почта etnogena02.hut2.ru

ПРЕДЫСТОРИИ РУСИ КЛИКНУТЬ
| На сайт КЛИКНУТЬ | ОГЛАВЛЕНИЕ КЛИКНУТЬ | На весь экран | Почта |

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Terra incognita – Русь :::: 11. Паджо - кличка-этноним, которой обзывали самар цингаловых

Трусов С.В.

Данный этноним, приведенный в рассказе Каяловых: «На старой родине нас звали самарами, а дразнили «паджо» - необычайно интересен.

Несомненно, эта кличка имеет общее происхождение с именем «цингалы». Происходит она все от тех же печенегов. Как известно, арабы и тюрки называли печенегов баджанаками, армяне бадзинагами, византийцы патзинаками.

Напомню, что печенеги сами себя называли ещё хинцами. Поэтому Белую Вежу, гарнизоном которой являлись печенеги, булгары называли ещё Хин-Калой (Цинь-Калой). Из данного факта я вывожу название одного из родов самаров, переселившихся в Сибирь – Цингаловы. Я считаю, что данное имя Цингаловы получили из-за того, что они были частично ассимилированы печенегами.

Учитывая два таких мощных неслучайных совпадения и тот неоспоримый факт, что и Цингаловы, и Каяловы, и вообще все чалдоны и самары были русскоязычным этносом и принесли в Сибирь данный язык в форме старославянского диалекта, самостоятельно и задолго до Ермака (о чём я говорил в первых двух главах), у любого здравомыслящего исследователя сразу возникает вопрос. А не являются ли печенеги славянским этносом?

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Давайте посмотрим, что нам по поводу печенегов говорит современная историческая наука. Вот что написано в Большой Советской Энциклопедии (129).

«Печенеги, союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами. Этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности. Печенежский язык относят к тюркским языкам. В 8—9 вв. П. обитали между Волгой и Уралом, откуда ушли на запад под напором огузов, кипчаков и хазар.

Разгромив в 9 в. в причерноморских степях кочевавших там венгров, П. заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная. Основным занятием П. было кочевое скотоводство. П. жили родовым строем. В 10 в. делились на две ветви (восточную и западную), которые состояли из 8 племён (40 родов). Племена возглавлялись "великими князьями", роды — "меньшими князьями", избиравшимися племенными и родовыми собраниями. У П. существовала и наследственная власть. Захваченных на войне пленников П. продавали в рабство или отпускали на родину за выкуп. Часть пленников принимали в состав родов на условиях полного равноправия».

Печенежский язык большинство исследователей относят к тюркским языкам. Но делают они это на предположительно печенежских топонимах и собственных именах, отраженных в византийских, венгерских и славянских источниках.

Примеров печенежского языка не осталось совсем. Это странно, так как данный народ существовал самостоятельно вплоть до 13 века. Печенежский язык наверняка должен был найти отражение в языках украинцев, венгров, болгар – народов в которые влились племена печенегов.

Сразу скажу, что я всегда отношусь со скепсисом к выводам о языковой принадлежности того или иного исчезнувшего народа, сделанным на неизвестно чьих топонимах и именах собственных. Не так долго прожил этот народ в Причерноморье, чтобы относить тот или иной местный топоним к печенегам. Тем более что в средневековье Причерноморье являлось огромным котлом, в котором варились десятки разноязычных племён и народов. Как тут определить с достоверностью, что какой-нибудь предполагаемый топоним был создан на основе именно печенежского языка, если образцов самого языка нет и в помине?

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного
  Тут почесал бы затылок даже сам Настродамус. Кроме того, топонимы обычно имеют очень древнее происхождение и вполне могли дойти до нас от народов, историей не зафиксированных и названий, которых мы уже никогда не узнаем. Имена собственные тем более не могут быть показателем этнической принадлежности того или иного народа.

Сами подумайте, какими именами мы с вами называем своих детей? Разве они говорят об этносе, к которому относятся их родители? Тем более что имена собственные, дошедшие до нас в источниках, обычно принадлежат иерархической племенной верхушке.

Как можно по именам определять нацию? Например, хан Тюряй, Булымер-Карак, Ар-Аслап – это вовсе не герои восточных сказок. Это всем известные русские князья: Андрей Боголюбский, Владимир Мономах и Ярослав Мудрый. Так их называли в соседней Руси Волжской Булгарии. А князя Светослава Игоревича там называли вообще другим именем - Барыс. До неузнаваемости коверкали русские имена и византийские хроники. Вот и пойми из таких упоминаний иностранных летописей, к какой нации относились эти персоналии.

Межнациональные браки среди данной категории людей и заимствование ими инородных имен было обычным делом. Поэтому сделаем вывод, что язык печенегов нам неизвестен. Материальная же культура печенегов, курганный вид их захоронений и данные антропологии говорят о том, что печенеги ничем не отличались от других скифских (индоевропейских народов).

Так как особых данных об истории печенегов, их этнической составляющей и языке нет, обратимся опять к сведениям «Гази-Барадж тарихы». Сообщения древнебулгарской летописи о баджанаках позволит нам прояснить их этнические и исторические истоки.

О печенегах (баджанаках) можно найти информацию уже на первых страницах летописи Гази-Бараджа. Так, уже в первой главе, рассказывающей о древней истории булгар (гуннской состовляющей булгарского этноса), мы встречаем в качестве действующего лица печенегов (130):

«При потомке Иджика Тигане, прозванном за многочисленные победы над хинцами Хин-Батыром, стесненный хинский царь послал своих людей к кытайским тюркам и велел им передать: "Когда ваши предки жили под нашей властью, вы почти не ощущали ее тягости. Теперь вами жестоко правит малочисленный народ хонов, а вы, вместо того, чтобы помочь нам в борьбе с ними, воюете за них против нас. Умны ли вы? Уничтожьте же хонов - и вновь вернитесь под нашу благостную власть!"

Услышав призыв царя Хина, кытаи ночью напали на ставку Хин-Батыра и перебили всех бывших в ней хонов. Жена Хин-Батыра успела бросить своего сына в реку Дуло в большом котле и тут же была окружена врагами. Ей отрубили руки и ноги, и она умерла в мучениях. Микаиль Башту в "Шан кызы дастаны" рассказывает, что олень, пришедший на водопой, выловил котел своими рогами и отнес мальчика в Семиречье. Там его приютил и вырастил царь масгутов Map. Он получил имя Газан, женился на дочери Мара, а род свой Дуло стал называть и Мардуан-Дуло.

Между тем хоны, находившиеся в другом лагере, уже избрали нового царя - Хазара. Узнав об этом, Газан вместе с масгутами, названными им баджанаками, вторгся в царство Хазара. Хоны тут же перешли на сторону Газана, а Хазар бежал к кытайским тюркам и стал их вождем».

Здесь: хинцы – китайцы; кытайские тюрки – изначально, индоевропейские кочевники, обитающие в степях севернее Китая с древних времён (носители гаплогруппы R1b); народ хонов – гунны; Микаиль Башту – Михаил Киевский, древнебулгарский летописец и литератор (ум. в 900 г.); масгуты – массагеты.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Булгарами (индоарийцами по происхождению) на протяжении почти тысячи лет правил царский род Мардуан-Дуло, берущий свое происхождение от гуннов, поэтому данный народ считал гуннов своими предками. В 4 веке нашей эры булгары стали привилегированной частью войска гуннского вождя Булюмара, объединившего в одну великую армию многие народы и завоевавшего огромные территории от Волги до Дуная.

Приведенный выше отрывок – это фрагмент изложения истории булгаров, который рассказывает о происхождении именно гуннов (хонов). В «Гази-Барадж тарихы», со ссылкой на более древнее произведение «Хазар тарихы», помещена также собственная история булгар, берущих свои истоки в индоарийской общности. Но об этом позже.

Из приведенного отрывка мы видим, что зарождение народа, который во главе с Булюмаром завоевал пол Европы, происходило далеко на востоке, на границе с Китаем. Предки гуннов, согласно этой древнебулгарской летописи, были народом, дошедшим в своих скитаниях от берегов Средиземного моря практически до Тихого океана. Здесь в окружении восточных народов, они подверглись значительной ассимиляции.

Гунны Атиллы, отметившиеся в 5 веке н.э. в Западной Европе, являлись, согласно булгарской летописи, всего лишь номинальными наследниками этнических гуннов, так как основу народа, которым управляли правители из рода Мардан-Дуло, составляли масгуты, несомненно, индоевропейское племя, известное в европейской историографии под именем массагетов. Массагетов, которых возглавил Газан, как видно из приведенного отрывка, называли еще «баджанаками».

Газан, согласно этой летописи, жил за четыреста лет до Булюмара, разгромившего в 375 году Русколань, поэтому «чудесное спасение» Газана из реки Дуло можно датировать 1 веком до н.э.. Газан, впоследствии присоединил к своему государству и несколько гуннских племен. В таком виде двунациональное государственное образование обитало четыреста лет на северо-западе современного Китая. Основным народом в этом объединении были баджанаки (массагеты). Гуны же были на втором плане, что ясно из дальнейшего повествования булгарской летописи:

«400 лет хоны терпели это унижение и копили ненависть к окружавшим род Дуло масгутам. Наконец, при потомке Газана Джилки терпение хонов лопнуло, и большая часть их присоединилась к потомку Хазара Дугару, опиравшемуся на кытаев и тюркмен. Дугару, кроме этого, удалось получить поддержку башкортов, являвшихся смесью масгутов и урмийцев и говоривших на урмийском языке. Их кочевья находились к северу от баджанаков и к западу от гор Хон. Между горами Хон и пустыней Куман, к северу от Хина, кочевали кыргызы…» (131)

Я вставил такой большой отрывок, чтобы показать, что легенда о происхождении гуннов, не является красивым вымыслом, а опирается на точные не только исторические, но и географические данные. Башкортами, булгары называли племена, которые говорили на финно-угорских языках и были предками венгров, хантов и некоторых других народов. В описываемые времена, эти племена занимались скотоводством в степной части Западной Сибири, ассимилировав и вытеснив оттуда индоевропейские племена сабиров (савиров, северов, сербов). Современной истории известно, что киргизы к началу нашей эры уже переселились из Средней Азии и Тянь-Шаня в Верховья Енисея и Саяны. Видимо, их кочевья распространялись и далее на юг и восток от этих мест.

Рис.24. Народы Евразии на основе сведений древнебулгарской летописи «Гази-Барадж тарихы». Рубеж эр

В пустыне Гоби китайские археологи уже давно вскрывают скифские курганы. Поэтому ничего неестественного в истории, рассказанной древнебулгарской летописью нет. За горы Хон, можно принять горную цепь, растянувшуюся от Горного Алтая до Большого Хингана. А за пустыню Куман – Гоби.

Киргизов, обитавших некогда на западной границе пустыни Гоби, их более сильные соседи изгнали на север еще задолго до нашей эры. Так, в древнекитайской летописи "Ши цзи", написанной китайским историографом Сыма Цянем говорится о том, что в 201 году до н.э. енисейские киргизы и их соседи динлины, были завоеваны правителем гуннов Маодунем (132).

По описанию китайских историков данные киргизы еще в 9 веке нашей эры представляли собой классических индоевропейцев: «Жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Черные волосы считались нехорошим признаком…» (133).

В 9-10 веках н.э. киргизы создали свою империю, т.н. Кыргызский каганат, власть которого распространялась практически до берегов Тихого океана. Киргизы, напомню, являются по происхождению индоарийским племенем. У современных киргизов процент носителей гаплогруппы R1a составляет 63%.

Тогда территорию баджанаков, управляемую династией Мардан-Дуло, можно определить, как территорию от современного Урумчи до озера Кукумора.

Кстати, просто так, без всяких выводов, хочу отметить факт фонетической близости названия современной китайской столицы – Бэйцзин (Бэйджин, Пекин) с именем печенегов (баджанаками, бадзинаками, паджо, хинцами).

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Далее древнебулгарская летопись повествует о событиях первой половины 4 века:

«Когда Дугар вторгся во владение Джилки и разбил его, некоторые масгуты бежали к кыргызам-канглы. Когда Дугар покорил этих кыргызов, часть их во главе с Сабаном ушла к баджанакам и там слилась в народ сабанов или баджанаков. Сабаны стали говорить на кыргызском языке, но более благородном, так как на него повлияло наречие масгутов» (134).

Кыргызы-канглы жили на востоке Средней Азии. Их потомки вошли в состав современных киргизов и казахов. Китайский дипломат и путешественник Чжан Цянь, посетивший Среднюю Азию в 114 году до н.э. описывает их как чистых индоевропейцев. Как мы видим баджанаками или сабанами со временем стали называть народ, живший на востоке Средней Азии, который за сто лет до Христа имел еще чисто европейскую внешность.

Но к этому времени баджанаки, согласно данной летописи, уже перешли на тюркский язык. Это вполне возможно. Именно в то время началась широкая экспансия тюркоязычных народов с востока на запад. Булгарский летописец здесь же поясняет: «Кыргызская речь куманов, оймеков и других потомков кыргызов, называемых также кыпчаками - по имени кыргызского вождя, брата Сабана, Кыпчака, подчинившегося Дугару - звучит грубо из-за влияния речи кытайских тюрков.

Позднее сабаны подчинились Дугару и настолько много взяли из языка его тюркмен, что некоторые стали считать их тюркменским племенем. А заимствование это произошло вследствие вхождения в состав сабанов нескольких тюркменских родов...» (135)

Мы видим, что европеоидные печенеги (баджанаки) так же, как и большинство индоевропейских кочевников со временем стали подвергаться тюркоизации.

Далее автор не упоминал о баджанаках вплоть до описания им событий 5-6 веков: «Еще при Бел-Кермеке в Саклан ворвались сабары, которых булгары звали по-саклански сабанами. От них пошел наш язык, который персы ошибочно называют кыпчакским, ибо сами кыпчаки восприняли его у кыргызов и при этом еще изрядно испортили. Тех же сабанов, которые остались в Туране, стали чаще всего называть баджанаками» (136).

Здесь: Бел-Кермек – сын гуннского вождя Аттилы; Саклан – степи от Дуная до Волги, называемые так по основному народу, обитаемому на этих пространствах (сакланы - славяноязычные кочевники); сабаны – племена, известные в Европе как сабиры, савары, сувары. В 5 веке были изгнаны из Азии аварами, после чего вторглись в европейские степи; Туран – Средняя Азия и Казахстан.

Бел-Кермек (Эрнах (Приск), Хернак (Иордан), Эрнек (венгерск. источники), Ирник (« Именник болгарских ханов»)) был одним из трех сыновей Атиллы и правил во второй половине 5 века. Из этого отрывка ясно, что именем баджанаков (печенегов) стали, в конце концов, называть тех сабанов, что остались в Средней Азии (Туране). Имя этих баджанаков всплывает в летописи при описании событий первой половины 9 века:

«В разгар этого восстания к Бен-Амину явились башкортские послы и сказали ему: “На нас напали баджанаки, изгнанные из Семиречья тюркменами Хорасана, и безжалостно жгут наши аулы. Мы всегда помогали хазарам - теперь вы помогите нам”. Бен-Амин опрометчиво отказал им в помощи, хотя повстанцы никак не могли угрожать Итилю, и башкорты были наголову разбиты сабанами-баджанаками»(137).

Здесь: Бен-Амин - хакан Хазарии примерно в 806-810 годах; Итиль – столица Хазарии в Нижнем Поволжье; Семиречье -известная территория в Средней Азии между Балхашом и Иссык-Кулем.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Надо отметить, что этот эпизод истории стал переломным моментом для образования новых наций: хантов, венгров и башкир. Читаем у Гази-Бараджа:

«Одна часть башкортов бежала к огузам и кыпчакам, другая - на правый приток Шира Сасы-Идель, третья - на реку Байгул. Но места здесь были голодные, поэтому половина башкортов очень скоро перешла через Урал на Чулман-Идель и Агидель и образовала здесь бекство Бершуд... Башкорты, оставшиеся на Байгуле, прозвали свою область Сэбэр, а себя - байгулами и иштяками, ушедшие в Бершуд - сэбэрцами, а ушедшие на Сасы-Идель - моджарами. Моджары быстро распространили свою власть на мурдасов и сурских аров»

(138). Правый приток Шира Сасы Идель (Саз-Идель) это уже упомянутая мной река Сосна, правый приток Дона. Байгул – река Обь. Иштяки – остяки, ханты. Бершуд – территория вокруг реки Белой и верхнего течения реки Камы (современная Башкирия). То, что в местностях, прилегающих к верховьям Дона, какое-то время жили мадьяры, доказывает хотя бы название реки Угра.

А то, что башкиры в прошлом до тюркоизации 10-13 веков были финно-угорским народом, доказывает то, что папский легат венгерского происхождения Юлиан, посетивший эти места в 30-х годах 13 столетия, нашел здесь много людей, говорящих на понятном ему языке.

Когда новый хакан Хазарии Урус в 834 году построил на Дону крепость Хин-Калу (Саркел), он в качестве ее гарнизона нанял баджанаков, называемых еще «хинцами». Так печенеги впервые появились в Европе. Одновременно с этим, подкупленные Урусом баджанаки прошли опустошительным нашествием от Дона до Крымских степей и, по словам Гази-Бараджа: «…наполнили их бесчинствами. Только в 840 году старшему сыну Айдара Джилки удалось нанести баджанакам решающее поражение и заставить их остатки вернуться на Джаик» (139).

Здесь: Джаик – река Яик (Урал); Айдар – булгарский балтавар Угыр Айдар (Светогор).

Как мы видим, в первой половине 9 века печенеги имели свои стойбища за Волгой. После этого они стали усиливаться, хорошо зарабатывая на разбоях, являясь при этом наемным войском в войнах между Хазарским каганатом и Кара-Булгаром (территорией между Доном и Дунаем, управляемой булгарскими балтаварами). Печенеги, в конце концов, стали союзниками булгар, досаждая своими набегами Хазарии.

В ответ на это бек Арслан, закулисный правитель Хазарии нанял, обитавших на полуострове Мангышлак, северо-огузские племена «мэнцев». Те выбили из Прикаспийских степей печенегов: «…в 894 году, когда мэнцы вновь напали на баджанаков, Марджан в досаде не помог им. Иллак был наголову разбит. Половина его людей в ужасе подчинилась завоевателям, а сам он с другой половиной баджанаков предпочел откочевать на запад… На своем пути Иллак ожесточенно громил все области хазар, считая их виновниками своего несчастья… Кочевья моджар были совершенно разгромлены баджанаками, не знавшими жалости к своим закоренелым врагам. После этого Кара-Булгар объял настоящий ужас. Каубуйцы бежали со своими семьями в Хазарию и были размещены на реке Куба, а 5 тысяч барынов пришли к Башту и попросили Алмыша проводить их в Булгар» (140).

Здесь: Марджан – внук Светогора, булгарский правитель поволжских земель, включенных впоследствии в состав территории Волжской Булгарии; Иллак – печенежский князь (бек); моджары – предки венгров; каубуйцы – ковуи русских летописей, кочевые племена Северного Причерноморья; река Куба – Кубань; Башту – булгарское название Киева; барыны – кочевые племена, известные русским летописцам, как берендеи; Алмыш – брат Марджана (Мардана), будущий хан Волжской Булгарии.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Другими словами, огузы-мэнцы выбили печенегов из заволжских территорий, а сами печенеги выгнали из придонских степей венгров, остатки которых откочевали в Паннонию. Данные события запечатлены в ПВЛ: «В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, и пришли к Днепру, стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые называются Угорскими, и стали воевать с жившими там. Сидели ведь тут прежде славяне, а затем землю Волынскую захватили волохи. А после угры прогнали волохов, унаследовали ту землю и поселились вместе со славянами, покорив их себе; и с тех пор прозвалась земля Угорской» (141).

Пострадали от нашествия печенегов и некоторые племена булгарского и славянского происхождения.

В результате всех этих перипетий печенеги захватили степи между Дунаем (Сулой) и Доном. На протяжении 150 последующих лет они доминировали в причерноморских степях. Печенеги в основном жили отдельными племенами, редко, по необходимости, объединяясь в крупные воинские образования. Одним из таких редких примеров явилась их война со Светославом, когда они объединились на время под властью хана Кури и в 972 году подкараулили возвращавшегося с византийской войны легендарного князя на днепровских порогах.

Итак, мы видим, что баджанаки хоть и были по происхождению преимущественно индоевропейским народом, тем не менее, говорили на языке тюркской группы. О чем недвусмысленно несколько раз говорится на страницах «Гази-Барадж тарихы». Автор даже рассказывает о влиянии языка баджанаков на булгарский язык (142): «Немало марданских баджанаков в годы нашествий тюркмен, кыпчакских тюрков и мангулов бежало в правобережные округа Беллака и в Тамта-Башкорт. Под их влиянием часть моджарских булгар стала произносить “ц” вместо “ч”, а башкортские булгары - “h” вместо “с”».

Хочу здесь обратить ваше внимание, что печенеги употребляли фонему «ц». Это немаловажный факт, вновь указывающий на происхождение этнонима «цингалы» (род самаров) от печенегов, которые, по свидетельству Гази-Бараджа называли себя в честь побед над китайцами ещё и хинцами (на языке печенегов, очевидно, циньцами).

Как видим, говорить о том, что печенеги-баджанаки были славянским племенем не приходиться. По происхождению они были индоевропейским народом, подвергшимся ассимиляции восточными тюрками. Этнической основой печенегов стали племена масгутов (массагетов, носителей гаплогруппы r1b) и киргизов (носителей гаплогруппы R1a).

С другой стороны, самаров, в частности Каяловых и Цингаловых, носивших прозвища «цингалы» и «паджо», ни в коей мере нельзя относить к печенегам, так как, придя в Сибирь, они говорили на архаичной форме русского языка. Но может быть печенеги, жившие в междуречье Дона и Днепра, сами перешли на русский язык? Такое вполне могло быть. Все-таки основное население данного региона составляли славяне.

По свидетельству Гази-Бараджа в славянском населении этой местности, еще до прихода сюда печенегов, растворились многие булгарские роды: « А анчийцы, как я уже отмечал, являются смесью части ульчийцев с некоторыми родами урусов и булгар, от которых унаследовали мужество. А из наших булгар в состав анчийцев вошли многие из родов ердим, сэбэр, бакиль, агачир, барын и из других, которые потом возглавили анчийские роды...»(143).

Здесь: ульчийцы - славяне Подунавья, переселенные булгарами во времена аварского владычества в Приднепровье; урусы – кочевые и земледельческие племена восточных славян; анчийцы – славяне, наследники русколанов, прямые предки современных украинцев.

Скажу ещё, что булгарский этноним "ульчийцы", соответствует "уличам" Нестора. Отчего он произошёл? Во времена Нестора уличи жили по Бугу и Днепру, а также между Днестром и Дунаем: «уличи, тиверци сѣдяху по Бугу и по Днѣпру, и присѣдяху къ Дунаеви»(143-1). По Гази-Бараджу они изначально жили на Дунае. Во времена аварского владычества булгарский балтавар Тубджак (умер в 605 году) переселил по сведению Гази-Бараджа 200 тысяч уличей на Украину(143-2).

Поэтому уличи, изначально, были дунайскими жителями. Булгары Дунай называли Сулой. На современном татарском "сулы" - мокрый, водоносный. Предположу, что в древности данное слово имело ещё смысл водообильный, полноводный. По названию реки, жители, проживающие на его берегах, были названы булгарами "сульчийцами" или "суличами". В начале слова в открытом слоге буква "с" звучит приглушённо, поэтому нет ничего неожиданного в том, что она со временем выпала.

То, что этноним «уличи» произошёл от булгарского названия Дуная, доказывают сведения некоторых арабских летописцев.

Ибн Русте. (903-913 гг) «Они [болгары] трёх разрядов. Один разряд из них называется б.р.сула, другой разряд - ас-к.л. и третий – булгары».

Гардизи. (1050-1059 гг.) «И существуют эти три разряда, первый называется б.р.сула, другой разряд - ас.к.л. и третий – булгары».

Худад ал-'алам. (~982 г.) «Начертания разрядов: б.р.зула, аш.к.л., булгары».

Из приведённых отрывков мы узнаём, что население раннесредневековой дунайской Болгарии состояло из уличей, сакалиба и кочевников булгар. Чем сакалиба отличались от уличей? Это были родственные народы индоарийцев (соколовян), каждый из которых имел несколько отличную судьбу. Византийцы так же делили славян на склавинов и антов.

Очевидно, что под склавинами подразумевались предки индоарийцев (соколовян), переселившиеся на запад Европы ранее антов (живущих в Северном Причерноморье вплоть до гуннского нашествия). Сакалиба (склавины) называли себя ещё кельтами (склты), а римляне и греки галлами и галатами. Анты, прямые предки кочевников скифов и сарматов, проживали в составе Русколани.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Тем не менее, я не назову Каяловых и Цингаловых печенегами, ассимилированными славянами. Почему? Да потому, что они сохранили свое самоназвание – самары. А это имя прямо говорит о том, что чалдоны-самары имели собственную историю своего происхождения. Но об этом позже. А пока констатируем тот факт, что самары, живя в междуречье Дона и Днепра, имели тесные контакты с печенегами, вполне возможно и кровные. Отчего окружающие народы дразнили их «паджо».

Сибирские самары, не смотря на то, что термин «паджо» был их кличкой, а не родовым именем, сохранили данный этноним в топографических названиях. Это и юрты Паджины, и Паджинское плесо на Оби. Юрты Паджины и протока Паджина на реке Кеть, правом притоке Оби (144).

Кстати, все названные места, являются местом проживания самаров-чалдонов и союзных им селькупов.

Алексей Малолетко предполагает, что современное название правого притока Оби р. Пыжина также связано с паджами. Более раннее ее название – Куялова (>Каилка) (145).

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Существует еще один маленький вопрос. Почему селькупы традиционно первых русских переселенцев называли «паджо-рус»? Ведь самоназванием чалдонов было «самары». Эту тему можно долго муссировать, но, как мне кажется, единственная более-менее приемлемая гипотеза состоит в том, что селькупы были знакомы с «паджо» задолго до появления на Оби чалдонов.

Галина Пелих, как и многие другие исследователи, предполагала на основе анализа топографических материалов, что в более ранние периоды своей истории селькупы жили в верховьях Оби и Енисея. Вполне возможно, что их оттуда выдавили агрессивные соседи. Например, переселившиеся из Центральной Азии киргизы. И в тот период селькупы могли контактировать с баджанаками, описание которых (светловолосые, голубоглазые) совпадало с этническими характеристиками переселенцев-чалдонов. В этнической памяти селькупов этноним «паджо» мог быть определением всех индоевропейцев.

К сожалению, этимологию этого слова никто никогда не разбирал. По сей день нет ни одного варианта происхождения этого слова. Поэтому истинное значение термина «паджо» не может помочь нам в данном вопросе. Тем не менее, косвенным подтверждением моей гипотезы может служить встречаемость топонимов на основе этнонима «паджо» (баджо) в южных районах Сибири, особенно в тех, где переселенцы из Причерноморья самары-чалдоны не селились. Так, местность Кая-Баджа на правом берегу Енисея, в 100 верстах от устья Кемчика (Хемчика) упоминается известным востоковедом А.Н. Бернштамом, в связи с находкой там неизвестных наскальных письмен (146).

С проникновением печенегов в Европу можно связать обилие там ономастического материала с корнем «паджо». Этноним «паджо», превратившись в имя собственное, пополнил и без того большой перечень имен этнического происхождения: Роман (римлянин), Герман (германец), Ален (алан), Руслан (русколан), Франк-Франц (франк) и др. Данное же имя прославил, например, известный итальянский писатель XV в. Паджо Браччолини. На чемпионате мира по греко-римской борьбе в Афинах в 1999 году выступал югославский борец Паджо Ивосевич.

Фамилию на основе этого этнонима носили и носят многие известные личности. Это и английский историк (египтолог) 19 века Уоллис Бадж, знаменитый итальянский футболист Роберто Баджо, создатель часов и циферблата знаменитого лондоского Биг-Бена Аугустус Паджин, популярный музыкант Дэвид Паджо, чешский парламентарий Виктор Паджо. В 11 веке творил арабский философ Ибн Баджа. Европейская встречаемость слова “паджо” по отношению к русским (паджо-рус) отмечается также Кобычевым В.П. (147).

Старинный город Паджо-Русско отмечен И. П. Филевичем (148). Город Паджо и сейчас есть в Черногории. На всякий случай упомяну храм Чангангха в Бутане, построенный в 12 веке в месте, которое благославил знаменитый лама Паджо Друкг Шингпо, пришедший в эти места с севера (из Тибета).

На территории бывшего СССР фамилии на основе «падж» чаще всего встречаются на Кавказе: Паджелидзе, Паджанян, Паджаев, Паджабов, что выглядит вполне логичным, учитывая отмеченные набеги и переселения баджанаков на Северный Кавказ и в Закавказье. Уход орды половецкого хана Атрака в 1117 в Грузию, не являлся единичным случаем в истории кочевых народов Северного Причерноморья.

По сведениям все той же «Гази-Барадж тарихы» в Закавказье с четвертого века существовало булгарское ханство Хонджак, организованное персидским шахом для противодействия Византии. Оно, вплоть до монгольского нашествия, постоянно подпитывалось различными кочевыми народами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что князья Грузии часто роднились и с булгарами, и с половцами, и с печенегами, да и с русскими.

Встречается фамилия Паджев и среди русского населения, чаще всего в Рязанской области. И в этом тоже нет ничего странного. По сведеньям древнебулгарской летописи, в эти места бежали баджанаки, некогда жившие на территории современной Оренбургской области. Случилось это после того, как из-за беспутного правления булгарского хана Мохаммеда (943-958 гг.) оголились восточные границы Булгара и, подстрекаемые Сасанидами туркмены, разграбили все южное Приуралье. В Сибири термин «паджо» чаще всего встречается в фамильной форме Паджин.

Литература:

129.БСЭ. Издание третье. М. изд. «Советская энциклопедия». 1975. С. 508.

130.Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г., С. 8.

131.Там же. С.9.

132.Материалы по истории сюнну. Предисл., пер. и примеч. В. С. Таскина. М., 1968. С. 41

133.Н. Я. Бичурин. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.- Л. 1950, Т. I., С. 351.

134.Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г., С. 9.

135.Там же.

136.Там же. С. 15.

137.Там же. С. 29.

138.Там же.

139.Там же. С. 33.

140.Там же. С. 47.

141.ПСРЛ. Т. I, изд. СПб, 1908. СПб, 1998., Стб. 18. С. 14.

142.Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г., С. 67.

143.Там же. С.24.

143-1. ПВЛ 1999. С.12.

143-2. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г., С. 16.

144.Николай Спафарий. Книга, а в ней писано путешествие Царства Сибирского. М., 1675. С. 72.

145.А.М. Малолетко «Первая русская колония в Сибири» // История Сибири 17- первой половины 19 веков. Томский государственный университет 2002г., С. 87.

146.А.Н. Бернштам. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок VI-VIII вв. Восточно-Тюркский каганат и кыргызы. // Труды института востоковедения, т. XLV. М.-Л.: 1946. Гл. 2. XIX в. Накопление материала до дешифровки рун. С. 17.

147.В.П. Кобычев. В поисках прародины славян. М.,-1973. С.10.

148.И. П. Филевич. История Древней Руси. Варшава, 1896, С. 173.

Паджо

Вверх |

etnogena02.hut2.ru

X