированная калька «Хин-Калы». Такая «калька» известна не только по географии столицы нашей Родины. На старинных картах это название можно встретить и в других местах. /p>

Так, на уже упомянутой мной карте военных действий 1736 года, есть населенный пункт Китай-Городок. Он стоял на реке Орел, что впадает в Днепр недалеко от устья реки Самара, что совпадает с ареалом давнишнего обитания самаров-чалдонов Каяловых и Цингаловых. Там же, можно найти еще один Китай-город, сохранившийся до нашего времени. На современных картах он известен как Китайгород Хмельницкой области Украины. Он расположен в 14 км к востоку от города Каменец-Подольский.

А вот список других, ныне существующих, украинских «китай-городов»: Китай-город Винницкой области (в 10 км от г. Дашева), ещё один Китайгород Винницкой области (25 км к северу от Крыжополя), Китайгород Днепропетровской области (60 км к северу от Днепропетровска, называемом в древности Старым Самаром), Китайгород Кировоградской области (50 км к северу от Кировограда), деревня Китайгородка Днепропетровской области. Что удивительно, в столице Волжской Булгарии, тоже был район, наподобие московского Китай-города, который назывался Хинуба из-за того, что там жили хинцы (баджанаки)(64). /p>

Кстати, пригород, подобный искоростеньским Сингаям есть и в соседнем Житомире. Только называется он несколько иначе - Сингуры. Видимо, печенегов-цингалов (или самаров-цингалов), русские князья, да и не только русские, часто нанимали в качестве княжеской дружины. Именно поэтому поселки типа Сингаи и Сингуры находятся практически в черте современных городов. По этой же причине, скорее всего, возник Китай-город в Москве и Хинуба в Буляре. /p>

На военной карте 1736 года территория нижнего течения Днестра называется Буджацкой Ордой, это полностью соответствует месту жительства печенегов, куда их определяют «Гази-Барадж тарихы» и русские летописи после поражения от половцев. Известно, что печенеги в середине 11 века частично переселились на Дунай, а также к границе Киевской Руси, в частности по Днестру. Историки поздних печенегов отождествляют с берендеями. Здесь есть доля правды, но есть и элемент запутанности. /p>

Берендеи – это те самые барыны, упомянутые Гази-Бараджем, личная гвардия Мала. Они являются дальними родственниками печенегов, нахлынувших в Причерноморские степи в конце 9 века. Барын (берендеи) – это один из сабанских родов. Отделившись от основной массы сабанов, как еще иногда называли предков берендеев и печенегов булгары, они стали наниматься на службу к булгарским ханам в качестве личной преданной гвардии.

В сороковых годах 8 столетия, нанятые Тат-Угеком, сыном булгарского балтавара Авара, берендеи разгромили славянские племена мурдасов (именьковцев), живших на левом берегу Волги в районе современной Татарии и Самарской области. Наряду с мусульманскими булгарами Дагестана, бежавшими сюда, из-за притеснений кагана Хазарии Барджиля, принявшего иудаизм, они заселили освобожденные от мурдасов районы и в дальнейшем участвовали в этногенезе современных татар.

Но часть этих сабанов-берендеев по-прежнему составляла привилегированную дружину различных булгарских ханов и называлась «яранлар». Они освобождались ханами от налогов, несли охрану или кочевали вместе с ханами по стране. В таком виде берендеи появились в междуречье Дона и Днепра.

Но в 866 году берендеи были разгромлены хазарами. Большая часть их бежала в Волжскую Булгарию. Оставшиеся берендеи, по словам Гази-Бараджа, «вошли в анчийские роды» (ославянились). Но их по-прежнему с охотой нанимали в личные гвардии князья Кара-Булгара. Были они, как мы видим, и в составе дружины князя Мала.

По древнерусским летописям известно, что берендеи неизменно были частью дружины большинства русских князей. Так как берендеи отделились от остальных сабанов-печенегов тогда, когда последние уже кочевали в районе реки Яик (Урал), далекой от границ с Китаем, можно сделать вывод, что самоназвание «хинцы» употреблялось и берендеями. Этот этноним мог передаться и ассимилировавшим их славянам, в частности самарам.

Так что, вполне возможно, что фамилия Цынгаловы и многочисленные «китайгороды» имеют прямое отношение к берендеям. Конечно, разделение данного народа на печенегов и берендеев было не таким продолжительным, чтобы не найти между ними сходства. Но, по большому счету, к печенегам, терзавшим Русь в 10-11 веках и, имеющим самостоятельных ханов, берендеи отношения не имели.

Приведу для объективности ещё один вариант происхождения этнонима «цингаловы». Древнебулгарский летописец Гази-Барадж пишет, что на рубеже эр с востока в Среднее Поволжье на земли славян-мурдасов вторглись финно-угры. В результате генезиса этих двух народов появились утиги. В дальнейшем утиги, увлечённые гуннскими завоеваниями перебрались в Северное Причерноморье, где: «дали многим рекам и местностям названия своей родины: Бозаулый, Самар, Тиганак, Орель, Агидель, Хингул и другие…» (63-1)

Практически все перечисленные топонимы мы и сейчас найдём на карте Украины и южной части Европейской России. Это реки Орёл, Самара, Бузулук (левый приток Хопра). Есть и другие примеры. Но дело не в этом. Дело в том, что за перенесённое название реки Хингул, можно принять реки Ингул и Ингулец.

Рис. 11. Карта Северного Причерноморья.

А как мы видим, Ингул и Ингулец находятся к западу от реки Самары. По словам же Каяловых цингалы жили к западу от самаров. Поэтому можно предположить, что данный этноним получил название от реки Ингул на берегах которого обитало это племя в какой-то период своей истории. Так как, по свидетельству Гази-Бараджа она называлась Хингул, можно опять предположить, что настоящее её название Цингул, а фонему «ц» не смог передать язык булгарского автора. Напомню, что и Цингаловы и Каяловы, сами себя называли самарами, а вышеназванные этнонимы были названиями родов самаров. Если Каяловы получили данное имя по названию реки, на которой они проживали, то вполне можно допустить, что и Цингаловы назывались так по реке Ингул.

Подведем итоги данной главы. Цингаловы, придя в Сибирь, говорили на русском языке, поэтому в основе их происхождения лежат славянские народы Причерноморья (предки украинцев и казаков, называемых Гази-Бараджем анчийцами (антами)). Но в их этногенезе, как и в этногенезе самаров участвовали печенеги, передавшие им свои племенные имена: «паджо», «цинь-калы» и, возможно, «хинове». Возможно также, что «цингаловы» тождественны «берендеям» русских летописей. Берендеи традиционно нанимались в княжеские дружины различных правителей. Поэтому логично предположить, что именно они носили второе имя - «цин-калы», которое нашло множественное отражение в географии Восточной Европы в виде калькированных названий, типа Китай-город.

В географии фамилии Цынгаловы с явным отрывом преобладают Днепропетровская область Украины. Затем идут Красноярский край, Томская, Новосибирская и Тюменская области. При составлении фамильной статистики я пользовался ручным подсчетом всех упоминаний этой фамилии в интернете, в том числе на сайтах «Однофамильцы», «Одноклассники», «ОБД Мемориал» и др. Фамилии, типа Цыгановы, Цымбаловы, Цынгины и т.д. я в расчет не брал.

1-Литература:

42.Г.Ф.Миллер. История Сибири. М., 1937. с. 244-245

43.там же с.145-146

44.Список населенных мест. Т. 60: Тобольская губ. По сведениям 1868–1869 гг.. СПб., 1871

45.там же, с. 868.

46.Малолетко А.М. Первая русская колония в Сибири // Томский государственный университет 2002г., С. 3. (86)

47.там же.

48.Список населенных мест. Т. 60: Тобольская губ. По сведениям 1868–1869 гг.. СПб., 1871

49.Миллер Г.Ф. История Сибири. М., 1937. Т. 1. с. 202 .

50.Список населенных мест. Екатеринаславской губ. По сведениям1859 г. СПб.

51. Карта предпринятых в 1736 году от армеи ее императорского величества против турков и татар победоносных военных действий между Доном и Днепром и при оных реках. Санкт-Петербург, 1736. - 2 л. Грав.; 59х38 (66х53). http://elib.nlr.ru/ru/search/map/6515/ RU\NLR\DIGIT\30265 (cm000000274)

52.Ремезовская летопись по Мировичеву списку// Сибирские летописи. Издание императорской архиографической комиссии . Санкт-Петербург. 1907г. , 77статья. С. 334-335.

53.Рукопись Румянцовского музея № CCXCIV

54.Рукопись Румянцовского музей № CCXCIV

55."Повесть временных лет" в переводе Д.С. Лихачева

56.Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г., С. 83.

57.Лев Диакон. История. Наука, М. 1988 (VI. 10)

58.Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г., С. 85.

2-Литература:

42.Г.Ф.Миллер. История Сибири. М., 1937. с. 244-245

43.там же с.145-146

44.Список населенных мест. Т. 60: Тобольская губ. По сведениям 1868–1869 гг.. СПб., 1871

45.там же, с. 868.

46.Малолетко А.М. Первая русская колония в Сибири // Томский государственный университет 2002г., С. 3. (86)

47.там же.

48.Список населенных мест. Т. 60: Тобольская губ. По сведениям 1868–1869 гг.. СПб., 1871

49.Миллер Г.Ф. История Сибири. М., 1937. Т. 1. с. 202 .

50.Список населенных мест. Екатеринаславской губ. По сведениям1859 г. СПб.

51. Карта предпринятых в 1736 году от армеи ее императорского величества против турков и татар победоносных военных действий между Доном и Днепром и при оных реках. Санкт-Петербург, 1736. - 2 л. Грав.; 59х38 (66х53). http://elib.nlr.ru/ru/search/map/6515/ RU\NLR\DIGIT\30265 (cm000000274)

52.Ремезовская летопись по Мировичеву списку// Сибирские летописи. Издание императорской архиографической комиссии . Санкт-Петербург. 1907г. , 77статья. С. 334-335.

53.Рукопись Румянцовского музея № CCXCIV

54.Рукопись Румянцовского музей № CCXCIV

55. "Повесть временных лет" в переводе Д.С. Лихачева

http://skolo.ru/hidden-history/79-cingalovy.html

цынгаловы

Вверх |

etnogena02.hut2.ru

X