почта etnogena02.hut2.ru

ПРЕДЫСТОРИИ РУСИ КЛИКНУТЬ
| На сайт КЛИКНУТЬ | ОГЛАВЛЕНИЕ КЛИКНУТЬ | На весь экран | Почта |

Русь incognito. Выводы первого тома книги

Русь incognito. Выводы первого тома книги "Чалдоны: история народа в свете Евразийской истории

Трусов С.В.

На основании всего изложенного можно сделать вывод,  что легенда о переселении самаров-чалдонов задолго до Ермака с территории междуречья Дона и Днепра на Обь имеет под собой реальные основания, которые подтверждаются данными лингвистики, ономастики и сведениями первоисточников.

Естественен вопрос, который возникает у прочитавших все вышесказанное. Почему русские летописцы не отметили наличие за Уралом этого народа, если он отличался от другого аборигенного населения и по виду и по языку?

Во-первых, начальные летописцы Сибири появились гораздо позже отрядов Ермака. Во-вторых, по многим косвенным данным, можно сделать вывод, что поначалу царские служилые люди всё же отличали от другого аборигенного населения некоторые группы людей, проживающих в Западной Сибири.

Так по свидетельству историка С. В. Бахрушина, из общей массы остяцкого населения, во времена завоевания Среднего Приобья царскими войсками, выделялись некие «вольные» люди, которые не облагались ясаком и имели некоторые привилегии. Эти люди делились на «бедных», «лучших» и «мощнейших» (175). Вы скажете, что, скорее всего, это были приближенные местных остяцких князьков. Все правильно, а я как раз и утверждаю, что пришлые самары, в среде аборигенного населения, которое они встретили в Среднем Приобье, заняли привилегированное положение. Если быть точнее, они попросту захватили власть.

Об этом, как я уже отмечал, в первую очередь говорят имена «остяцких князьков» - Самар, Бардак, Бояр, Демьян, Цингал и т.д., а также имя упомянутого выше «лучшего человека» Байбалака Самарова.

Русь incognito. Выводы первого тома книги

В-третьих, все существующие «остяцкие» княжества, в конце концов, оказали сопротивление царским властям, поэтому значительной части их населения пришлось мигрировать на восток и северо-восток, подальше от царских глаз. Этим населением и были самары-чалдоны.

В-четвертых, прожив, несколько столетий в тайге, по внешнему виду (одежде и быту) самары уже мало чем отличались от другого аборигенного населения. К тому же многие из самаров, по свидетельству все того же Каялова, к этому времени обостячились и обсамоедились. Другими словами, они брали в жены аборигенок.

В-пятых, самары, все же, были русскоязычным народом, что их не отличало от вновь прибывших с Руси переселенцев. Поэтому, заезжие столичные историки и путешественники, подобные академику Миллеру, не зная всей подоплеки событий, связанных с заселением Сибири чалдонами, не способны были выделить самаров в особую группу населения. Как, впрочем, не умели они отличать кержаков от чердынцев и других групп новоселов. Про них они тоже не писали.

В-шестых, прочно выработанный стереотип, что Сибирь покорил Ермак, заставлял исследователей отбрасывать в сторону всякую редкую информацию о самарских старожилах Сибири, как недостоверную.

Так и прожили чалдоны замкнутыми общинами, обиженные на русское правительство за свою утерянную свободу, вплоть до 20 века. К нашему времени эта общность практически рассыпалась в прах. Скорее всего, мы бы так никогда и не узнали всей этой удивительной истории небольшого славянского народа, если бы не вдумчивость, научная интуиция, педантичность и добросовестность большого ученого Галины Ивановны Пелих. Спасибо ей за это.

Литература:

175.Коллектив авторов Уральского государственного университета, Древний город на Оби: История Сургута. Екатеринбург, изд. «Тезис», 1994 г., С. 74-75.

http://skolo.ru/hidden-history/112-vyvody-pervogo-toma-knigi-chaldony-istoriya-naroda-v-svete-evraziyskoy-istorii.html

Вверх |

etnogena02.hut2.ru

X