почта etnogena02.hut2.ru

ПРЕДЫСТОРИИ РУСИ КЛИКНУТЬ
| На сайт КЛИКНУТЬ | ОГЛАВЛЕНИЕ КЛИКНУТЬ | На весь экран | Почта |

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Terra incognita – Русь :::: 11. Об именах "остяцких" князьков

Трусов С.В.

Имена «остяцких» князьков, как свидетельство присутствия русскоязычного субстрата в Сибири во времена, предшествующие походу Ермака.

В книге «Чалдоны: история народа в свете Евразийской истории» я доказываю, что в 12 веке в Сибирь переселились две группы родственных русскоязычных народов: чалдоны и самары. Данные народы являются прямыми наследниками скифо-сарматского населения Русколани, государства существующего вплоть до 368 года на степных просторах Восточной Европы от Дуная и до Волги.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Чалдоны накануне переселения входили в состав государства вятичей, обитая в степных и полустепных районах Верхнедонья, откуда и появился данный этноним – чалдоны (верхнедонцы). Родственные им самары жили в южных районах междуречья Дона и Днепра. Ядро данного народа обитало по берегам рек Самары и Каялы (Волчьей). В данной статье приводится один из многочисленных аргументов фиксирующих наличие русскоязычного субстрата в Сибири до времени появления там дружины Ермака.


Русские документы времён колонизации Сибири донесли до нас многочисленные имена «остяцких» князьков. Хотя данные имена и считаются в нашей науке «остяцкими» (в наше время даже стали вносить конкретику – хантыйскими) ни одно из них никак ни этимологизируется (либо этимологизируется с большими натяжками и с малым смыслом) на основе финно-угорских и самодийских языков.

Давайте попробуем в рамках статьи сделать обзор имён «остяцких» князьков упоминаемых в русских источниках.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

1.Князь Самар.

Не буду каждый раз утверждать, что приведённые здесь имена никак не объясняются на основе хантыйских, мансийских, ненецких и селькупских языков. Буду просто приводить доводы, говорящие за то, что они принадлежали русскоязычным самарам и чалдонам.

Так вот, имя данного князя является этническим. Происходящим из этнонима племени к которому принадлежал его обладатель. Самары – это сарматское племя, отметившееся в районе Бактрии и Согдианы (там можно найти топонимы Самарканд, Самара и т.д.) и переселившееся в 4 веке под давлением македонцев в Восточную Европу (там мы тоже встречаем многочисленные топонимы на основе данного имени, которые каждый из Вас может назвать предостаточно).

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

О сибирских самарах нам рассказала этнограф из Томска Галина Пелих (1922-1999, доктор наук, профессор Томского университета), которая в течении сорока лет специализировалась на «селькупской» теме. Каждый год, начиная с сороковых годов, она ходила в этнографические экспедиции по глухим места западносибирской тайги. Там ей в качестве информаторов попадались русскоговорящие аборигены, называющие себя самарами, которые рассказывали ей о том, что пришли они в Сибирь с междуречья Дона и Днепра за 10-15 поколений до похода Ермака. Г. И. Пелих выпустила по поводу этого статью в научном журнале Томского университета. (1)

Исходя из этого становится понятным наличие такого странного имени в Сибири. «Остяцкий» князь Самар, как указано во многих сибирских летописях, погиб в стычке с казаками. В ясачной книге начала XVII в. упоминается «лутчей человек Байбалак Самаров», видимо его сын (2). Стоит обратить внимание на имя сына князя Самара – Байбалак. Именно Байбалакой в преданиях Каяловых, записанных Галиной Пелих, называлась река Каяла в нижнем своем течении.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

2.Князь Цингал (Чингал).

В этой же статье (Обские Каяловы о реке Каяле) Галина Ивановна поведала нам, что самары делились на роды Каяловых и Цингаловых. В Поднепровье цингалы жили к западу от реки Каяла (Волчья). И на Украине, и в Сибири данное племя оставила о себе богатую топонимию. В частности существующее до сих пор село Цингалово в нижнем течении Иртыша, отмеченное ещё в «доермаковое» время на карте Ортелиуса как Цинголо. По рассказу Каяловых Цингаловы как раз и селились в нижнем течении Иртыша.

Рис.1. Фрагмент карты Тартарии, А.Ортелиус 1570 г.

Казаки, как известно, появились в Нижнем Поиртышье впервые в 1582 году (поход Богдана Брязги).

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

3.Князь Демьян.

Имя Демьян было в употреблении у народов северного Причерноморья. Легендарная Тьмуторокань, по сведениям древнебулгарской летописи «Гази-Барадж тарихы», называлась так по имени бека (князя) Тамьяна (Дамьяна) - «Дима-тархан» (в византийских и некоторых других летописях Таматарха). Тархан, это восточное звание правителя области, обладающей значительной автономией от метрополии.

Имя Демьян имело широкое хождение в русскоязычной среде. Оно упомянуто в новгородских берестяных грамотах 12 века (№№87, 163) и в грамоте из Старой Руссы 12 века (№Ст.Р.6.). Кроме того, часть кочевого индоевропейского населения Восточной Европы подверглась в 9-11 веках христианизации (православной и католической церквями), в результате чего, взамен их привычных богов был предоставлен пантеон христианских святых, среди которых были братья, святые-бессребреники, врачеватели и чудотворцы Козьма и Демьян (Косма и Дамиан).

В русских традициях, простые люди иногда обращались к образу Касьяна-Демьяна, навеянного старыми верованиями и не имеющего ничего общего с христианскими святыми. Так, Касьян был злой божественной силой. На Руси его называли Касьян Немилостивый, Касьян Завистник, Кривой Касьян. Образ Касьяна-Демьяна был симбиозом православной религии с древними верованиями и образами предков славян. Касьянов день приходился на 29 февраля и отмечался один раз в 4 года.

Об этом князе нам поведал автор самой ранней из имеющихся сейчас сибирских летописей С.У Ремезов. Он назвал его князем Демаяном, величая при этом «большим, зборным княжцом». С легкой руки Миллера, князь Демьян стал остяком Нимняном, а некоторые современные «ученые» пошли еще дальше и назвали его Нимньюаном. Ох, хотелось бы мне найти человека, который бы перевел это «хантыйское» имя на русский язык.

Демьян был главным оборонщиком Демянского городка, когда его штурмовали казаки Богдана Брязги, посланного в 1582 году Ермаком вниз по Иртышу.

Написание Ремезовым имени этого князя вполне соответствует русским традициям, которые позволяли имя Демьян писать и таким образом. Данное имя вполне могли носить самары ещё на своей родине в Причерноморье в 11-12 веках. Во-первых они были русскоязычным народом и могли верить в Демьяна-Касьяна (корни данной веры скорее всего исходят из дохристианской эпохи). Во-вторых, в 10-11 веках жители степных районов Северного Причерноморья подвергались частичной христианизации как православной, так и католической церкви.

Если кто не знает, то я напомню, что папский легат Бруно Кверфуртский в начале 11 века неоднократно бывал на Руси, встречался с Владимиром Святославичем и крестил католическим обрядом многих кочевников Причерноморья (например, печенегов). И даже организовал в причерноморских степях католический приход. Поэтому данное имя вполне могли носить самары. А вот как объяснить наличие данного имени у хантов?

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

4.Князь Боян (Боянда).

Боянда или Боян – имя, также не имеющее никакого отношения к хантам, которые, согласно современным представлениям, составляли основное население «остяцких княжеств».

Данное имя встречается в русских источниках (например, в «Слове о полку Игореве»). Известна также улица Бояна в Великом Новгороде , существующая и поныне (3). Данное имя зафиксировано также в булгарской среде. В Болгарии оно до сих пор весьма популярно. Бояном звали также одного из аварских каганов. Но согласно древнебулгарской летописи «Гази-Барадж тарихы» это имя взял себе аварский каган Тубджак после того, как побратался с булгарским балтаваром Боян-Чельбиром (4).

Кроме того, можно с уверенность заявить, что «боян» - это индоарийское слово (протославянское). Я уже высказывался на счёт того, что государственность у индоарийцев формировалась на религиозной основе. При храмах, которые являлись религиозными центрами сразу нескольких племён, создавалось межплеменное войско. Оно служило не только для защиты территории, но и для ведения грабительских войн: для содержания армии и зарабатывания средств для храмов.

Так, по свидетельству латинских хронистов в пользу храмов Арконы, Щецина, Ретры и т.д. воины отдавали от трети до половины добычи. В такое войско кандидатов отбирали с детства. Они проходили несколько уровней воинской и религиозной подготовки. Простых дружинников называли воинами (воями, боями). Тех, кто имел опыт, кто прошёл религиозное обучение, а также посвещение в высшую касту религиозных воинов, называли воярами (воинами Яра).

От данного слова произошло и слово варяги, так как западные славяне употребляли суффикс «инг» в окончании слов В восточнославянской среде, где данный суффикс не употреблялся из слова выпала носовая «н», а затем «оя» превратилась в «а» (вояринг – вояриг – варяг). Но суть не в этом.

У различных славянских племён зафиксированы имена, произошедшие от слова «воин». Данный термин имел и имеет хождение в двух видах: с первой буквой «б» и с первой «в», поэтому слова боян и воин это одно и то же слово. Данное имя и сейчас существует в славянской среде в разнообразных формах в разнообразных формах. Пример: Бойко, Войко, Воислав, Боимир, Бой, Войтех и т.д.

Данное имя очень древнее, поэтому индоарийцы самары, говорящие на русском языке, вполне могли его употреблять. Тем более, что оно присутствовало у булгар, под властью которых самары прожили в Причерноморье несколько веков.

А вот фактов и доказательств того, что данное имя употреблялось хантами, да и вообще финно-уграми (и самодийцами, на всякий случай) нет. Нет и логического объяснения, что данное имя означает на этих языках.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

5.Князь Роман Славный.

Роман – это этническое имя, обозначающее в славянской среде принадлежность его носителя к Риму, чаще всего территориальную.

Обычно такое имя на Руси давали выходцам из бывших римских дунайских провинций, где процветали языки романской группы. Население в Подунавье в средневековье было в основном славянским. К тому же, история зафиксировала несколько взаимных миграций населения с Дона, Днепра и Дуная (Дунайская компания Святослава, Владимира и еще некоторых киевских князей, а также гуннское, аварское, булгарское и венгерское нашествия).

Нижнее Подунавье в 10-13 веках входило в сферу влияния Киевской Руси. Имя Роман носили и многие русские князья. Например, Роман Глебович, князь Рязанский, воевавший с Всеволодом Большое Гнездо. В Ипатьевской летописи сообщается, что после разгрома войск князя Игоря на реке Каяле, пленных князей разобрали половецкие ханы: «Игоря же бяхуть яли Тарголове, мужь именемь Чилбукъ, а Всеволода, брата его, ялъ Романъ Кзичь». Как видим, у кочевников Северного Причерноморья, где жили самары до исхода в Сибирь, встречаются такие же имена, как и у «остяцких» князей Приобья.

А вообще данный князь с таким «трудновыговариваемым» «остяцким» именем – это не косвенное, а прямое доказательство присутствия в Сибири русскоязычного населения в «доермаковое» время. Почему? Потому что в летописи его имя названо не просто Романом, а Романом Славным. Имена с подобными эпитетами – чисто русская традиция.

С чего бы это Ремезову вздумалось давать традиционный для русских князей эпитет хантыйскому князьку? Или «славный» - это тоже хантыйское слово, заимствованнное русскими? Семён Ремезов не был немцем, но в своей работе он также был чрезвычайно щепетилен. В его летописи мы не найдем каких-то огрехов, фантастических описаний, либо собственных ненужных комментариев. Вся информация представляется крайне реальной. Она безукоризненно привязана к местности, ко времени, к историческим лицам и событиям. Чувствуется, что он произвел гигантский объем работы, собирая по крохам письменный материал, и, сортируя устные рассказы.

Миллер не скрывал своей радости, рассказывая о найденной ремезовской летописи. Её он считал наиболее достоверным и содержательным источником.

Так зачем Семен Ульянович назвал княжца Романом Славным? Никого другого в своем повествовании он не удостоил подобным эпитетом. Даже Ермака. Да и не в традиции русского летописания давать подобные эпитеты противной стороне. Да и с чего? Славных дел князец Роман никаких не совершил. Он вообще ничего не совершил. Просто взял и удрал из городка, к которому подошёл Брязга с пятидесятью товарищами: «...бежал с жилья своего вверх по Ковде к Пелыми с родом своим, лыжами и нартами»(5).Лыжи навострил – вот и все славные дела.

А это значит, что «Славный» - это часть имени, а не характеристика данная ему летописцем. Поэтому в летописи данный эпитет записан с большой буквы. А это значит, что этого князя так звали по-настоящему. Но может это остяцкое или татарское имя в таком виде переведённое на русский язык? Это исключено.

Тогда придется признать имя Роман традиционно тюркским, либо финно-угорским именем. Для этого нет никаких оснований. Не встречается данное имя ни среди финно-угров, ни среди тюрков. Да и слова на этих языках такого нет. А иначе как могло получиться, что переводчик перевел какое-то остяцкое слово, как Славный, но не смог перевести «остяцкое» слово «роман»?

Другими словами, именно это звучное имя стопроцентно доказывает присутствие русских в Приобье в «доермаковое» время. Если бы имя состояло из одного только слова «Роман», можно было подобрать к нему лингвистическую схему, которая, если даже и не придала ему осмысленности, зато откровенно и грубо закрыла данную логическую прореху (такой фокус пытаются проделать с тем же Демьяном, искусственно назвав его Нимньюаном, хотя Ремезов называл его Демаяном).

Но данное имя (Роман), традиционное для русских князей, вкупе с не менее популярным на Руси эпитетом (Славный), не поддается никакому другому объяснению, кроме как наличием в этих местах русскоязычного населения.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

6.Князь Дон.

Князец Дон, имя которого не имеет аналогий в финно-угорской и тюркской средах, мог получить его по месту своей древней Родины, которая располагалась в междуречье Дона и Днепра.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

7.Князь Бардак.

Тоже не имеющее никакого отношения к финно-уграм имя. Правда оно отмечено в селькупской современной мифологии, как имя «большого» предка. Но данный факт легко объясняется.

Как известно, князь Бардак сидел в Сургуте. Но Сургут входил на определённом этапе в Пегую Орду (у меня есть основания утверждать, что одно время он был даже столицей этого среднеобского государства). На момент прихода русских царских войск Сургут с окрестностями представлял собой уже отдельное княжество. Все территории от устья Иртыша и выше по течению Оби, вопреки расхожему мнению были заселены вовсе не хантами, а селькупами (самодийцами). Поэтому данным «большим» предком мог быть как раз сургутский князь Бардак.

Кстати в самодийских языках такого слова или близкого ему тоже нет. А вот на Руси оно хорошо известно. И вовсе не потому, что все события, которые у нас происходят в стране мы привыкли называть именно этим словом. Это слово древнее и в славянских языках оно давно.

Дело в том, что бардаком в России называли результат забраживания различных продуктов (кваса, браги и т.д.) (6).

Заглянем в словарь Даля:
«Барда - ж. гуща, остатки от перегона хлебного вина из браги, броженного затора; идет на откорм скота.
Отъелся, как свинья на барде. |

Мутное, дурное питье, бурда. | Арх.
грязные подонки и мутный отстой при перетопке сала, вышквар;
кислая, загнившая ворвань;
кислая огуречная слизь;
| плохая почва (барда?), бесплодная, болотная или каменистая.

Барденный, бардовый скот, барденик, скот, откормленный бардою, стоявший на барде.

Барденный ларь, в который, после каждой выгонки, спускают барду из бражного чана (куба).

Бардоватый, бардовитый, бардовистый настой, грязный, густой, мутный.
Бардовщик, торгующий бардою.

Бардинка ж. твер. порода небольших квасоватых яблок».

Естественно, что от слова барда произошло столь популярное в наше время слово «бардак».

На Дону, кстати, бардаком и сейчас именуют глиняный кувшин с широким горлом (7). Такой кувшин в старое время употреблялся в процессах, связанных с брожением, отсюда его название. В подобных кувшинах ставили на брожение небольшие по объему жидкости. В кувшин с широким горлом удобно было сливать барду, оставшуюся в большой ёмкости, после брожения.

Фамилия Бардаков, весьма распространена среди славянского населения, чего не скажешь о хантыйских родах. Топонимы, на основе данного слова до сих пор можно найти на карте Украины. Поселок Барды расположен в 6 км от поселка Сингаи (Цингалы?) в пригороде города Коростени.

Там же в Житомирской области стоит город Бердичев. Река Берда впадает в Азовское море. Она соседствует с Кальчиком, упоминаемым Каяловыми. Реку Бердь мы найдем и на карте Западной Сибири, она является правым притоком Оби. У ее устья стоит город Бердск Новосибирской области. Возможно, что к этому термину имеют отношение и топонимы типа Варта, Нижневартовск и т.д.

Предположу, что словом Берда или Барда называли реки, воды которых были мутными, а берега грязные. Имя и фамилия человека в форме Бардак, Бардаков могло появиться как в результате связи с географическими объектами (пример: житель с берегов Барды), так и с профессиональной деятельностью его самого или его предков (занимающихся медоварением, пивоварением и т.д.).

Слово «бардак» не имеет этимологического обоснования из финно-угорских языков. Оно имеет явную связь с северочерноморским регионом. Поэтому имя сургутского князька Бардака можно смело ставить в один ряд с именами других «остяцких» князьков, не имеющих никакого отношения к хантам и манси.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

8.Князь Бояр.

Имя Бояр – можно также интерпретировать как этническое имя, обозначающее принадлежность человека к булгарам (булярам, болярам) или к территории Буляра (Волжской Булгарии).

Данное предположение также хорошо стыкуется с появлением самаров и чалдонов в Сибири в 12 веке. Переселялись туда они под эгидой волжских булгар, которые в 1136 году присоединили сибирские провинции к своему государству.

Кроме того это слово является старинным терминов славянского (индоарийского) происхождения, близким по смыслу к термину «вои» (воины). Означал он изначально опытных воинов, которые обладали также религиозной властью. Из узкого круга этих бояров (воев Яра) избирался князь, облечённый ещё судебной и военной властью.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

8.Князь Печенег.

На страницах Ремезовской летописи присутствует также князь по имени Печенег. В 49 статье этой летописи записано:

«... их же татар прибиша до единого и Печенега княжца убиша».

Здесь Печенег не национальность, а этническое имя, типа Германа, Романа и т.д. Откуда в Сибири могло появиться данное этническое имя? Ведь все тюрки называли печенегов баджанаками (другие народы также называли их отличными от русского названия именами). И только русские употребляли форму «печенег». Поэтому если это имя, то это прямо доказывает древнее присутствие русскоязычного субстрата в Сибири.

Но если даже предположить, что кто-то из казаков определил национальность князя, убитого при первой же стычке (что маловероятно, так как в 16 веке всех кочевников русские называли татарами, а жителей лесной зоны Сибири остяками), то и данный вариант (хоть и косвенно) доказывает то, что в Сибири в это время русские уже присутствовали.

Дело в том, что в рассказе Каяловых, запечатлённом Галиной Пелих, говорится о том, что у самаров на их родине в Причерноморье была коллективная кличка «паджо». Данная кличка напрямую связана с этнонимом «баджа –наки», что говорит о частичной ассимиляции самаров в 9-11 веках печенегами. То есть окрестные народы называли их там не только самарами, но и паджо (вспомним, что русские летописи, описывая 9-11 века называют всех степняков «печенегами», что является традицией обобщения).

Наиболее ассимилированным печенегами родом самаров были Цингаловы, так как их имя напрямую выводится из самоназвания печенегов – хинцы (цинцы, хинкалы, в «Слове о полку Игореве» и др. русских источниках «хинове»).

Поэтому если даже предположить о том, что слово Печенег здесь национальность, а не имя (хотя в летописи оно написано с большой буквы), то единственный разумный вариант его появления в Сибири – это то, что его занесли сюда именно самары. Ещё раз напомню, что самары были русскоязычными кочевниками. Здесь я не буду развивать данную тему из-за ограниченности формата.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

9. Князь Молдан.

Ещё одно этническое имя, никак не связанное с финно-уграми и с Сибирью, зато хорошо известное в Причерноморье.

Кстати, этнические печенеги в своё время облюбовали именно юг современной Молдавии.

Но у меня есть гипотеза, подтверждаемая, правда, лишь косвенно, о том, что переселение самаров в Сибирь возглавляли дети безвотчинного галицкого князя Ивана Берладника (Молдана).

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

10. Князь Алач.

Что? Думаете, с Алачом я попал в лужу, так как имя это доподлинно тюркское? Да, имя тюркское, согласен. Но в лужу я не попал, а даже наоборот.

О князе Алаче, которого даже несмотря на чисто тюркское имя причисляют к «остяцким» князькам читайте в статье «Дело Пёстрых».

Литература:

1. Пелих Г.И. Обские Каяловы о реке Каяла // Вопросы географии Сибири. Томск, 1995. Вып. 21. С. 75-81.

2.Сибирский Приказ, кн. № 19, л. 701

3. Великий Новгород. История и культура IX—XVII веков. Энциклопедический словарь. СПб.:Нестор-История, 2007, под ред Янина В. Л., с 462, 463

4. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г., С. 15.

5. Ремезовская летопись по Мировичеву списку (Краткая летопись Кунгурская) //Сибирские летописи. Спб.1907.Статья 74. С.334

6.Г.О. Винокур, проф. Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Томашевский, проф. Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Государственный институт "Советская энциклопедия" , 1935—1940.

7. Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Т. 1-4. М., 1964—1973 (первое издание).

Об именах "остяцких" князьков

Вверх |

etnogena02.hut2.ru

X