почта etnogena02.hut2.ru

ПРЕДЫСТОРИИ РУСИ КЛИКНУТЬ
| На сайт КЛИКНУТЬ | ОГЛАВЛЕНИЕ КЛИКНУТЬ | На весь экран | Почта |

Русь incognito. Общий взгляд на историю сибирских самаров и чалдонов.

Русь incognito. Этнонимы *Каяловы* и *Каяла" племени   самар в Приднепровье и в Западной Сибири

Трусов С.В.

Каяловы , по их собственным преданиям, сохраненным для нас Галиной Ивановной Пелих , берут свою фамилию по реке Каяле , что впадает в Самару, левый приток Днепра.

Названия этой реки сейчас на картах нет. Но то, что она была - факт, зафиксированный бессмертным произведением «Слово о полку Игореве».

  Автор «Слова…», судя по живому описанию похода северского князя Игоря, сам жил на левобережье Днепра. Именно поэтому боль за гибель дружины Игоря, за его неудачный поход, исходит от автора в столь эмоциональном изложении.

Население левобережной Украины с раннего средневековья значительно отличалось от населения Правобережья. Об этническом составе мы будем подробно говорить ниже. Пока только напомню, что после крещения князя Владимира, эта местность не подверглась столь тщательной христианизации, как многие другие территории Киевской Руси. Причин тому много.

Это и то, что левобережье отделялось в самостоятельное государство во времена Мстислава Удалого, брата Ярослава Мудрого. И то, что эти земли подвергались постоянным нашествиям степняков. И то, что многие славяне Левобережья продолжали жить кочевым скотоводством.

А сохранять в кочевьях, далеко от глаз христианских священников, свою старую веру нетрудно. Если начнут прижимать, всегда можно спокойно откочевать в другую местность.

  Поэтому христианизация дала здесь значительные плоды только в городах Северских княжеств: в Путивле, Новгород-Северском, Чернигове. Этим можно объяснить столь вопиющие в глазах истинных христиан, многочисленные языческие отступления автора «Слова о полку Игореве».

Это же подтверждает и творчество уроженца Полтавской губернии Николая Васильевича Гоголя. Значительная часть его произведений посвящена Виям , русалкам, вурдалакам и прочим языческим персонажам.

Русь incognito. Общий взгляд на историю сибирских самаров и чалдонов.

Чалдоны вышли из этих же мест. Но жили они южнее, в скотоводческих районах Гуляй Поля, которые постоянно подвергались воздействию различных кочевых племен, приходивших с востока. Поэтому, можно предположить, с большой долей уверенности, что чалдоны, переселившись в Сибирь, в значительной мере сохранили свои древние верования. Поэтому идол из Демьянского городка стоит воспринимать не как случайную деталь истории Сибири, рассказанной нам Семёном Ремезовым и Герардом Миллером.

Итак, на Каяле , согласно «Слово о полку Игореве», состоялось сражение русской дружины с половцами. Сами Каяловы объясняли происхождение названия реки тем, что в своем среднем течении ее русло изогнуто, наподобие коромысла, называемого в Подонье и Поднепровье « каялой ».

Этимология этого слова не ясна. Возможно, оно было заимствованно из языков многочисленных тюркоязычных соседей Каяловых . К такому заключению приходит профессор Алексей Михайлович Малолетко , предположивший образование данного слова от кипчакского « кый » - кривой и караимского «ялы» - берег. Это объяснение имеет наибольшее совпадение с изложенной Каяловыми легендой.

Каяловы рассказывали, что в нижнем своем течении река Каяла носила название Байбалака , а в верхнем течении она в летнюю жару пересыхала, и тогда образовавшуюся сухую балку называли Волчий Хвост. Из этого Алексей Михайлович сделал вывод, что современная река Волчья и есть та самая легендарная Каяла .

Что ж, вполне логично, тем более, если мы вспомним о притоках реки Волчьей - Сухих и Мокрых Ялы. К тому же река Волчья в своем среднем течении представляет собой огромную дугу (коромысло).

Рис. 12. Схема реки Самары. Бассейн Днепра.

На карте современной России встречаются топонимы, в названии которых есть имя, от которого берут свою фамилию Каяловы . Это речушка Малая Каяла недалеко от Орска Оренбургской области. Особо интересно для нас название ж/ д станции в селе Самарском Ростовской области. Она называется « Каяла ».

  Такие совпадения не бывают случайными. Либо это историческое название данной местности, которое имело двойное название Самара-Каяла , либо сюда во времена Екатерины Великой переселились казаки с реки Самара, впадающей в Днепр (известно, что Кубань царица «даровала» запорожским казакам, а данная станица стоит прямо на границе Ростовской области и Краснодарского края). А те в свою очередь принесли с собой привычные названия.

Такое мое предположение несколько расходится с точкой зрения ростовского краеведа Виктора Литвиненко, который в статье « Кагальницкие поселения» (65) рассказал об истории возникновения села Самарское и станции Каяла :

«Основано примерно в 70-е гг. ХVIII в. койсугским жителем Иваном Мартышенко ; по ревизским сказкам это мог быть Иван Савельич Мартышенко , умерший в 1796 г . в возрасте .48 лет. (В газете "Аргументы и факты " №7 за 1996 г . ( "АиФ на Дону ") утверждается, что село возникло в 1770 г ., но источник данной информации не приводится).
Иван Мартышенко - по-уличному Самарченко - поселился здесь хутором, поставив дом и сарай; по прозвищу хозяина это место называли хутором Самарчака . Постепенно сюда стали переселяться и другие жители Койсуга , несколько изменилось название, сохранив прежнюю основу - хутор Самарский, а с постройкой церкви в 50-е гг. XIX в. - село Самарское.

По преданиям, другого названия село со времени основания не имело. Однако жители окрестных селений называют Самарское Каялой ( Каяловой ). Это "переименование " произошло вследствие того, что, в связи с отмечавшимся в 1885 г . 700-летием похода князя Игоря на половцев, железнодорожная станция в с. Самарском была переименована в Каялу , и это название оказалось настолько популярным, что воспринималось окрестными жителями как название населенного пункта».

Может быть, все происходило именно так, как рассказал краевед. Но у меня есть некоторые сомнения.

В ревизионных сказках нет сведений о кличках. Рассказ о «по-уличному Самарченко » , наверняка, дошел до автора в общих устных рассказах, типа: «названа по имени первого хуторянина Самарченко ». Такое простое объяснение названия большинства населенных пунктов мира приходит в голову их жителям чаще всего, при условии, что они не знают точного происхождения данного названия. Вот и здесь остаются вопросы.

  Почему первый житель имел фамилию Мартышенко , а кличку носил Самарченко ? Тем более что « Самарченко », по форме вовсе не кличка, а фамилия. Откуда взялась эта кличка? Наличие данной клички, не отрицает возможного исторического названия данной местности, как Самара. Кличку (вторую фамилию) он мог получить и по местности, в которой поселился. Или эту фамилию носили его предки, а поп при рождении записал его фамилию по имени отца, которого, например, звали Мартыном?

Так же автор может быть и прав, утверждая, что ж/дорожную станцию в селе назвали в честь 700-летнего юбилея похода Князя Игоря. Но вот почему, среди тысяч подобных станций выбрали именно эту? И что за слава такая, зафиксировать название в виде имени небольшого полустанка на Владикавказской ж/дороге.

Автор поясняет, что в это время, в 1885 году данную станцию построили, поэтому главный инженер, большой почитатель старины, дал станции название Каяла , приурочив его к известному юбилею. Но известно, что участок дороги Ростов-Владикавказ, на которой стоит станция, был сдан в эксплуатацию в 1875 году. И почему поселок, что стоит в нескольких километрах в стороне от железной дороги и от данной станции, носит название Каяльский ? Он тоже назван в честь юбилея битвы?

  Тогда почему выбрана именно такая форма- Каяльский , а не Каяла ? И почему, именно этой станции, в населенном пункте с очень интересным для нас названием Самарское, выпала честь быть названной « Каялой », ведь главный инженер, почитатель старины, не мог читать статью Галины Пелих , в которой Каяловы объясняли, что их речка Каяла впадает в Самару? А в «Слове о полку Игореве» про Самару не сказано ничего.

  И вообще, все источники, повествующие о данном походе, о реке Самаре не проронили ни слова. Ничего себе совпаденьице !

В России множество железнодорожных полустанков. Как могло получиться, что для того, чтобы назвать один из них Каялой выбрали именно станицу Самарскую? В мире много удивительных необъяснимых совпадений. Не знаю, не знаю, относится ли данное совпадение к этой категории…

Рис. 13. Фрагмент карты Ростовской области. Село Самарское стоит на берегу реки Кагальник , впадающей в Азовское море в дельте Дона.

В 19 веке существовало расхожее убеждение, что река Кагальник , на которой стоит село Самарское, и которая впадает в Таганрокский залив, носила когда-то название Каяла . Сейчас многие считают, что причиной этому стал историк Карамзин, который поведал о том, что Кагальник когда-то называли Каялой (66) . Современные историки объясняют, что Карамзин перепутал данный Кагальник с другим, тем, что несет свои воды в реку Дон с правой стороны.

Да, я тоже такого мнения, что князь Игорь проиграл битву на реке Каяле , которая течет совсем в другом месте. Вовсе не здесь, а западнее Дона. В данном случае Карамзин не прав. Но, я уверен, что он, прекрасно знал и об этом и о другом Кагальнике и вовсе не путал, идентифицируя данную реку Кагальник , как Каялу .

Просто он имел сведения о том, что именно данную реку называли Каялой . В древности, в этих местах (на границе Ростовской области и Краснодарского края) жили те же самые народы, что и в междуречье Дона и Днепра. Именно поэтому нет ничего удивительного в совпадении многих названий.

Рис.14. Река Кагальник . Правый приток Дона.

Река Кагальник , на которой стоит село Самарское и Кагальник , который впадает в Дон с правой стороны чуть выше устья Северского Донца, названы данным именем одним и тем же народом.

Каяловы в своих рассказах сообщали о Каяле , Самаре, Кальчике , Торе и других реках, на которых жили их предки. Поэтому для меня нет ничего удивительного в таком точном совпадении топонимов: Кагальник-Самарское-Каяла в южной части Ростовской области и Кагальник-Самара-Каяла , в междуречье Дона и Днепра.

Надо сказать, что, хотя большинство исследователей истолковывают происхождение названия реки Каяла на основе тюркских языков, данный топоним легко можно найти и в местах, доподлинно не тюркских. Так, поселок Куялово находится в 8 км от Санкт-Петербурга. Похожие названия есть даже в Польше, например, Злотники Куяловы .

Подобные топонимы до сих пор существуют в причерноморских степях. Например, река Большой Куяльник течет в Одесской области.

Русь incognito. Общий взгляд на историю сибирских самаров и чалдонов.

Много сведений, связанных с фамилией Каяловых и с ее однокоренными топонимами, приводит в своей книге « Лукомория - Первая Русская колония в Сибири» Алексей Михайлович Малолетко (67) :

  « Томилко Каялов , остяк Белогорской волости Байбалакинских юрт, упоминается в документах конца XVII в. В документе от 30 июня 1692 г . «... ясашные остяки Белогорской волости Байбалакинских юрт Томилко Каялов с товарыщи поступились за свой долг... вотчинной земли своей от Самаровского Яму вверх по Иртышу реке выше Тимошкиных юрт, а ниже Базьяновых ...»

К информации профессора можно добавить еще целый список исторических упоминаний и географических объектов, зафиксировавших присутствие Каяловых в Сибири. Так в 1635/1636 годах в сибирских документах упоминается Коял Самаров (68) . После поражения селькупов и чалдонов от отрядов царских войск, состоялось их переселение на восток. В основном они осели в Нарымском крае, в районе впадения рек Тым , Чулым и Кеть в Обь. А также в Туруханском крае на Енисее и по реке Таз.

Селькуп Павел Каялов зафиксирован в 1841 г . в юртах Конкиных (69) у Нарыма и в 15 верстах ниже юрт Куяльских ( Куяльцы ). Современный приток Оби р. Пыжина ранее носила название Куялова . Каяловы проникли на р. Тым . Г.И. Пелих (70) сообщала, что в 30-х гг. на Тыме жил русский Иван Леонтьевич Каялов . На государственной карте, составленной по топографическим материалам в 1933 г ., на левом берегу р. Тым между инородческими юртами Лымбель-Корамо и Пыль-Корамо показана деревня Каялова . Она была населена русскими и в перечне инородческих поселений по р. Тым не значилась (71) .

Русь incognito. Общий взгляд на историю сибирских самаров и чалдонов.

Множество свидетельств существования Каяловых приводит и Галина Пелих :

«... наличие в Приобье Каяловых зафиксировано в многочисленных архивных документах, а также в печатных изданиях. Например, в Церковной Градо-Нарымской книге за 1832 г . записан брак Каялова с остячкой Ерыхмаевой из юрт Мысовых. В 1930 г . В селькупском поселке Кыгель-Карамо на р.Тым проживало 12 человек Каяловых (72) .

  Сохранился документ, где Прокопий Каялов жалуется на продавца Тобольжина (селькупа), «замеченного в обмане» (73) . В сводке о заготовке пушнины за 1-й квартал 1936 г . сообщается, что С.Каялов сдал пушнины на 900 рублей (74) . Каялов П.В. и Каялов Б.Д. отмечены в списке присутствующих на общем выборном собрании от 12.Х.1934 г. (75) . Некто Каялов внесен в список «неграмотных и малограмотных» (76) и т.д ...

Отмечены Каяловы и в Туруханском крае.

Старики-селькупы еще в 1970 г. помнили, что «в нижнем углу между Баихой и Туруханом жили какие-то Куялы », которых еще звали Иваны (77) . Я думаю, что такая локализация « Куялов » не случайна.

Дело в том, что по Турухану и Верхней Баихе осуществлялось речное сообщение между Енисеем и Тазом. В 17 веке по этому пути проходили «искатели и охочие люди» из « златокипящей » Мангазеи в Туруханск. Как будет показано ниже, данный речной путь является более древним (по крайней мере, на 400 лет), чем считается до сих пор. А возникновение Мангазеи можно определить серединой 12 века.

Журналист Владимир Матов в 30-х годах, приводит еще одно известие Галина Пелих , проезжая по Нарымскому Приобью , познакомился на р.Тым с Иваном Леонтьевичем Каяловым , а весной 1945 г . встретился с ним на фронте в Латвии (78) .

В географии фамилии Каяловы с явным отрывом преобладают Днепропетровская область Украины, Красноярский край, Новосибирская и Тюменская области. Много их живет также в Ростовской области и других местах юга России и на Украине.

Русь incognito. Общий взгляд на историю сибирских самаров и чалдонов.

Литература:

65.Виктор Литвиненко. Кагальницкие поселения. // Научно-культурологический журнал “ Kelga ”. Ростов-на-Дону. №6 [60] 23.03.2001

66. Н.М. Карамзин. История государства Российского. Том 3. Санкт-Петербург 1834 г ., С. 35.

67.А.М. Малолетко . Лукомория-первая русская колония в Сибири // Томский государственный университет. Русское географическое общество, Бийское отделение. - 2-е изд., доп. - Томск, 2006. , с. 67-72

68.С В. Бахрушин. Остяцкие и вогульские княжества XVI—XVII веках. Издательство Институту народов севера ЦИК СССР им П.Г. Смидовича. Ленинград. 1937. С. 140

69.Малолетко А.М. Первая русская колония в Сибири // Томский государственный университет 2002г., С. – 2,3

70.Малолетко А.М. К этимологии некоторых топонимов «Слова о полку Игореве»// Томский государственный университет. Выпуск 1, 2004., С.1.

Пелих Г.И. Обские Каяловы о реке Каяла // Вопросы географии Сибири. Томск, 1995. Вып . 21. С. 70

71.Патканов С. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев (на основании данных специальной разработки материала переписи 1897 г .). Т. 2:

Тобольская , Томская и Енисейская губ. СПб., 1911 . С.157.

72.Пелих Г.И. Обские Каяловы о реке Каяла // Вопросы географии Сибири. Томск, 1995. Вып . 21. С. 67-81. Томский областной государственный архив (ТОГА), ф.747, оп. I , д.29, л.29,44.

73.Там же. ТОГА ф.1002, оп. I , д.35, л.18

74.ТОГА ф.991, оп. I , д.93, л.23

75.Там же, л.28

76.ТОГА, ф.7471, оп. I , д.33, л.7-8

77.Пелих Г.И. Обские Каяловы о реке Каяла // Вопросы географии Сибири. Томск, 1995. Вып . 21. С. 78.

78.Вл.Матов. По просторам родины. М., 1951. С.148,150

href="http://skolo.ru/hidden-history/64-obschiy-vzglyad-na-istoriyu-sibirskih-chadonov.html"

Вверх |

etnogena02.hut2.ru

X