почта etnogena02.hut2.ru

ПРЕДЫСТОРИИ РУСИ КЛИКНУТЬ
| На сайт КЛИКНУТЬ | ОГЛАВЛЕНИЕ КЛИКНУТЬ | На весь экран | Почта |

Terra incognita - Русь  :::  Интервью каналу Рен ТВ.Интервью каналу Рен ТВ .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией   Дуло

Terra incognita - Русь ::: История гуннов (хонов) с известной на Руси династией Дуло . Интервью каналу Рен ТВ.

Трусов С.В.

1. Ходит много споров о том, откуда появились гунны, что это был за народ? Каково Ваше мнение?

Ответ на этот вопрос неодносложен. Несмотря на краткий формат телевизионной продукции, я всё же постараюсь развёрнуто его представить для полного понимания Вами предмета, как автора тематической программы.

До настоящего времени существуют две основные теории происхождения гуннов: тюркская и финно-угорская. Обе базируются на целом ряде исторических свидетельств. Историки со времён Петера-Симона Палласа (1741—1811) упорно добывают аргументы для утверждения одной из них в качестве главной. Но, на мой взгляд, обе теории не противоречат истине, так как являются отражением не первоначальной, а конечной (имперской) фазы истории гуннов.

Напомню, что современные народы и нации сформировались в более поздний по отношению к начальной истории гуннов период. В древние времена кочевники, какими несомненно являлись протогунны, имели племенную и родовую организацию. Отдельное племя не могло создать кочевую империю. Оно могло только подчинить и объединить в общее государственное образование все племена ареала собственного проживания. Поэтому в империи гуннов соединились и прототюркские и протоугорские народы, многие из которых и поныне выводят свою историю из гуннской цивилизации. Примером чему являются венгры, называющие своё государство Hungaria (страна гуннов).

Чтобы было понятно, сошлюсь на известную всем историю Рима, где изначально римскими гражданами были только жители собственно города Рима, затем близлежащих районов, а с 220 года и всей империи, включая при этом различные в генетическом плане народы. Наследством этого является в частности то, что романоязычные румыны и влахи до сих пор себя считают ромеями, хотя в генетическом плане к истинным жителям Вечного города они не имеют прямого отношения. Жители Византии, населённой в основном греками, армянами, славянами, галатами и т.д. также называли себя ромеями. Ромеями до сих пор именуют многие народы турков, заселивших бывшие провинции Римской и Византийской империй. Но это не повод для того, чтобы выдвигать теории о тюркском или греческом происхождении римлян.

Такая же ситуация с гуннами. На начальном этапе своей истории гунны не имели прямого отношения ни к тюркам, ни к уграм. И только в имперский период гуннской цивилизации данные народы вошли в гуннскую государственность. Гуннами в более поздний период себя именовали такие народы, как авары, сабары, хазары, угры и некоторые булгарские племена. Все они являлись потомками племён, некогда входивших в великую гуннскую империю.

Собственно гуннских империй было две. Первая возникла задолго до н.э. к северу от Китая и прекратила своё существование в середине первого века до н.э. Вторая гуннская империя существовала в Европе с 375 по 453 год (78 лет). Гуннов, появившихся в 4 веке на территории Европы, тоже можно назвать гуннами лишь номинально. Поэтому, выясняя генетическое происхождение гуннов, следует обратиться не к поздней имперской истории, а к начальной – к истории конкретного племени ставшего доминирующей объединительной основой для многих племён, известных в дальнейшем, как гунны.

Анализируя перечень признанных и не признанных современной историографией источников, а также данные археологии и современной популяционной генетики можно прийти к выводу, что протогунны, ставшие объединителями различных кочевых племён Восточной Азии, были по происхождению индоевропейским племенем. Индоевропейские племена – это та группа племён кроманьонцев (охотников на мамонтов), которая в постледниковый период первой приручила лошадь.

Рис. 1 Реконструкция кроманьонцев из пещеры Мурзак-Коба (Крым), произведённая М.М. Герасимовым

Высокопродуктивное кочевое и выгонное скотоводство привело к резкому росту популяции данных племён и заселению их потомками огромных пространств Евразийского континента, что обусловило в свою очередь доминирование данных племён при формировании огромного количества современных народов.

Генетики утверждают, что ещё в глубокой древности (10-15 тыс лет назад) индоевропейцы разделились на две родственные общности, носителей гаплогруппы R1a и гаплогруппы R1b. Первые стали генетической основой для формирования скифов, сарматов, галлов, индийцев, иранцев, греков и славян. Вторые: германских племён, массагетов, британцев, иберов и прототюрков.

Первыми прародину индоевропейцев в Волжско-Уральском регионе покинули носители гаплогруппы R1b, после чего заселили север Китая и Среднюю Азию. Затем, через горные хребты Копетдага, Эльбурса и Загроса, они проникли в Переднюю Азию и на Ближний восток. В дальнейшем их потомки были известны, как тормэны, керманы, кутии, готы, массагеты, дахи, тюрки и т.д.

Terra incognita - Русь  :::   Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией   Дуло

Булгарский историк 13 века Гази-Барадж, опирающийся, по его высказыванию, на древние булгарские тексты, утверждает, что предками гуннов являются племена тормэнов, в далёком прошлом, вторгшихся в Месопотамию и долгое время сосуществовавших в данной местности с древним населением, которое современные исследователи именуют ошибочно шумерами. Данные племена древних индоевропейцев (тормэнов, носителей гаплогруппы R1b) на новом месте получили название имэнцев.

В дальнейшем (по моим подсчётам в середине 4 тысячелетия до н.э.) южную и среднюю часть долины Тигра и Ефрата захватили протоарабские племена, заставившие древних обитателей Месопотамии (носителей гаплогруппы J2 и R1b) перемещаться на север, а также на запад к Средиземному морю. Часть из них создала Минойскую цивилизацию.

По моему мнению беженцы участвовали и в создании древнеегипетской государственности, растворившись затем среди более многочисленных аборигенов долины Нила.

По словам Гази-Бараджа предки гуннов не остались в Средиземноморье, а двинулись в направлении древней прародины, обогнув Чёрное море через Балканы и дойдя до Волги. Здесь они получили отпор от индоарийских племён (носителей гаплогруппы R1a) и были вынуждены мигрировать далее на восток, вплоть до самой восточной окраины степей Азии. Там, по его словам, по имени гор Хон они стали называться хонами (гуннами).

Казалось бы фантастические версия. Но у меня есть ряд оснований верить этому изложению предистории гуннов.

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

1.Ономастия на базе «имэн» (мэн-ман-мин) широко представлена в этнонимах, именах собственных и топонимах как Передней Азии и Восточного Средиземноморья, так и Восточной Азии. Например, на севере Месопотамии в дальнейшем существовало государство Манна, где жили кутии и маннеи. На древней карте Восточного Средиземноморья мы найдём минойцев и минийцев. Даже имя первого фараона Египта, которому приписывается заслуга в создании государственности в долине Нила, звучит как Мен (Менес у Манефона, Мин у Геродота). Согласно традиции его правление происходило во второй половине всё того же 4 тысячелетия до н.э.. В Восточной Азии в ареале расселения гуннов мы найдём монголов (мэнхолов), считающих себя наследниками гуннов, мангутов и маньчжуров. Имена на основе «мин-ман-мен» здесь также широко распространены.

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

2. Гази-Барадж пишет, что имэнцы получили название «гунны» из-за гор (1). Сопоставление разного рода сведений позволяет мне утверждать, что «гунны» и «имэнцы» - это кальки одного и того же смыслового термина, обозначавшего «горцы».

Ещё русский историк-востоковед Константин Александрович Иностранцев в 1926 году в статье «Хунну и гунны» (2) выдвинул гипотезу, что гунны не появились к северу от Китая в 3 веке до н.э., когда китайцы стали употреблять в своих летописях термин «хунну», а жили там и раньше, но китайские источники называли их другими именами. Наиболее древнее имя, которым китайцы, по его мнению, называли гуннов, зафиксировано китайскими летописями по отношению к событиям 3 тысячелетия до н.э. И звучало оно, как «шань-жун», что в переводе с китайского переводится как «горцы-варвары».

Китайцы описывают представителей данного племени, как светловолосых, белокожих и светлоглазых кочевников, называя их ещё рыжеволосыми дьяволами. То есть мы опять приходим к смысловой базе термина «гунны», как «горцы».

Но вернёмся в Месопотамию. Здесь мы вновь сталкиваемся с «горцами». Специалисты по Древнему Шумеру давно выдвинули гипотезу, что в данной цивилизации значительное место занимали «горцы». Достаточно упомянуть, что название страны на древнешумерском языке и слово «горы» звучали одинаково. Ряд древних шумерских мифов, а также особенности религиозных и похоронных обрядов также связывают происхождение шумеров с горами. Но, с другой стороны, ещё одна часть мифов связывает происхождение шумеров с морем и мореплаванием. В этом нет противоречий, так как я уже выше упоминул, что древняя цивилизация шумеров сформировалась из двух генетических компонентов: аборигенов данной территории (носителей гаплогруппы J2) и пришельцев с севера (носителей гаплогруппы R1b).

Значение слова «гунны» тоже встаёт в один ряд со значением всех других этнонимов, которым в разные периоды времени обозначался данный народ. Вспомним, что в число народов, ведущих генетическое происхождение от древних тормэнов (носителей гаплогруппы R1b) входят ещё и готы. В готских письменных памятниках запечатлено слово «fairguni», которое историки, исходя из смысла контекста перевели как «горы» (3). Но на мой взгляд «fairguni» - это «огненная (молельная) гора».

Готы, как и все индоевропейцы, были в древности огне-солнцепоклонниками и строили капища на возвышенностях. На обнаруженных капищах археологи находят толстый слой углей, говорящий о том, что здесь поддерживался вечный священный огонь. У славян был тот же обряд. Вспомним о свидетельстве Олеария, который рассказывал, что на вершине Перуновой горы, новгородцы денно и нощно поддерживали огонь. И если он тух виновного казнили. (4) Отсюда, кстати, возникло славянское слово «гора» (от гореть) - место, где горит вечный огонь, которое по смыслу смыкается с готским «fairguni», где первая часть слова обозначала «огонь».

Поэтому можно предположить, что древние носители гаплогруппы R1b, говорящие на индоевропейском языке, прямым потомком которого являются современные германские языки, вполне могли употреблять для обозначения племени «горцев» слово «guni». Данное слово в качестве архаизма могло содержаться как в языке самих имэнцев, так и в языке прототюркских племён, уже долгое время живших к северу от Китая ещё до прихода туда имэнцев (в качестве доказательства содержания в тюркских языках индоевропейских архаизмов сравним, например, современные индоевропейские слова: отец, pater, father с тюркскими атта, ата, бата и с готским «atta»). Впрочем, гуннами имэнцев могли назвать и массагеты (генетические предки готов), бежавшие в 4 веке до н.э. от Александра Македонского в Семиречье (район Балхаша) и на северо-запад современного Китая.

На основании вышесказанного, можно прийти к выводу, что «гунны» происходили из древнего индоевропейского племени «горцев», потому и назывались калькированными этнонимами: шань-жуны, имэнцы, хоны, гунны.

Почему кочевники-индоевропейцы назывались «горцами»? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно взглянуть на карту Месопотамии.

Рис. 2 Карта Передней Азии

К северу и к северо-востоку от данной территории (Ирака) поднимаются горные вершины Загроса, Эльбурса и Копетдага, между которыми расположилось Иранское нагорье. Прежде чем спуститься в долину Древнего Шумера тормэны (носители гаплогруппы R1b), заселили данные горные территории, откуда совершали свои первые набеги на долины Тигра и Ефрата. Поэтому у древних обитателей Междуречья (Месопотамии) они ассоциировались с горами. Вспомним, что тормэны изначально говорили на языке индоевропейской группы, к которой принадлежат современные германские языки. В данных языках определительным индентификационным термином является слово «man», что нашло отражение в формирование многих современных этнонимов, созданных генетическими потомками тормэнов: германцы, армяне, туркмены и т.д.

Первые половцы, нанятые в 10 веке хазарами на Мангышлаке, называли себя мэнцами. По свидетельству Гази-Бараджа данное племя кыпчаков выделялось среди уже значительно ассимилированных восточными народами кочевников голубыми глазами и светлосоломенными волосами, что нашло отражение в русском названии данного народа – «половцы»: от полова (солома).

Другими словами, древние племена индоевропейцев, наряду с племенными названиями, такими как, тормэны (турмэны – люди, поклоняющиеся туру, полорогому быку), или геты, готы, гуты, кутии, саксы, дахи, канглы и т.д. могли себя индетифицировать словом «man» во множественном числе. У индоарийцев (носителей гаплогруппы R1a) существовало индентификационное местоимение «ас» (сравните древнерусское «аз» - «я»), которое по такому же принципу привело к появлению этнонима «асы» (язы, языги).

У древних обитателей с берегов Тигра и Ефрата самоназвание северных кочевников «мэнцы» слилось со смыслом «горцы» и в дальнейшем, когда два этих народа стали жить вместе, данный термин (мэнцы, имэнцы) приобрёл ещё и значение «горцы». Он распространился не только на тех кочевников-индоевропейцев, которые сохранили, живя в Месопотамии, свою генетическую, языковую и культурную аутентичность, но и на тех, которые были в дальнейшем ассимилированы аборигенами, а также и на самих аборигенов данной территории (древних псевдошумеров, носителей гаплогруппы J2).

Горы же, с которых пришли индоевропейцы, по их имени получили название «Имэн», что нашло отражение в трудах многих античных и раннесредневековых авторов. Так Ананий Ширакаци, армянский географ 7 века, рассказывает о горах Имеон, расположенных к северо-востоку от Месопотамии. О горах Имеон также сообщают Михаил Сириец, Агафий Миринейский и Феофилакт Симокатта. Александрийский географ Птолемей (2 век) помещал Имай к северу от Индии. Вероятно об этих же горах говорил Орозий, историк 5 века, сообщая о горах Имав. Горы Имэн мы найдём и на северо-востоке Китая.

Рис. 3. Карта Китая. 350 г. до н.э.

3. Индоевропейцы несомненно проникли в Междуречье ещё в глубокой древности. Об этом говорит, к примеру, название аборигенов, запечатлённое в древних шумерских текстах. Они называли себя вовсе не шумерами (этот историографический термин по ошибке перенесён на них из другой эпохи), а «черноголовыми». Данный этнический признак (чёрные волосы), присущий только южным народам, мог отразиться в этнониме только тогда, когда среди черноволосых южан поселились светловолосые северяне, какими несомненно являлись индоевропейцы-тормэны.

Китайцы описывают большинство северных кочевников (в том числе шань-жунов) как людей, имеющих индоевропейские этнические признаки. По мере ассимиляции данных племён народами восточных рас, данные описания постепенно исчезают со страниц китайских хроник. Последнее сообщение с «индоевропейским» описанием северных кочевников датируется 4 веком н.э. Очевидно, что к этому времени все индоевропейцы Восточной Азии приобрели уже монголоидные черты.

Что интересно, китайцы эпохи Чжоу (1045 - 221гг. до н.э.) называли себя так же, как и аборигены Месопотамии - «черноголовыми». Можно предположить, что индоевропейские кочевники и здесь приложили руку к формирование начальной государственности, так как аристократия Чжоу описывается с присущими индоевропейцам этническими признаками (светлые волосы, голубые глаза, бороды).

То, что Гази-Барадж рассказал правду о древнем Шумере, доказывает археология, которая фиксирует, что в середине 4 тысячелетия в Месопотамию с юга внедрились протоарабские племена, а древние обитатели данных территорий (Убейдская <Эль-Обейдская культура — в (5 - сер.4 тыс. до н. э.) >и Самаррская <(самарранская) (5500-4800 гг. до н. э. )> археологическая культура) мигрировали под их давлением на север и запад к Средиземному морю, где в это же время, по данным археологии пришельцы с востока создают Минойскую культуру <(3—2-е тыс. до н. э.)>, имеющую целый ряд признаков, по которым её роднят с Убейдской и Самаррской культурами, связанными с Месопотамией. Нопомню, что и первый фараон Менес жил во второй половине 4 тысячелетия.

Данные популяционной генетики также подтверждают правдивость сведений Гази-Бараджа. Гаплогруппа R1b (в ряде древних субкладов) оставила мощный след в Передней Азии, в Закавказье, в Анатолии и в Восточном Средиземноморье. Достаточно напомнить: совсем недавно было установлено, что фараон Тутанхамон был носителем этой группы (5), что для меня не стало откровением, так как я уже давно предполагал такое, относя фараона Менеса к имэнцам. Распространение аборигенной гаплогруппы J2 и её древних субкладов, полностью подтверждает продвижение носителей данной гаплогруппы в 4 тысячелетии до н.э. от Месопотамии к Восточному Средиземноморью. Крит, центр Минойской цивилизации, до сих пор является территорией, на которой данная гаплогруппа распространена больше всего.

Рис. 4. Карта распространения носителей гаплогруппы J2

Часть пришедших с севера индоевропейцев несомненно участвовало в генезисе, как древних шумеров, так и минойцев и многих других древних народов, переняв, в конце концов их язык и культуру. Данные племена были земледельческими, а потому не способными совершать длительные миграции, подобные тому, что совершают кочевники. Поэтому можно сделать вывод, что предки гуннов, совершившие грандиозный марш из передней Азии через Европу и далее на север Китая, были племенами, которые из всех имэнцев больше всего сохранили свою этническую и культурную аутентичность.

Тем не менее, видимо, именно они занесли гаплогруппу аборигенов Месопотамии (J2) (видимо часть местного генетического субстрата вошло в общность кочевников-индоевропейцев) в Восточную Азию, где она присутствует слабым фоном (среди кетов и некоторых других сибирских и северных народов данная гаплогруппа имеет высокий процент носителей). Там же, в Восточной Азии, до сих пор сохранился высокий процент носителей гапогруппы R1b. Так у некоторых уйгурских племён он достигает 20 %.

====================================

Ещё одним доказательством правдивости изложения истории гуннов Гази-Бараджем является их религия. Как известно они исповедовали тенгрианство. Исследователи давно обратили внимание, что обряды тангрианства имеют многие аналогии с религиозными культами Передней Азии и Восточного Средиземноморья, и даже с христианством.

Современный публицист и писатель Александр Бушков (мнение которого по историческим вопросам я в основном не разделяю) в книге «Чингисхан: Неизвестная Азия» пишет:

«Собственно, Тенгри – это «небо». Но небо, если можно так выразиться, не обычное, прозаическое, с облаками и дождем, а духовное: верхний мир, иная реальность, дух Вселенной. В то же время Тенгри – небесный дух-хозяин, бог-отец... До сих пор нет внятных объяснений по поводу чрезвычайного сходства тенгрианских обрядов с христианством. Дело не ограничивается символом-крестом. В каноны тенгрианства входило крещение водой (с полным трехкратным погружением). Самым большим праздником считалось Богоявление, когда после зимнего солнцестояния день начинает прибывать, и Тенгри является миру. По некоему странному совпадению, праздник приходится на 25 декабря – как и католическое Рождество. Интересно, что у тенгрианцев полагалось в этот день приносить домой елку. Второй по значению тенгрианский праздник – приход весны, 25 марта. В этот день пекли куличи , рядом с которыми полагалось класть крашеные яйца... Происхождение самого слова «Тенгри» – совершеннейшая загадка. Ни в тюркских, ни в монгольских, ни в иранских языках его нет. Единственная параллель обнаруживается у шумеров, где это слово в виде «денгир» означает «небо».

И далее Бушков предполагает, что предки шумеров пришли из Восточной Азии в Средиземноморье, куда и перенесли свою культуру, оказавшую влияние на культуру и религию всех местных народов. Но шумеры, в генетическом и антропологическом отношении – это народ средиземноморской расы. Носители шумерской гаплогруппы (J2) являются автохтонами Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Поэтому предположение Бушкова не имеют под собой достаточной научной платформы.

А вот перенесение гуннами, являющимися генетическими предками индоевропейцев, долгое время проживающих вместе с шумерами, культурных заимствований на восток вполне обосновывается, как рассказом Гази-Бараджа, так и данными генетики. Ведь все тюркоязычные народы не являются генетическими наследниками собственной отдельной тюркской расы. По своему происхождению все они индоевропейцы (носители гаплогруппы R1a и R1b), в той или иной мере ассимилированные различными восточными народами.

К примеру, среди башкир более 90% носителей гаплогруппы R1b, среди киргизов, более 60% носителей гаплогруппы R1a (больше, чем у русских).

На основании всего изложенного, можно сделать вывод: а. собственно гунны имели индоевропейское происхождение; б. их название переводилось, как «горцы»; в. появление гуннов на севере Китая можно датировать второй половиной 4 тысячелетия до н.э..

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

Сразу же кратко изложу историю гуннов, как я её вижу, и объясню связь гуннской империи на востоке с империей гуннов в Европе.

Не известно, сохранили ли предки гуннов, живя в Месопотамии, свой индоевропейский язык германской группы, или подобно баскам, перешли на язык «черноголовых». Но в принципе – это не суть важно. Согласно Гази-Бараджу, поселившись на равнинах, к северу от Хуанхэ они оказались в среде своих генетических родственников – восточных тюрков, которые в результате обособления на восточной периферии евразийских степей и значительного влияния на их культуру народов восточных рас выработали к тому времени прототюркский язык. Булгарский летописец пишет, что имэнцы, которые со временем стали называться хонами (гуннами) подчинили местных тюрков, женились на их женщинах и быстро подверглись расовой и языковой ассимиляции, переняв язык тюрков.

Гунны подчинили себе разрозненные прототюркские племена и взяли себе в союзники протоугров, обитавших на краю степей и тайги в Восточной Азии, в частности в Забайкалье. Используя несложный принцип: разделяй и властвуй, они создали первую в мире кочевую империю, которая распространила своё влияние не только на весь север современного Китая, но и на некоторые регионы Средней Азии, с которых они собирали дань.

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

В битвах в первых рядах шли подневольные тюрки. Вторую волну составляли союзные финно-угры. Победу приписывали себе и делили трофеи не столь многочисленные по сравнению с тюрками и уграми гунны. Точно также поступали в дальнейшем наследники гуннов авары, у которых роль подневольных тюрков исполняли славяне, а союзниками были булгары.

Китайцы ничего не могли противоставить объединённой армии всех восточных кочевников. Им не помогло ни строительство Китайской стены, ни внедрение колесниц, ни совершенствование собственной конницы. Агрессивность гуннов и их военная организация значительно возросли когда к власти пришёл шаньюй Модэ (234-174 гг. До н.э.).

Китайцы к этому времени, не видя военного решения проблемы нападений гуннов предприняли новую тактику. Они стали разлагать гуннскую знать предметами роскоши, стали выдавать за гуннских правителей китайских принцесс и дарить гуннской элите китайских наложниц. Нередко многие гуннские удельные князья переманивались на китайскую службу. Такая политика дала плоды в середине первого века до н.э. Китайская дипломатия склонила тюркских и часть гуннских удельных князей к восстанию против шаньюя. В результате этого шаньюй был убит и гуннская империя распалась.

Значительная часть гуннов признали себя на некоторое время вассалами китайского императора. Другая часть бежала на запад. Как свидетельствует Гази-Барадж гуннский военачальник Кама-Батыр с подчинёнными ему уграми добрался до междуречья Волги и Урала, где создал на землях восточноевропейских индоарийцев государство Буляр. По легенде, изложенной в булгарской летописи, сын последнего гуннского императора счастливо спасся. Мать перед смертью поместила его в котёл и бросила в реку Дуло, текущую на запад. Там его усыновил царь семиреченских массагетов Мар, который затем женил его на своей дочери и отдал в наследство своё царство. В честь Мара и реки Дуло и была названа новая гуннская династия Дуло. К ней принадлежал и Аттила.

Название данной династии зафиксировано в булгарском подлиннике «Именнике Болгарских ханов», переведённом на русский язык академиком Михаилом Николаевичем Тихомировым (6). Интересно, что сюжет о чудесном спасении царевича присутствует во многих эпических произведениях древних индоевропейцев. Так в некоторых вариантах «Песни о Нибелунгах» смертельно ранненая мать кладёт люльку с царевичем Зигфридом на корягу и отталкивает её предсмертным усилием от берега.

На базе восточных народов, входивших в прошлом в гуннскую империю, сформировались впоследствии авары и хазары, получившие свои этнонимы по имени выдающихся правителей. Оба эти народа выводили своё происхождение от гуннов.

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

Династия Дуло, опираясь на массагетов Семиречья долгое время вела успешные войны на юге и востоке от населённых массагетами территорий, продвинувшись на некоторое время к верхнему течению Хуанхэ. К данному государству были присоеденены и некоторые роды истинных гуннов, но доминирующим этносом оставались в нём массагеты, получившие впоследствии новое имя – печенеги (баджанаки). Поэтому данную династию можно считать условно гуннской.

Во время правления отца Баламбера (вождя, приведшего гуннов в Европу; Баламбер – имя, запечатлённое в европейских источниках, назван также в разных источниках Баламиром и Булюмаром) Джилки значительная часть гуннов, недовольная второстепенной ролью в государстве Дуло, перешли на сторону потомка хана Хазара (правил в начале нашэй эры восточными тюрками и гуннами) Дугара. Джилки в конце концов был убит, а его сын Баламбер с кучкой верных гуннов и массагетов бежал на запад пока не добрался до Буляра, где к тому времени сложился династический кризис в связи с многочисленностью претендетов на наследственную власть.

Нежданно-негадано Баламбер, или Булюмар, как он назван в булгарском источнике, безболезненно получил власть над данным средневолжским государством, так как многочисленные враждующие сыновья последнего хана Буляра, не желая чтобы власть досталась кому-нибудь из братьев, добровольно отдали её Баламберу, как законному наследнику гуннской династии.

Государство Буляр населяли: кочевники угры; земледельцы индоарийцы, ставшие генетической основой формирования славянских племён вятичей и дулебов, названных так по принадлежности к государству, которым управлял правитель из династии Дуло, утигов-земледельцев (утигурами), являвшихся индоарийцами, ассимилированными уграми и булгары, которые нанимались правителями Буляра на военную службу. Генетические массагеты и гунны составляли в данном этническом многообразии явное меньшенство. Булюмар правил данным государством тридцать лет вплоть до 375 года.

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

К этому времени на западе от Волги произошли трагические события, связанные с тем, что римляне, уставшие от совместных набегов готов и роксоланов (русколанов), путем хитроумной дипломатии рассорили союзников. Сначала князь Русколани разбил готов, разогнав их на два лагеря, а затем армия собранная братьями- императорами Валентом и Валентианом под началом Амала Винитария в 368 году разгромила самих роксоланов.

В 375 году Баламбер был вынужден в результате страшной трёхлетней засухи инициировать миграцию управляемого им народа на запад. В результате сложившегося в степной части Восточной Европы безвластья он легко подчинил себе северокавказских булгар и аланов, а затем крымских готов и роксоланов. В 378 году его сын Алып-би совершил поход на Константинополь , где в Адрианопольской битве разгромил армию Восточной Римской империи. Раненный император Валент сгорел в поддожённом доме.

Гуннская династия Булюмара подчинила себе многочисленные племена Восточной Европы, объединив их в могучую империю. При правнуке Баламбера Аттиле данное государство достигло пика своего могущества, продвинувшись далеко на запад к берегам Роны, Рейна и Эльбы.

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

2. Когда впервые были упомянуты гунны?

Термин «хунну», который несомненно соответствует европеизированному термину «гунны» появился в китайских летописях в конце 3 века до н.э.. Но как справедливо заметил К.А. Иностранцев, данный факт не может служить основанием для утверждения, что гунны появились на севере Китая только в это время. Он выдвинул гипотезу, что гунны были известны и ранее, просто летописцы обозначали их другими именами. В наиболее древнем варианте названия этих кочевников летописцы Поднебесной употребляли термин «шань-жун» (кстати гуннских императоров и после 3 века до н.э. китайцы называли шаньюями, что смыкается с этнонимом «шань-жун»). К.А. Иностранцев пишет: «Имя это упоминается Китайцами ещё до времени правления императора Яо, одного из древнейших государей Небесной империи (по словам китайских летописей вступил на престол в 2357 г. до Р.X.)» (7).

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

3. В разных источниках гунны описаны по-разному. В одних – это звероподобные беспощадные убийцы, в других - героические смелые войны. Почему даже современники так по-разному их описывают? И какими на самом деле они были?

Речь идёт о европейских гуннах. Их армия состояла из народов разного генетического происхождения. В частности, из индоарийских кочевников (сарматов и роксоланов) и индоевропейцев готов (остроготов), вид которых был вполне знаком европейцам, так как данные народы с середины третьего столетия нашей эры терзали северо-восточные границы Римской империи, прорываясь иногда даже в Средиземное море.

Войны эти назывались Скифскими (иногда, Готскими). На стороне перечисленных кочевников в данных войнах участвовали и многие другие индоарийские племена, ставшие (наряду с сарматами) впоследствии генетической основой украинцев и русских. Устрашиться европейцы могли только виду кочевников финно-угров и немногочисленных этнических гуннов. И те и другие имели ярко выраженный монголоидный расовый тип, вовсе незнакомый европейцам.

Но думаю, что данные описания – это гипербола, употреблённая летописцами, пытающимися отобразить на бумаге тот ужас, который пережили жители многих римских провинций, долгое время (в течении ряда поколений) вообще не знающие трагедии иноземного вторжения. А так, гунны были обычными завоевателями, разрушителями городов и селений, проливающими, как это бывает при этом, море крови. Ничуть не страшнее своих предшественников и последователей. По крайней мере очевидец событий, византийский дипломат и писатель Приск Панийский, немало время провёдший в качестве посла императора при Аттиле, описывает народы, входящие в гуннскую армию в спокойных красках (8).

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

4. В чем причина успеха военного? Была ли у гуннов какая-то особая тактика боя?

Никакой особой тактики у гуннов не было. Заслуга гуннов в том, что они впервые в истории кочевых цивилизаций создали империю и научились управлять огромными массами разноэтничных воинов, выработав для этого целую систему формирования и организации войск. Кавалерийские охваты, ложные отступления, употребление лёгкой и тяжелой кавалерии, сосредоточение огня лучников в нужном месте битвы – всё это и многое другое хорошо было известно ещё до появления гуннов в Европе. Гуннам приписывают изобретение свистящих стрел, жёсткого седла и особого вида стрельбы – верхом (наподобии миномётного огня).

Но даже если это так, не думаю, что подобные нововведения способны были давать им преимущество на протяжении сотен лет существования первой гуннской империи (приблизительно с 3 тыс. до н.э. – до середины первого века н.э.) и 75 лет – второй. В одной битве применение подобных новшеств могло повлиять на результат, но в стратегии глобальной войны (на востоке с Китаем, на западе с Византией и Римом) - нет. Имели гунны и осадные устройства для взятия крепостей. Тот же Приск упоминает тараны.

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

5. Двигаясь с востока на запад, гунны взаимодействовали, контактировали с представителями других народов, других культур? Как это отражалось на их быте? Что переняли? (в частности от славян). Какие тут можно привести примеры и источники?

Гунны Баламбера, придя в середине 4 века в Поволжье уже там столкнулись с потомками древнего индоарийского населения Европы, ставшего доминатором в генезисе современных славян. Данное население занимало огромные территории от Урала и до современной Франции и Голландии. От Скандинавии и до Средиземного моря.

Никаких германцев на данных территориях не было. Нордическая теория западноевропейского происхождения германских народов – это сказочный замок германской историографии, воздвигнутый по суте на одном давно растрескавшемся камне – «Гетике» Иордана. Никаких лингвистических, генетических, археологических либо других данных, доказывающих доминирование предков современных германских народов от нижнего течения Рейна и до Днепра вплоть до 5 века нашей эры, когда готы ворвались в Западную Европу– нет.

Носители гаплогруппы R1b,покинув в глубокой древности волго-уральскую прародину, на которой остались индоарийцы, возвращались в Европу двумя волнами. Первая волна возвернулась во второй половине 4 тысячелетия до н.э., когда племена тормэнов-имэнцев, гонимые из Месопотамии протоарабами, двумя потоками проникли в Европу через Иберийский полуостров и Балканы. Второй - в начале нашей эры, когда вытесняемые римлянами, персами и восточными тюрками среднеазиатские массагеты появились в Северном Причерноморье под именем «готы».

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

Потомками первой волны являются ирландцы, шотландцы, баски и некоторые другие народы, включившие данные племена в генезис.

В 13 веке до н.э. племена первой волны тормэнского проникновения были словно поршень вдавлены на самый запад Европы племенами индоарийцев, отметившихся на археологических картах, как носители Культур полей погребальных урн< (1300 — 750 гг. до н.э.) >.

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

Только некоторым тормэнским племенам, таким как геты и даки, удалось задержаться в Подунавье. Но они быстро были ассимилированы индоарийскими племенами скифов и фракийцев.

Даже само утверждение официальной историографии о том, что славяне появились на территории своего нынешнего проживания только в 6 веке, когда этноним склавины и склавы стали употреблять римские и византийские летописцы, звучит абсолютно нелепо. В раннем Средневековье отмечено более сотни племенных названий славян. Такое многообразие абсолютно достоверно доказывает, что славяне не пришельцы из космоса, а автохтоны Европы. При этом, что в глубокой древности, что сейчас, они были и остаются самым многочисленным европейским этносом.

Поэтому, гунны, пришедшие с востока, столкнулись на захваченных ими территориях в первую очередь с индоарийскими народами, являющимися предками современных славян. Несомненно, что данный факт не мог не отразиться на культурной и языковой адаптации пришельцев. Но история дала гуннской державе короткий срок, за который ассимиляционные процессы не могли дать явного результата. Тем не менее, описание многих римских и византийских писателей позволяет многим исследователям делать вывод, что гунны – это славянский народ.

Ничего подобного. Просто, в гуннской державе индоарийцы составляли абсолютное большинство, поэтому римляне или византийцы, встретившиеся с воинскими подразделениями, состоявшими из индоарийцев, делали соответствующие их виду описания, называя при этом данных индоарийцев гуннами. Поэтому в некоторых описаниях гунны предстают светловолосыми светлоглазыми воинами, пьющими «квас» и «мёд», напитки имеющие сугубо славянское употребление и славянские названия.

Тем не менее, на основе всего перечня сведений о европейских гуннах можно прийти к выводу, что за столь короткий срок они смогли вступить в плотные культурные и генетические ассимиляционные процессы с праславянскими племенами. Скорее всего гуннская элита предпочитала жениться на местных индоарийских девушках. О чём прямо или косвенно указывают некоторые древние писатели. Так Приск Панийский пишет о хозяйке подунайской деревни (кочевники, естественно не жили в деревнях), которая была женой Бледы – брата Аттилы. Жена Аттилы Крека (Кирка) также жила постоянно в деревне.

Приск описывает приём, устроенный ей в честь византийских послов. Некоторые обычаи данного приёма, описанные им, также окунают нас в славянские традиции. Так, гостям подавали полный кубок вина. Выпив его, гость по обычаю хозяев должен был, прежде чем вернуть пустой бокал, поцеловать подносителя. Приведу цитату Приска: «Каждый из присутствующих по скифской учтивости вставал и подавал нам полный кубок, затем, обняв и поцеловав выпившего, принимал кубок обратно».

Точно такой обычай хорошо известен нам по русской литературе 19 века. Помните: «Пей до дна, пей до дна...» О том, что сам Аттила, скорее всего, имел славянскую мать и воспитывался в славянском поселении, в частности, говорит рассказ Приска о поездке во дворец Аттилы:

«Переехав через некоторые реки, мы прибыли в одно огромное селение, в котором был дворец Аттилы. Он был, как уверяли нас, великолепнее всех дворцов, какие имел Аттила в других местах. Он был построен из бревен и досок, искусно вытесанных, и обнесен деревянною оградою, более служащею к украшению - нежели к защите. После дома царского, самый отличный был дом Онигисиев, также с деревянною оградою; но ограда эта не была украшена башнями, как Аттилина. Недалеко от ограды была большая баня…

При въезде в селение, Аттила был встречен девами, которые шли рядами под тонкими белыми покрывалами. Под каждым из этих длинных покрывал, поддерживаемых руками стоящих по обеим сторонам женщин, было до семи или более дев; а таких рядов было очень много. Сии девы, предшествуя Аттиле, пели скифские песни. Когда Аттила был подле дома Онигисия, мимо которого проложена дорога, ведущая к царскому двору,- супруга Онигисия вышла из дому со многими служителями, из которых одни несли кушанье, а другие вино: это у скифов знак отличнейшего уважения. Она приветствовала Аттилу, и просила его вкусить того, что ему подносила в изъявление своего почтения. В угодность жены любимца своего Аттила, сидя на коне, ел кушанье из серебряного блюда высоко поднятого служителями. Вкусив вина из поднесенной ему чаши, он поехал в царский дом, который был выше других, и построен на возвышении» (9).

Данное описание прямо указывает, что привычки Аттилы были далеки от обычаев чистокровных кочевников, какими несомненно были гунны. Ведь он мог жить и в привычном для гуннов шатре или в любом из дворцов, завоёванных римских городов. Но он предпочёл восседать на деревянном троне в тереме. В данном деревянном городке были не только жили дома и подворья, но и бани, которые упоминает Приск, что уж совсем не соответствует привычкам кочевников. Дома были бревенчатыми, связанные, как и русские избы венцами. Некоторые из них были обшиты досками, украшенными искусной резьбой. Хоромы были огорожены деревянным забором с башенками. В самом дворце Аттилы стояли деревянные столы, стулья и кресла. Все материалы для строительства княжеской усадьбы, по словам Приска, были доставлены в степь издалека. Что прямо указывает на то, что Аттила желал править в привычной с детства обстановке.

Естественно, что ничего подобного мы не увидим в обычаях и культуре ни у одного из племён кочевников. Зато данное описание полностью совпадает с описанием княжеской усадьбы времён Киевской Руси. Описание царского терема Аттилы полностью противоречит обычаям кочевников и описанию сугубо гуннских традиций римскими и греческими авторами. Приведу пример.

Так римский историк Аммиан Марцеллин пишет «Гунны никогда не прикрываются никакими строениями, питая к ним отвращение как к гробницам… Кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду; и на чужбине они не входят в жилища за исключением крайней необходимости; у них даже не считается безопасным спать под кровлей» (10).

Да и многие обычии Аттилы, напоминают нам о русской истории. Пример всё из того же Приска: «...был пойман некий скиф, перешедший с римской земли на варварскую в качестве лазутчика; Аттила приказал посадить его на кол...» Данный вид казни хорошо известен славянам, жителям Передней Азии, Византии и некоторых других европейских стран. Но он совершенно неизвестен на востоке, откуда пришли гунны. А тем более не был распространён у кочевников, так как в степи кол найти очень трудно, поэтому кочевники чаще всего казнили преступников обезглавливанием, либо разрыванием жертвы конями.

Кроме того, в окружении Аттилы было достаточно людей, не являющихся гуннами. Скажу даже, что большинство его сподвижников были вовсе не гуннами. Современные исследователи не хотят признавать это.

Например, Приск чаще всего называет этноним «скифы» при описании гуннского войска и помощников Аттилы. Исследователи нам объясняют, что он так называл самих гуннов, так как по греческому обычаю скифами назывались все кочевники. Но у Приска всё это не так. Приведу доказательный пример: «Скифы, будучи сборищем разных народов, сверх собственного своего языка варварского, охотно употребляют язык уннов, или готфов, или же авсониев в сношениях с римлянами; но нелегко найти между ними человека, знающего эллинский язык».

Авсониями греки называли римлян, а уннами - гуннов.

Как мы видим, основное войско Атиллы состояло из скифов, которые говорили на языке, отличном от гуннского, готского, римского, либо греческого. Тогда на каком языке говорили данные скифы? И почему исследователи так упорно называют войско Аттилы гуннским и готским, хотя привычных грекам скифов (они вполне различали скифова, готов и гуннов; скифами они называли собственно скифов, сарматов и славян) в данном войске было подавляющее большинство. Недоумениям нет предела.

Недоумения возникают и тогда, когда знакомишься с культурным наследством гуннов в Европе. Исследователи, исповедуя незамысловатый принцип: если до этого не было – значит гуннское (и это в отношении эпохи Великого переселения народов!!!), свалили в одну кучу множество не имеющих никаких общих отличительных признаков археологических объектов и артефактов.

И.П. Засецкая (при всём моём уважении к данному учёному) умудрилась даже отнести к гуннским захоронениям могилы с кремированными останками, расположенными под курганами, на которых остались следы тризны, что является особенной отличительной чертой индоарийских культур. Даже признанная всей научной общественностью заслуга И.П. Засецкой по индентификации многочисленных ромбовидных наконечников стрел, в большом количестве находимых в Европе, как истинно гуннских, кажется мне ложной.

Дело в том, что она связала данную форму наконечников, с наконечниками находимыми в Забайкалье и в Монголии и датируемыми 1 веком до н.э. – 1 веком н.э.. Но европейские гунны относились к западной части гуннских племён, предки которых бежали с востока ещё в 1 веке до н.э., из чего следует, что данная индентификация весьма натянута. Поэтому трудно сказать, какое именно культурное наследие нам оставили собственно гунны. Думаю, что мы его не найдём никогда, так как этнических гуннов, наследовавших культуру хунну в Европе по сути и не было.

===============================

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

6. Как смешения этносов и народов отразилось на языке, на котором говорили гунны?

Гунны периода первой империи говорили на одном из вариантов прототюркского языка. В период массагето-гуннской державы, существующей в Семиречье и на северо-западе современного Китая с 1 по середину 4 вв. н.э. ответить сложно. Данная держава тоже была полиэтничной. В ней присутствовал и значительный пласт носителей тюркских языков, но был ли данный язык общеупотребительным – ответить трудно. Сами массагеты, до контактов с восточными народами, интенсифицированными на рубеже эр, говорили на языке индоевропейской группы, родственном современным германским языкам.

Когда Баламбер с небольшой группой приближенных к нему массагетов и гуннов добрался до Волги, то здесь он вновь застал полиэтничное общество, в котором доминировали угры. Можно предположить, что их язык стал в последующем разговорным для гуннской элиты. По крайней мере упомянутый мной палеографический памятник «Именник болгарских ханов» составлен на праславянском языке с включением в текст слов, которые академик Тихомиров перевёл с помощью угорских языков.

Почему я связываю болгар с гуннами? Дело в том, что после поражения в битве при Недао, сыновья Аттилы увели оставшиеся в их подчинении племена в Северное Причерноморье. Наиболее организованным и крупным этносом среди данных племён были те булгары, которые составляли основу войска государства Буляр, ещё до прихода туда Баламбера. Данные племена были индоарийского происхождения. Они вернулись в Европу в 3-2 веках до н.э. из Закавказья и Передней Азии. Но находясь на службе в Буляре они переняли язык доминирующих здесь угров.

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

Вернувшись из Ценральной Европы, оставшиеся угры, гунны и булгары объединились в один народ и в дальнейшем были известны, как болгары (булгары). Ими продолжали править прямые наследники Булюмара и Аттилы. Другими словами, известный булгарский хан Кубрат (Курбат; умер в 660 году) и его сын Аспарух, упомянутый в «Именнике...», ставший основателем балканской Болгарии, были прямыми потомками Аттилы.

Рюриковичи также в генетическом плане происходили из этого рода, о чём я поведал в статье «О происхождении Рюриковичей». Основные орды булгар обитали в степной части Северного Причерноморья, среди более многочисленных индоарийских племён: славян, сарматов, русов. По свидетельству Гази-Бараджа уже к 8 веку большинство булгарских родов перешло на славянский язык, остальные, по-видимому, были двуязычными. Уже хан Кубрат, был захоронен в 660 году близ Полтавы (Перещепинский клад) по индоарийскому обряду (кремация). Жаль, так как по кремированным останкам невозможно определить гаплогруппу умершего и его родство с Рюриковичами.

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

7. Что можно сказать об именах, которые носили гунны? Какая связь со славянскими? И какие источники или летописи об этом свидетельствуют? И почему вообще эта связь существует?

Имена гуннских правителей европейского периода также говорят о значительном влиянии на пришельцев с востока культуры восточноевропейских индоарийцев.

Напомню, что в древности, люди обычно имели несколько имён. К примеру, в славянской семье ребёнка могли звать, к примеру, Третьяком, по порядковому номеру его рождения. В миру он мог быть известен по приобретённой кличке или имени своего отца, например, Горда. Кроме того, человек получал религиозное имя (к примеру, Ярослав, «славящий славянского бога солнца и войны»). И т.д.

Русские князья киевского периода имели и языческие, и христианские имена. А в полиэтничной среде правитель соединённых в едином государстве племён, кроме этого, мог иметь сразу несколько имён, которыми его звали подвластные народы. На мой взгляд, первый из гуннских правителей европейского периода стал известен всему миру под именем, которое ему дали славяне.

Напомню, что булгарские летописцы называли его Булюмаром (в западных хрониках Баламир, Боломир, Баламбер). Этим именем (Булюмар, Булымер) булгары называли и славянских князей, носивших имя Владимир. Сравните булгарские названия и имена: Булымер – город Владимир; Булымер-Карак – Владимир Мономах.

Так как, в те времена правители многонациональных объединений зачастую имели несколько имён, не сомневаюсь, что и у гуннского вождя имя Баламир (Владимир) было не единственным. Но в любом случае придется признать, что на восточном берегу Волги во времена Булюмара присутствовал славянский этнос, назвавший гуннского правителя славянским именем. Часть данного славянского населения , проживающего между Волгой и Уралом ушло на запад вместе с гуннами и было прозвана более западными славянскими племенами дулебами по родовому имени Баламбера – Дуло. Другая часть осталась на месте.

Уход большинства гуннов, угров и булгар из Волго-Уральского региона на запад оставил это население в качестве наиболее многочисленного, что позволило в конце 20 века археологам выделить отдельную Именьковскую культуру (по названию деревни Именьково в Татарии, где были обнаружены первые артефакты). Семилучёвые височные кольца и другие артефакты, присущие только славянским культурам, не оставляют сомнения в происхождении носителей данной культуры.

Кстати, правнук Булюмара, известный всему миру как Аттила, имел и второе имя. Согласно «Гази-Барадж тарихы» ульчийцы (славяне) называли его Мстислав (Мышдаулы в булгарском переводно-переосмысленном варианте). Но в данном случае автор прямо указывает на то, что так его звали именно славяне, которых в армии Атиллы было предостаточно.

Кстати, само имя «Атилла», по утверждению Гази-Бараджа, тоже являлось индоарийским. Так звали одного из потомков Таргитая, мифического прародителя скифов-сакланов и киммерийцев. Кроме того, Аттила сменил на троне дядю, которого звали по разным источникам: Руа, Ругила, Руас, Руга (Rua, греч. Ρούγας, Ροϋνας, Ρωίλας).

Вспомним, что у предводителей кочевников в чести была полигамия, отсюда традиция называть сыновей по этнической принадлежности матери. Исторические примеры: хазарский каган Алан, хан Белой орды Урус, булгарский хан Авар и т.д. Поэтому можно предположить, что мать Ругилы происходила из племени ругов.

Данное племя, вопреки ничем необоснованному расхожему мнению, не имеет никакого отношения к германцам. Руги в последующее время были известны как достоверно славянское племя. На их острове Руян (современный Руген) находилась Аркона – религиозный центр всех балтийских славян. Последним императором Западной Римской империи был руг Одоакр. Незадолго до того, как стать императором Одоакр захватил римскую провинцию Норик (современная Австрия) и сформировал там королевство ругов. В эпиграфической надписи на могиле христианских мучеников близ австрийского города Зальцбурга, руги Одоакра названы «русами».

В 10-13 веках западные источники называли русских князей исключительно князьями «ругорум». Так Гийом Жюмьезский (вторая половина XII в.), автор истории норманнов писал, что Генрих Французский женился на дочери короля ругов (Анне Ярославне). Английский священник Роджер в своей «Хронике» конца 12 века, рассказывая о событиях в Англии 1-й половины 11 века, говорил об одном знатном изгнаннике: «бежал из этой земли в землю ругов, которую мы называем Руссией» (11).

Историк А.В. Назаренко, проанализировавший древнегерманские источники, утверждает, что ругами в этих документах именовались купцы из Киевской Руси (12). В Раффельштеттенском уставе (904-906 г.г.) Баварской Восточной марки написано: «Славяне же, отправляющиеся для торговли от ругов или богемов» (13). Налицо тождество ругов с руссами и славянами.

Именно поэтому имя дяди Аттилы отражено в источниках в двух вариантах: Руас (рус) и Ругила (руг). Прародиной ругов была Франция, откуда они бежали во времена римских завоеваний. До нашего времени дошли этнонимы данных племён раурики, рутены, русины. Именно поэтому на карте Франции до сих пор можно найти названия провинций, на территориях которых некогда проживали данные племена: Руссильон и «Rurge» («Rouergue»). На территории Германии к последней провинции, указанной выше, прилегает «Ruhr».

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

8. В армии Аттилы было много славян. Почему они присоединялись к нему?

Давайте посмотрим на генетическую карту Европы. Сразу бросается в глаза, что во всей Центральной и Восточной Европе преобладают народы, представители которых являются носителями индоарийской гаплогруппы R1a. А ведь именно данная гаплогруппа является генетической основой происхождения славян.

Славяне сформировались из индоарийцев различной ветвей: скифов, галлов, сарматов, жителей лесной зоны Европы. Данное население было самым многочисленным на территориях, включённых в державу гуннов. А присоединялись они к гуннской империи по разному.

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

Дулебы входили в состав гуннского государства ещё до начала гуннского продвижения из-за Волги (375 г). Анты и русколаны желали мести готам, римлянам и галичанам, разгромившим в 368 году их государство (Русколань) и казнивших их князя Божа и 70 старейшин. Древляне (акациры, агачиры в летописях) были приведены под руку гуннских владык силой. Аланы присоединились к гуннам без особого сопротивления.

Вторгшись на запад от устья Дуная, гунны вынуждены были бороться не только с обеими римскими империями и визиготами, бежавшими от них под римское покровительство, но и с мощным государственным объединением западных славян. Именно в конце 4 века, согласно Иоакимовской летописи, приведённой на страницах «Истории ...» В. Н. Татищева, славянский князь Вандал распространил свою власть от моря до моря (от Балтийского до Чёрного). Паннония принадлежала вандалам.

Гуннам, совершившим в 378 году поход с подвластными им остроготами, аланами и роксоланами на Византию (битва при Адрианаполе) и далее на запад (дошли до Паннонии) видимо удержаться там не удалось из-за противодействия государства вандалов. Именно поэтому они были вынуждены ретироваться и перенаправить свои грабительские походы из Европы в Закавказье, где грабили персидские и византийские провинции.

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

Можно предположить, что стратегическая обстановка в Европе изменилась только в начале 5 века, когда князь Вандал направил вассальных князей вандалов, сербов и алан (из тех алан, что бежали от гуннов) в поход на Галлию. Но те, в конце концов, завоевав всю Испанию и Северную Африку, не вернулись назад, чем нарушили баланс сил. И только после этого гунны смогли закрепиться в Центральной Европе, сделав центром своей державы Паннонию.

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

Очевидно, что разные праславянские племена, подчинявшиеся до этого Вандалу, по разному входили в гуннское подчинение, в зависимости из-за их положения в державе Вандала. Предположу, что народы, близкие к тем, что ушли в Африку и Испанию, которые согласно Иоакимовской летописи, из-за этого подверглись княжеской опале, могли войти в подчинение к гуннам добровольно. Другие были подчинены силой.

9. Что представляли из себя те гунны, которые ворвались в Европу? Много ли там было представителей тех самых «хунну»? Кого было в той армии большинство?

См. ответ на вопрос №1

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

10. Какие материальные подтверждения сегодня мы находим тому, что гунны не были однородным этносом, а представляли из себя смешение разных народов? (может, это предметы, которые находят археологи или останки воинов принадлежат вовсе не тюркским народам, или описание каких-то традиций или событий… )

То, что гунны европейского периода представляли собой империю порядка 45 племён разного генетического происхождения, говорят в первую очередь многочисленные источники: римские, греческие, германские, франкские, булгарские. С археологией не всё так просто. Ленты новостей пестрят о находках гуннских могил и кладов на огромной территории от Франции и до Магнитогорска. Но в любом случае мы можем констатировать только то, что данные находки принадлежат к гуннскому периоду и не более того.

Почему? Потому что нет чётко выработанных критериев для того, чтобы квалифицировать те или иные артефакты в качестве гуннских. Поэтому и получается, что гуннам приписывают десятки видов стрел, керамики, оружия и т.д. Да и могилы, как я уже сказал, приписываемые ныне гуннам, не могли принадлежать одному народу, так как они разнятся в обрядах и способах захоронения (кремация, трупоположение, курганные, бескурганные и т.д.).

Приведу пример. В конце 20 века, чуть восточнее северной части Каспия (в районе реки Эмба) было найденно захоронение, датируемое 2-3 вв., названное захоронением «Золотого воина». Предполагается, что погребённый был гунном. Но на основании чего делаются такие предположения? Вид погребения – чисто арийский. Могила представляла собой погребальную каменную камеру. Сверху был выложен из камней солярный знак Солнца.

Рис 5. Антропологическая реконструкция "Золотого воина", выполненная в московском музее-лаборатории имени М. Герасимова. II–III вв, Актау\предположительно гунн\


Участники похоронной процессии справили на могиле тризну, разбили по арийскому обычаю всю посуду и насыпали высокий земляной холм. Вместе с умершим в могилу положили поминальные сосуды, жертвенных коней, оружие. Золотое украшение погребального наряда состояло из сотен золотых бляшек, украшенных традиционными для скифов и сарматов зооморфными украшениями. Ни одна из найденных здесь вещей не имеет аналогий с культурами востока. Восстановленный антрапологами облик воина, также не имеет ничего общего с воинами, найденными к северу от Китая и имеющими близкие к данному времени датировки.

На основе чего тогда делается предположение, что это могила гуннского вождя? Отвечу: только на основании того, что из восточных источников известно о продвижении части гуннских племён куда-то на запад, произошедшее на рубеже эр. И всё? Да!!! Ну знаете, так можно забрести в такие дебри, которые к истории народов не имеют вообще никакого отношения.

Также не могут служить основанием для идентификации в качестве гуннских находки ручек котла, осколков керамики и др., стиль изготовления которых имеет некоторые аналогии с китайскими. Во-первых, в армии гуннов были и угры, которые так же, как и гунны Булюмара пришли в Европу из Восточной Азии. Во-вторых, как известно, Римская империя и Китай поддерживали не только торговые, но и дипломатические отношения. О чём недвусмысленно говорят сохранившиеся документы той и другой стороны.

То, что исследователи не вспоминают об этом и привело к тому, что к гуннским артефактам (сходным с китайскими) отнесены многие находки не только континентальной Европы, но и Британии, и даже Северной Африки. Из всего этого можно сделать вывод, что выделение каких-либо найденных в Европе артефактов в отдельную гуннскую культуру в настоящее время не представляется возможным. Для этого необходимо иметь критерии. А они появятся только тогда, когда объём археологических изысканий в России, Казахстане, Монголии и на Севере Китая достигнет объёмов, позволящих чётко систематизировать все имеющиеся культуры гуннской эпохи. Возможно, что основную помощь в данном деле окажет популяционная генетика.

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

11. Каково европейское наследие гуннов? Кого из современных народов можно назвать их потомками?

Гунны Аттилы, в дальнейшем вошли в состав булгарских племён, с 5 по 9 век обитавших в Северном Причерноморье и перебравшихся затем на Волгу (Волжская Булгария). Поэтому они участвовали в генезисе современных волжских татар и в менее значительной степени балканских болгар, украинцев и молдован, а также казаков. Жили потомки европейских гуннов также некоторое время в Крыму и на Северном Кавказе, где в последующем обитали ещё два народа, ведущих своё происхождение от гуннов, китайской эпохи: сабары (савары) и хазары.

В Паннонии (Венгрии), которая, благодаря своим природным характеристикам (степи) была центром державы Аттилы, в послегуннский период обитали (помимо славян) два народа, также выводящих свою родословную из гуннской империи китайского образца: авары и угры (мадьяры, венгры; эстонцы и финны к гуннскому наследию не имеют отношения). Франкские хроники называют авар гуннами.

После разгрома авар славянами, булгарами, а затем и франками в 7 веке, часть из них продолжала жить в Паннонии. В письмах и посольствах к франкским королям авары жаловались на притеснения, которые они терпели от славян. И в конце концов они были переселены франками в район современного Парижа, войдя в дальнейшем в состав современной французской нации.

Венгры появились на территории славянской Паннонии в самом конце 9 века. Их вождём был Арбат (Арпад) сын булгарского хана Алмыша и угорской княжны. Поэтому первая венгерская династия Арпадов также являлась продолжением династии Дуло, к которой принадлежал Аттила. Сами угры (венгры) в генетическом плане к собственно гуннам никакого отношения не имеют. Сотни лет на севере Китая (на прародине угров) они были верными союзниками гуннских шаньюев (шанов-ханов). В антропологическом плане изначально угры были ярко выраженными монголоидами, какими до сих пор являются их ближайшие генетические родственники якуты. Современный более европеизированный вид венгров и других финно-угров – результат многовековых ассимиляционных процессов со славянами и другими европейскими народами.

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

12. Можно ли сказать, что гунны сыграли ведущую роль в процессе великого переселения народов?

Великих переселений народов в истории было много. Вспомним хотя бы 13 век до н.э., когда этническая карта Европы изменилась не менее радикально. Эпоха же 4-5 веков, приведшая к перемешиванию и изменению места жительства большинства европейских племён и народов, несомненно началась с гуннского вторжения.

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

13. Почему гунны оставили после себя так мало материальных свидетельств? (городов, мест захоронений, летописей)?

Во-первых, как я уже говорил, истинно гуннское наследие трудно оценить из-за проблем археологической идентификации.

Во-вторых, история гуннской империи в Европе, насчитывает всего 75 лет, что несравнимо с тысячелетними историями существования Римской и Византийской империй. В-третьих, сами гунны были кочевниками и могли оставить после себя только капища, клады и места захоронений (единственным исключением является дворец Аттилы, останки которого продолжают искать в районе реки Тиссы).

В-третьих, письменных источников о том времени было созданно предостаточно, но не все они дожили до нашего времени. Сами гунны, по моему мнению, обладали руническим письмом, слогового типа. Возможно, что когда-нибудь будут обнаружены и их источники. Неожиданная в своё время находка таримских манускриптов даёт надежду на это.

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

14. Почему на нет сошла империя гуннов? С чем это было связано?

Европейская империя гуннов была полиэтнична. В неё входили десятки разных в этническом, генетическом, культурном, религиозном и языковом планах народов. Она держалась на авторитете гуннских правителей и выработанной ими системе управления разнообразными племенами. Как только один из данных факторов дал сбой, империя развалилась.

Неожиданная смерть Аттилы в день его свадьбы на Ильдике привела к дележу власти между его сыновьями, имеющими разных матерей. Матери, судя по всему, принадлежали к различным народам, входящим в гуннскую империю, а значит данные народы поддерживали каждый своего кандидата. Раздором воспользовались наиболее крупные европейские племена, не имеющие к предыдущей гуннской истории никакого отношения. В частности, гепида, которых я вовсе не отношу к германцам.

В битве на берегах Недао в 454 году гунны были разбиты и бежали на восток в Причерноморье. Недолгое существование гуннской державы не позволило сплести религиозную, культурную и государственную канву для создания более крепкой государственности, в рамках которой по подобию римской истории смог бы зародится новый этнос, впитавший в себя всё генетическое разнообразие завоёванных гуннами народов.

 Terra incognita - Русь ::: .Гунны (хоны)   с  известной на Руси династией  Мардуан-Дуло

15. Что оставили гунны после себя? Какие изобретения (штаны, седло, оружие?? )

Гуннам приписывают целый ряд изобретений. В первую очередь тяжёлый многосоставной лук, имеющий большую пробивную силу, дальность стрельбы и точность попадания. Но в источниках нет сведений, прямо указывающих, что данный лук изобрели именно гунны. Мало того, большинство римских и греческих авторов называют его скифским. Штаны тоже были известны задолго до появления гуннов в Европе. Данный вид одежды был привычным атрибутом индоарийских народов: галлов, скифов и сарматов, являющихся прямыми предками современных славян. Законы Рима прямо вводили запрет на ношение штанов. И гражданином империи мог стать только тот галл, фракиец или сармат, который сменил штаны на тогу.

Это же касается седла, свистящих стрел и других атрибутов конного воина, изобретение которых ныне приписывают гуннам. Для утверждения их авторства в настоящее время нет ни одного письменного либо археологического основания. Источники только фиксируют, что гунны пользовались данными атрибутами и не более того.

1-Литература:

1. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т .1. Оренбург 1993 г. С.7.

2. К.А. Иностранцев. Хунну и Гунны // Л.: 1926. 152+4 с. Второе дополненное издание.
Издания Ленинградского ин-та живых восточных языков им. А.С. Енукидзе. 13. Труды туркологичекого семинария. 1.

3. Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Стр. 500

4. Адам Олеарий. Описание путешествия голштинского посольства в Московию. М. Русич. 2003. С.128.

5. А.А. Клёсов. Гаплотип фараона Тутанхамона (1333 – 1323 до н.э.) и его возможное
происхождение. Вестник Российской ДНК-генеологии, Том 4. №11, Стр. 2063

2-Литература:

6. "Вестник древней истории" №3 за 1946 г., стр. 87.

7. К.А. Иностранцев. Хунну и Гунны // Л.: 1926. 152+4 с. Второе дополненное издание.
Издания Ленинградского ин-та живых восточных языков им. А.С. Енукидзе. 13. Труды туркологичекого семинария. 1.

8. Сказания Приска Панийского. / Пер. С. Дестуниса. СПб.,1861. 112 стр. (оттиск из: Ученые записки Второго отделения Императорской Академии Наук. Кн. 7, вып. 1. СПб., 1861. С. 408—457)

9. Там же.

10. Ю.А. Кулаковский. Аммиан Марцеллин, История. Пер. с латинского, Киев, 1908, вып. 3, стр. 236-239.

3-Литература:

11. Роджер из Ховедена. Хроника. // Английские средневековые источники IX-XIII вв. М. Наука. 1979. С.56.

12. А.В.Назаренко. Немецкие латиноязычные источники IX-XI веков. M.. 1993. с. 83-89.

13. Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003. с. 296.

Гунны

Вверх |

etnogena02.hut2.ru

X