почта etnogena02.hut2.ru

ПРЕДЫСТОРИИ РУСИ КЛИКНУТЬ
| На сайт КЛИКНУТЬ | ОГЛАВЛЕНИЕ КЛИКНУТЬ | На весь экран | Почта |

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Terra incognita – Русь :::: 12. Древляне

Трусов С.В.

Древляне жили по соседству с северянами. В связи с отсутствием точных данных территорию древлян и северян в междуречье Дона и Днепра трудно разделить. Мы с вами уже выяснили, что князь Мал, который согласно ПВЛ был древлянским князем, сидел в городе Коростени, который теперь называется Путивлем.

Гази-Барадж, называл агачиров (агач, по-татарски - дерево) булгарским родом.

Слово «агач» присутствует в данном виде у азербайджанцев, казахов и многих других тюркоязычных народов. Киргизская форма этого слова - «жигач», может служить поводом для этимологии слова «агач» от индоевропейского глагола «жечь, сжигать».

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Между тем у Гази-Бараджа и сеида Гали племя агачиров присутствует в Северном Причерноморье с древности и упоминается многократно. Вполне возможно, что булгары, будучи этнически многосложным народом, который на протяжении своей истории многократно менял свой язык, чувствовали свою родственность не только с уграми, гуннами и различными тюркскими народами, но и с племенами, родственными им по первооснове.

Недаром, в истории изгнания киммерийцев из Северного Причерноморья, изложенной Гази-Бараджем, скифы названы булгарами. Сеид же Гали доминирующее над скифами племя называет агачирами (древлянами). Напомню, что Геродот это племя называл царскими скифами и утверждал, что сами они себя называли сколотами.

Гази-Барадж выводит агачиров из тех племен, что вернулись из Индии в местность, называемую Самар. Затем они, вместе с булгарами, ас-колами и другими самарцами ушли на запад. Агачиры, являясь родом самарцев, осели в Междуречье (Самар-Шумер), где жили до «потопа». Гази-Барадж, ссылаясь на книгу сеида Якуба "Кади китабы", который в свою очередь основывался на сведениях произведения 9 века "Хазар тарихы" Абдаллаха бинэ Микаиля Башту, пишет:

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного
  «Разгневанное божество решило за этот грех затопить всю землю Самар, но вначале предупредило людей страшным гласом. От этого гласа сотряслась земля и попадали все листья с деревьев. Часть самарцев, испугавшись, ушла еще дальше на запад и прозвалась в память о знамении "агачирами", то есть людьми деревьев. Они достигли Мисра, где также некоторое время жили и построили немало гор - Самаров или Джукетау»(85).

Здесь: Миср - Египет.

Далее мы читаем у Гази-Бараджа: «А агачиры были изгнаны из Мисра арабами и ушли в Сакланскую степь... Но здесь их недружелюбно встретили колы, которые превратили их в своих рабов...»(86).

Другими словами булгарский автор утверждает, что агачиры появились в Северном Причерноморье во время правления скифов (ас-колов), которое датируется с 7 по 4 века до н.э. Далее, как он рассказывает, пришли аланы, которые подчинили себе агачиров и мурдасов и победили колов.

Рассказывая о возвращении булгар с остатками гуннов из Западной Европы в Причерноморье, Гази-Барадж упоминает агачиров уже как булгарский род: «Почитали Алып-би и булгары, ибо при нем они стали господствующим народом Хонской державы. Довольно скоро часть хонов составила с булгарами одно племя, которое восприняло имя булгар и тюркский язык хонов. Главными родами булгар называют ердим, бакиль или бояндур, сэбэр, агачир, харька, утиг, кимер...»(87).

В дальнейшем, по словам Гази-Бараджа все эти роды вошли в состав украинцев (анчийцев).

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Другую версию происхождения агачиров излагает другой булгарский автор, сеид Гали. Первое упоминание о них у него соответствует 1300-1200 году до н.э., когда древние греки (тирцы) вышли с территории своей северочерноморской родины и двинулись на Балканы и Грецию:

«Тирцы увлекли за собой часть карасакланов, обособившихся во главе с бием Аспарчуком в области "Ака Джир" на реке Ака и поэтому прозвавшихся акаджирами»(88).

Как видно из приведенного отрывка, Гали, также как и Гази-Барадж, пользовавшийся при составлении своей истории древними текстами, даже этимологию «древлян» (агачиров) выводит не из «дерева», а от названия местности в бассейне Оки (Аки). Напомню, что древний Ростов булгары называли Джиром.

Акаджиры, по словам Гали, были вечными союзниками тирцев (греков): «С помощью этих сакланов-акаджиров тирцы завоевали Малый Рум и остров Крэш и безжалостно истребили тамошних имэнцев»(89). Здесь: Малый Рум – территория Греции и Турции; Крэш – Крит; имэнцы – минойцы..

Акаджиры, по словам сеида, участвовали в войне тирцев с троянцами, за что греки помогли им завоевать власть в Северном Причерноморье. В дальнейшем греки (тирцы по словам Гали прозвались в дальнейшем румцами) всегда приходили на помощь акаджирам:

«Однако, когда появились кимерцы, то сакланы свергли власть акаджирской династии и поставили во главе себя вождя кимерцев Таргиза или Тарвиля. Но потом румцы опять помогли акаджирам прийти к власти, и те изгнали кимерцев из их области Тамья или Тэмэн. Бежавшие кимерцы поступили на службу берджулскому царю Азаркану и прозвались азарканцами. Потом это название переделали в усерган...

Потомок Таргиза Ат вернулся было в Кара-Саклан и опять сверг власть акаджирской династии, но румский царь Аламир-Султан вновь восстановил ее... Ат отступил на восток, в Ура, и в честь него и страна, и река Ура получили название Атиль... Помимо военной помощи румцы, боявшиеся потерять союз с акаджирами, задабривали их деньгами, дорогими вещами и вином и совершенно споили их...»(90). Когда пришли сарматы: «Бии акаджиров были истреблены поголовно, а народ был пощажен и стал родом булгар»(91) .

Здесь: Азаркан - царь Ассирии Асархаддон ( акк. Aššur-aha-iddina, библ. Асардан) - правил приблизительно в 680 - 669 годах до н. э.; Таргиз – Таргитай; область Тамья – Кубань; Кара-Саклан – степи Восточной Европы; Аламир Султан – Александр Македонский; река Ура- Волга, древнее имя Ра; Ат (Итиль, Аттила) – эпический герой европейских индоарийцев.

Почему автор говорит, что агачиры стали родом булгар? По словам Гали, аланы пригласили к себе из Закавказья 5 тысяч булгар во главе с Юрганом. Это племя было поселено «между Тэмэном и Булгарским морем» (между Таманским полуостровом и Каспием). Эти булгары принимали активное участие в разгроме акаджиров.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Трудно сказать, чей вариант рассказа об истории древлян наиболее правдивый. Я думаю, что свое имя они, всё-таки получили от того, что когда-то жили в лесной, либо лесостепной местности, что и нашло отражение в булгарском названии «агачиры». Вполне возможно, что место их древнего обитания соприкасалась с Окой, и в чем-то прав Гали.

О прибытии агачиров из Египта в Причерноморье во времена доминирования в этих местах скифов-сколотов современной историографии ничего не известно. Не упоминают о таком переселении ни Геродот, ни другие античные авторы. Поэтому можно уверенно определить древлян, как аборигенный народ Северного Причерноморья.

Так как агачиры (акаджиры) были по версии булгарских авторов доминирующим народом во время скифского господства, то естественно, что они были индоевропейцами, говорившими на языке древних славян (сколотов). В дальнейшем, согласно Гали, они попали в прямую зависимость от булгар. Это и повлияло на их дальнейшую судьбу.

Как я уже раньше рассказывал, булгары с 1 века до н.э. стали наниматься на службу к правителям государства утигов, основанном в Поволжье Кама-Батыром, а затем присоединились к гуннскому вождю Булюмару. Агачиры, естественно, будучи уже родом булгар, делали то же самое. Благодаря этому агачиры попали в некоторые учебники по истории, как гуннское племя.

Об акацирах нам повествует историк 6 века Иордан, называя их “могущественнейшим”, “сильнейшим” (“gens fortissima”) племенем. Он рассказал в своей «Гетике», что данный народ является скотоводческим и живет к северу от булгар, обитающих на берегу Черного моря(92). Что соответствует месту жизни древлян во времена Киевской Руси.

Упоминает об акацирах и византийский историк и дипломат 5 века Приск Панийский, как известно знакомый с гуннскими племенами не понаслышке. Он в своем произведении «Византийская история и деяния Аттилы», дошедшим до нашего времени в пересказе других авторов, называл акациров скифским племенем (το των ’Ακατζίρων (Άκατίρων, Κατζίρων) έθνος... ό εστι Σκυθικον έθνος.(93).

Приск рассказал, что Аттила приблизительно в 447 году послал своего старшего сына (вероятно Иллака) в причерноморские степи управлять акацирами. В это время акациры отметились в походах месте с гуннами через Кавказ на персов. Византийский император Феодосий Второй регулярно посылал акацирам дары, чтобы склонить их к войне с гуннами.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Несомненно, что агачиры (акаджиры, акациры) скифский по происхождению народ, изначально назывался «древлянами». Данная форма имени (агачиры, акациры, агазиры) - это всего лишь тюркская калька славянского этнонима. Через булгар и гуннов имя этого племени в форме «акациры» передалось в Европу.

Гази-Барадж пишет, что агачиры стали булгарским родом и в составе булгар участвовали во всех гуннских походах. Приск же описывает агачиров, как очень большой и могущественный народ, силу которого пытается склонить на свою сторону римский император. Он описывает историю присоединения «акатиров» к власти Аттилы, из чего можно понять, что до этого (времён Аттилы) они гуннам не подчинялись.

Нам кажется, что это какое-то противоречие. Но мы вновь сталкиваемся с результатами развития древних племён, с делением их на новые самостоятельные общности и последующим тиражированием одноимённых этнонимов. Видимо часть древлян, подчинённых в своё время булгарами, стало родом этого племени, а основная часть продолжала жить под данным именем самостоятельно на северной границе причерноморских степей.

Нельзя воспринимать историю, как лист бумаги, на котором написаны названия народов и их деяния. При таком подходе никогда не найти истину. История динамична и непредсказуема. В ней мы постоянно сталкиваемся с множеством племён и народов, имеющих одинаковые имена, но различную историю. Сколько написано книг и диссертаций по поводу, якобы, не достоверности того или иного источника, на основании того, что он противоречит какому-то другому источнику, который якобы вызывает больше доверия. А на самом деле, зачастую оба источника правы. Но они рассказывают о совершенно разных племенах и народах. Поэтому ассоциировать всех акациров, как племя, подчинявшееся с давних пор булгарам, не следует.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Естественно, что автохтоны Восточной Европы, древляне в своей последующей истории подвергались значительному влиянию и булгар, и угров. Тем не менее, другие славянские племена продолжали называть их не «агачирами», а древлянами. А это значит, что древняя связь основной массы древлян со своими индоарийскими родственниками не была потеряна. Автор ПВЛ прямо называет древлян славянским племенем. При этом он связывает происхождение их названия с лесом: «Также эти же славяне, придя, сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах…».

Это противоречит тому, что более ранние авторы называли их кочевниками. Конечно, они могли за время прошедшее с эпохи гуннских завоеваний поменять свой образ жизни, в этом нет ничего необычного. Но тот факт, что древнерусский автор не указал место, где сидели древляне, указывает на то, что он пытался объяснить их название буквально, но оно не соответствовало образу жизни и месту обитания данного племени. Поэтому Нестор эту информацию и пропустил.

Из булгарских летописей мы знаем, что древляне жили в междуречье Дона и Днепра и скорее всего, во времена Киевской Руси занимались и земледелием и скотоводством. Нестор, кстати, четко определяет этническую принадлежность древлян: «Вот кто только славянские народы на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне…»(94).

Древляне, со времен Вещего Олега платили дань киевскому князю: «В л ѣто 6391. Поча Олегъ воевати на древляны, и примучивъ я, поча на них дань имать по черьн ѣ кун ѣ»(95).

Рассказ о том, как княгиня Ольга наказала древлян нам хорошо известен. В дальнейшем древляне были включены в систему древнерусского государства. Древлянской землей правил сын Святослава Олег. Но в это время их земли уже ассоциировались с правобережной Украиной, куда переселился, по настоянию Ольги, князь Мал.

Литература:

85. Гази-Барадж тарихы. // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С. 12.

86. Гази-Барадж тарихы. // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С. 13.

87. Гази-Барадж тарихы. // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С. 14.

88. Шейх-Гали китабы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С. 310.

89. Шейх-Гали китабы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С. 310.

90. Шейх-Гали китабы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С. 311.

91. Шейх-Гали китабы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С. 311.

92. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. GETICA. Вступ. ст., пер., комментарий Е. Ч. Скржинской, М., 1960., С.38.

93. Prisci. fr. 8, ρр. fr. 30.

94. ПСРЛ. Том 2. СПБ 1908. Стлб 5. С.5.

95. ПСРЛ. Том 2. СПБ 1908. Стлб 17. С.13.

Древляне

Древляне

Вверх |

etnogena02.hut2.ru

X