почта etnogena02.hut2.ru

ПРЕДЫСТОРИИ РУСИ КЛИКНУТЬ
| На сайт КЛИКНУТЬ | ОГЛАВЛЕНИЕ КЛИКНУТЬ | На весь экран | Почта |

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Terra incognita – Русь :::: 11. О сарматском этнониме *самары* и самарах - сибирских переселенцах из междуречья Дона и Днепра

Трусов С.В.

Самары, так сами себя называли сибирские переселенцы из междуречья Дона и Днепра. Каяловы и Цингаловы - это лишь два рода из этого племени.

Галина Пелих писала: «Я пыталась рассказать своим информаторам, что первый русский «Обской городок» был основан (по мнению историков) казаками Я.Мансурова, а название «Самарово» произошло от имени жившего в этих местах остяцкого князца Самара. Все из знакомых мне Каяловых тут же начинали эти сведения опровергать»..

Они убеждали её, что самары-чалдоны первыми из русских поселись в этих местах, отвечая ей: «Самарскими Каяловы прозывались спокон веков». И предки их, те, что жили за Доном: «Прозывались самарскими. Тама поди-ка и счас самарцы живут» (166).

По происхождению самары индоарийцы и в разные периоды своей истории они занимались как скотоводством, так и земледелием. Самоназвание чалдонов «самары» - это последний осколок этнонима некогда большого народа, отметившегося не только в топонимах многих территорий Евразии, но и хорошо известного по археологическим раскопкам, рассказам древних историков. Все это я подробно буду разбирать в третьей книге, которая посвящена истории происхождения чалдонов-самаров.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Сейчас же отмечу, что многие известные нам топонимы имеют непосредственное отношение именно к этому народу. Это не только село Самарское, расположенное в месте слияния Иртыша и Оби, как раз там, где селились самары после переселения в Сибирь. Не только река Самара, впадающая в Днепр, где ее сопровождают многочисленные топонимы этого типа, но и волжская река Самара, Дагестанская река Самур, среднеазиатский город Самарканд и многие другие.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

На Кавказе термин «самар» запечатлен не только в названии реки Самур, но и в названии местности – Самария. Я нахожу два варианта появления данного топоним на средневековой карте Кавказа.

1.Предположу, что данное название, привнесено сюда индоевропейскими предками булгар.

Рис.28. Карта Восточного Кавказа.

Согласно булгарской летописи «Гази-Барадж тарихы» и сведениям многих других источников, в древности булгары были поселены на Кавказе персидскими царями, для защиты от нападений северных кочевников. Булгары с древних времен были кочевым племенем, нанимающимся на военную службу к персидским и другим царям. На Кавказе было два района поселения булгар. Один в Грузии, другой в Азербайджане. Впоследствии они назывались булгарами Хонджаками.

Область кавказской Самарии, как раз соответствует области «грузинского Хонджака», расположенного в верхнем течении Куры. В дальнейшем Самария превратилась в Санарию (Цанар). Булгарский этнос был ассимилирован грузинами и северокавказскими народами и вошел в кавказское общежитие несколькими родами под разными этнонимами.

2. Данное название могло проникнуть на Кавказ, вместе с переселенными евреями, жителями палестинского города Самария. Так как известно, что.за 735 лет до P. X., царь ассирийский Тиглат Пилесер или, как называет его библия Велгаефеласса, увел в плен Рувима и Гада и часть племени Манассиина. Лет пятнадцать спустя, царь Салманасар взял Самарию и увлек жителей к стороне Ассирии. Куда увел неизвестно. Но потомки кавказских татов считают, что местом переселения был Кавказ. С другой стороны закавказские таты являются персоязычным народом.

То, что чалдоны, называющие себя самарами, издавна селились в Среднем Приобье, независимым способом доказывает карта Дж. Кантелли (1683 г.), на которой как раз в районе слияния Оби и Иртыша, помещена надпись «samariequi» (cамарики).

То, что Каяловы и другие чалдоны, сохранившие устойчивое предание о том, что до переселения на Обь и Иртыш они жили в Северном Причерноморье, рассказывают нам правду, доказывает не только упоминаемое ими название реки Самара, впадающей в Днепр, но и многочисленные топонимы данного региона, никак не связанные с этой рекой. Это населенные пункты: Самарщина Полтавской области, Самары и Самары-Ореховые Волынской области, Самары Полтавской области, Самарский Ростовской области, недалеко от украинского города Донецка и т.д. По сообщению Е.С. Отина (167), коллективная кличка «самарi» существует у сельских жителей Донецкой области и сейчас.

Галина Пелих писала: «...коллективная кличка «самариi» бытовала не только в окрестностях реки Самары (л.пр.р.Днепра), но и в других районах Украины. «Кличка самариi» была зафиксирована в селе Воскресенском Донецкой области. Рудиментом её является постоянно повторяющийся ойконим «самари» в названиях: с.Самары Черпуховского района и с.Самары Шитацкого района Полтавской области, село Самары Ратневского района Волынской области. При этом считается, что все носители «клички Самари… имели предка, переселившегося с берегов реки, протекающей вблизи Самары или Самариi». (168)

Название р. Самара, что впадает в Днепр в черте города Днепропетровска, зафиксировано в источниках 12 века (169). То есть, задолго до того, как данная территория была присоединена к русскому государству. Впервые на карту положена в 1538 г. (170).

Данный этноним - «самары», если он существовал на самом деле, не мог не отразиться в собственных именах людей. Ономастикой такое имя зафиксировано и в Азии, и в Европе. Женское имя «Самара» доныне присутствует в Европе. Мы тоже часто его употребляем в немного измененном виде, как отражение двойного заимствования, в форме Тамара.

Известно, что имя средневековой грузинской царицы зафиксировано во многих источниках в форме «Samar». В такой форме это имя часто встречается в средневековых хрониках по отношению и к другим историческим лицам. Так в Гази-Барадж тарихы рассказывается, что в 1150 году:

«… кан посватался к дочери Байчуры Самар-би и пригласил его на свадьбу. Несчастный тархан не мог отказаться от приезда на свадьбу собственной дочери и прибыл в Буляр. Прямо при въезде в столицу он был изрублен на куски казанчиями. Самар, узнав об этом, бежала в Банджу и была там провозглашена улугбикой...». (171)

Здесь: Банджа – несохранившийся булгарский город в Жигулевских горах, Буляр – столица Волжской Булгарии.

Откуда, явно этническое имя Самар могло попасть к булгарам? Самары – это самоназвание индоарийцев, ушедших в глубокой древности с территории общей для индоарийцев прародины в Среднем течении Волги в сторону Индии. Те индоарийские племена, что не ушли в Индию, но осели по дороге туда в Бактрии и Согдиане называли себя ещё и самарами. Среди данных самаров были индоарийские предки самих булгаров.

Кроме того, вернувшись в Европу, булгары с 4 века поселились в степях между Дунаем и Доном. Данные территории в то время заселяли сарматы, которые мигрировали сюда из Бактрии и Согдианы в 4 веке до н.э. Естественно, что одним из имён сарматов было – самары. У средневековых булгар, в этногенезе которых уже поучаствовали и гунны, и угры, и славяне, имя Самар могло говорить об этнической принадлежности матери, которая принадлежала к одному из сарматских племён. Переселившись в Среднее Поволжье в 8-9 веках, булгары здесь также столкнулись с остатками сарматских племён.

Мы видим, что традиция давать женское имя Самар (Тамара), пошла вовсе не от имени грузинской царицы, жившей несколько позже Самар-би (в 1166-1213 годах). Если же мы заглянем в более раннюю историю, то встретим это имя у Геродота в форме Томарис.

Царица Томирис, о которой рассказывает Геродот в первой книге своей «Истории» - «Клео»(172), прославилась тем, что победила великого персидского царя-завоевателя Кира II Великого. Произошло это в 530 году до н.э. Согласно Геродоту, царица эта правила массагетами:

«Эти массагеты, как говорят, многочисленное и храброе племя. Живут они на востоке по направлению к восходу солнца за рекой Араксом напротив исседонов. Иные считают их также скифским племенем». За реку Аракс, судя по описанию Геродота, принималась река Амударья. Геродот пишет: «Река же Аракс берет начало в Матиенских горах, откуда течет и Гинд, который Кир разделил на 360 упомянутых выше каналов. Аракс извивается, [образуя] 40 рукавов, из которых все, кроме одного, теряются в болотах и топях… Одно единственное устье Аракса течет по открытой местности, [впадая] в Каспийское море…

Так вот, с запада Кавказ граничит с так называемым Каспийским морем, а на востоке по направлению к восходу солнца к нему примыкает безграничная необозримая равнина. Значительную часть этой огромной равнины занимают упомянутые массагеты, на которых Кир задумал идти войной... Для переправы войска царь приказал построить понтонные мосты через реку [Аракс], а на судах, из которых состояли мосты, воздвигнуть башни…»

Все правильно, истоки Инда и Амударьи очень близки и находятся в отрогах Гиндукуша. О том, что Амударья впадает в Каспийское море, сообщал не только Геродот, но и многие арабские средневековые летописцы. Эти сообщения вполне могли соответствовать истине.

Дело в том, что Амударья, через русло, впадающее в Саракамышское озеро, связано высохшей в настоящее время рекой Узбой с Каспием. В ледниковый период, когда климатические пояса были сдвинуты значительно на юг, климат Средней Азии напоминал дождливый климат умеренных широт. Обильные осадки делали реки, впадающие в Арал полноводными. Кроме того, в Аральское море дренировал избыток воды из ледникового подпрудного озера находящегося на юге Западно-Сибирской равнины. Вода отсюда поступала в Аральское море через Тургайскую впадину.

Естественно, что избыточный приток воды должен был куда-то деваться. Отдельного Саракамышского озера тогда не было, оно входило в акваторию Аральского моря. Узбой - это отдельная река, истекающая из Арала, на подобии Ангары. С потеплением климата все изменилось. Узбой в настоящее время представляет собой высохшее русло, местами покрытое участками водной поверхности и увлажненной почвы. Хотя специальная экспедиция, исследовавшая русло Узбоя установила, что река здесь текла несколько тысяч лет назад, не исключено, что в определенные периоды, недалекого от нас времени, Узбой был полноводен.

Дело в том, что ученые сделали свое заключение на основании исследования остатков раковин пресноводных моллюсков. Но кратковременные, с геологической точки зрения, заполнения водой русла Узбоя, могли и не позволить повторному зарождению данных форм фауны. То, что Узбой был заполнен водой еще в Средние века, доказывают многочисленные археологические останки поселений и ирригационных сетей, размещенные на берегах этой высохшей реки. Например, прекрасно сохранившаяся крепость 13 века Ак-Кая, вряд ли могла иметь стратегическое значение, не будь в русле Узбоя воды.

То, что массагетка Томарис носила самарское имя, нет ничего необычного. Во-первых, племя, которым правила Томарис могло быть немассагетским, так как древние авторы любили обобщать этническую принадлежность схожих между собой индоевропейских кочевников, называя одни и те же племена, то саками, то массагетами, то сарматами, то скифами. Во-вторых, я думаю, что данное племя всё же был массагетским (тормэнским, носителями гаплогруппы R1b), но мать Томарис как раз была по происхождению из самаров.

Этноним «самары» отразился и во множестве фамилий, не только русских, таких как дворянский род Самаркиных, но и в зарубежных.

Приведу здесь в качестве доказательной базы отрывок из «Словаря уральских фамилий» А.Г. Мосина: «Прозвище «самара» встречается в русских документах с XV: «Самара Степан Родионович Квашнин, первая половина XV в.; от него — Самарины; Лысый Иван Степанович Самарин, вторая половина XV в.; Никита Алексеевич Исуп Самарин, 1530 г.; Застава Иванович Самарин, конец XVI в.; Иван Иванович Кулик Самарин» (Веселовский I); «Замятня Самарин, землевладелец, 1539; Елизарей Иванов сын Самарин, смоленский боярский сын; Митко Самара, астраханский стрелец, 1672» (Тупиков); Самарин Панкрат, подьячий, 1679 г. (Веселовский II). В Приуралье фамилия фиксируется в первой четверти XVII в.: «Крестьянин д.Шубина Ивашка Семенов сын Самарин, 1623» (Полякова). В 1794 г. фамилия Самаров зафиксирована у хантов и манси Казымской и Куноватской вол. Березовского у. (Соколова. С.176,187)» (173).

До сих пор многие из них на слуху. Такие как известный в России бразильский футболист Леандро Самарони, почетный президент МОК испанец Хуан Антонио Самаранч, знаменитая французская актриса 19 века Жанна Самари и т.д.

Кстати, некоторые исследователи, такие как известный русский филолог Ю.А Федосюк выводили слово «самара» «от названия длиннополой крестьянской одежды — самара или самарка; отсюда прозвище человека, ее носящего». Очевидно, что это системная методологическая ошибка. Наоборот, название одежды произошло от терминообразующего этнонима народа, которому этот стиль был присущ.

Есть даже Сама́рий - химический элемент, металл из группы лантаноидов. Элемент был выделен из минерала самарскита, названного так в честь русского горного инженера, полковника В.Е. Самарского-Быховца, впервые нашедшего его.

В месте впадения Самары в Днепр стоит город Днепропетровск. Построен он на месте средневекового города Старый Самар. А тот, в свою очередь, возник на пепелище сожженного войсками Батыя древнерусского города, очевидно носящего имя Самар.

Кто-нибудь обязательно напомнит в связи с этим о Самарии, древнееврейском городе. Мол, вот пример того, что данный топоним доподлинно принадлежит совершенно другому народу. Могу на это возразить, что официальная история происхождения Самарии, не утверждает, что данный топоним имеет непосредственное отношение именно к израильскому народу. По легенде, царь Израиля Амврий (Омри) (около 875 г до н. э.) купил гору Шомрон у купца Шемэра за два таланта серебра и построил на ней город Самарию (Шомрон), названную так по имени бывшего владельца горы.

Купцы, как вы сами понимаете, могли иметь любую национальность, так как зачастую проживали вдали от своей родины. Кроме того, индоевропейские племена, одним из которых являлись самары, издавна проникали в Палестину. И даже имели свои государства на сопредельных территориях, такие как Шумер.

Даже у современных ассирийцев, которые на протяжении более 4 тысяч лет смешивались с различными семитскими народами, сохранилась в крови 10% хромосом, относимых к индоарийской гаплогруппе R1-a и 10% к R1. Вообще, само название «ассирийцы» (ас-сур), противоречит официально принятой теории происхождения ассирийцев от семитских племен Северной Аравии. Так как этноним «ас», наряду с этнонимом «ар» присутствует в легендах многих индоевропейских народов (пример: асы из «саги об Инглингах»).

Данный древний индоевропейский этноним стал имяобразующей основой многих географических названий. Сравните: Ас-бурджан (Азербайджан), Ас-тархань (Астрахань), Ас-турия (Астурия). Даже название части света Азия, произошло от «асов», проживающих там, а не от карликового государства Ассува, существующего непродолжительное время на Северо-Западе современной Турции, как считают в настоящее время многие.

Почему я так думаю? Потому, что в других частях Европы и Азии существует огромное количество ономастических данных, сохранивших это древнее имя индоевропейцев. К примеру, Азовское море, происхождение названия которого никак не связано с Ассувом. Вполне возможно, что Ассув тоже был создан асами-индоевропейцами, как и соседнее с ним государство Хеттов. Поэтому купец, подаривший свое имя городу Самария, вполне мог быть индоарийцем. А его имя Шемэр было этническим, определяющим национальность его носителя в среде семитоговорящих народов.

С именем этого купца сопрягается название древнего государства Шумер. О народе, создавшем это государство до расшифровки шумерской клинописи, делать выводы преждевременно. Но в «Гази-Барадж тарихы» со ссылкой на более древнюю булгарскую летопись «Хазар тарихы» недвусмысленно сказано, что Шумер был создан индоарийцами-самарами. Этому можно было бы и не верить, но большое количество совпадений в археологии Шумера с данными вышеназванной летописи позволяют задуматься над таким утверждением всерьез.

«Хазар тарихы» утверждает, что Шумер создали самары, названные так, потому что для поклонения богу они строили горы Самар, на вершине которых создавали капища. Археологи Шумера давно отметили древнюю традицию шумерцев, строить религиозные сооружения на искусственно созданных горах. Есть и другие совпадения. Впрочем, наш сегодняшний рассказ не о Шумере. Кроме того булгарские летописцы указывают, что самары завоёвывали Палестину. По их сведениям название её было дано самарами (Бал-и-стан), и означало на самарском языке «Страна вольных» или «Страна господ».

Естественно, что фамилия Самаров запечатлена и в Среднем Приобье, где за 10-15 поколений до похода Ермака поселились поднепровские самары. Например, в актах правления царя Василия Шуйского сообщается, что в 1609 г. белогорский остяк Таир Самаров пробовал примкнуть к заговору остяцких князей, направленному против русского владычества(174).

Такие фамилии, как Самаровы, Самаркины, Саморуковы или Самарины распространены в России повсеместно.

Более подробная информация о самарах и их происхождении помещена в третьем томе книги «Чалдоны: история народа в свете Евразийской истории». На сайте она будет опубликована в ближайшее время.

Литература:

166.Г.И. Пелих. Обские Каяловы о реке Каяла // Вопросы географии Сибири. Томск, 1995. Вып. 21. С. 70.

167.Е.С. Отин. Об именах и кличках, тождественных топонимам //

Этнография имен. М., 1971., С. 259

168.Г.И. Пелих. Обские Каяловы о реке Каяла // Вопросы географии Сибири. Томск, 1995. Вып. 21. С. 71.

169.ПСРЛ, II, изд. 1962 г., Ипатьевская летопись, стлб. 653.

170.В. Кордт. Материалы по русской картографии. Киев, 1910. Вып. 2.

171.Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г., С. 129.

172. Геродот. История. I., 205—214

173.А. Г. Мосин. Словарь Уральских фамилий. Издательство "Екатеринбург", 2000 г.

Ответы на вопросы:

Сомнение сразу же вызвал тезис - самары -это индоарийцы. На чем основано это утверждение?

Оно основано на сведениях булгарских летописей и географии ономастии данного термина, а также на том, что сибирские самары употребляют в песнях и обрядах определённый словарь древних славянских терминов, вышедших из употребления в русском языке ко времени завоевания Сибири Ермаком.

В частности булгарский летописец Гази-Барадж пишет, что вторгшиеся в Индию индоарийцы (синды) через некоторое время разошлись на религиозной почве. Часть из них стало почитать бога в образе человека и осталась на новом месте. А та часть, что поклонялась горе Самар с плоскими гранями откочевала на север в Согдиану и Бактрию. Можно было бы и не верить данной информации, но во всех древних индийских религиозных текстах есть гора мироздания Сумеру (Су-Меру).

В одной из своих работ Вы пишете, что "Каяловы и Цингаловы, которые носили родовое имя «самары», переселились в Сибирь за 10-15 поколений до Ермака". На чем основано такое утверждение? Респонденты Галины Ивановны так сказали? А насколько можно им доверять?

С доказательства данного утверждения и начались мои изыскания, вылившиеся в книгу "Чалдоны: история народа в свете Евразийской истории". Весь первый том как раз и посвящён доказательству данного тезиса. Респонденты Пелих жили на севере. А моя бабушка, по происхождению чалдонка, жила на юге Западной Сибири. Родилась она в деревне Усть-Ламенка вокруг которой находились такие же чалдонские деревни. Абсолютно ту же информации о том, что предки чалдонов пришли с Чалого Дона за 500 лет до Ермака я слышал от неё в детстве и подвергал её утверждения обструкции. Но когда я случайно наткнулся на статью Галины Пелих, то понял, что всё не так просто.

Безусловно, мнение томского профессора Г.И. Пелих в работе «Обские Каяловы о реке Каяле» интересно. Особенно там, где она рассказывает о конях голубой масти, которых выращивали причерноморские самары. Они называли их бахмутами.

Навскидку - в Донецке есть речка Бахмутка (не там ли пытливым исследователям можно поискать следы самар?

Про Бахмутов тоже есть небольшая статья на сайте.

Самары

Вверх |

etnogena02.hut2.ru

X