почта etnogena02.hut2.ru

ПРЕДЫСТОРИИ РУСИ КЛИКНУТЬ
| На сайт КЛИКНУТЬ | ОГЛАВЛЕНИЕ КЛИКНУТЬ | На весь экран | Почта |

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Terra incognita – Русь :::: 9. О булгарах в Приднепровье, которые называли Киев- Башту, а Днепр - Бури-чаем.

Трусов С.В.

Булгары оказали на чалдонов и восточных славян наибольшее влияние из всех народов, которых относят к восточным кочевникам. Но на самом деле племена булгар никогда не жили на восточной окраине евразийских степей.

Гази-Барадж пишет: «Но булгары, подчинявшиеся кара-масгутам, примкнули к Булюмару при поднятии им родного асского стяга Бараджа в виде войлочного Шара красного цвета с пучком разноцветных лент над ним»(299).

Булюмар, напомню, это вождь гуннов. Кара-масгутами булгары иногда называли сакланов (скифов и сарматов Причерноморья).

Из этого отрывка можно было бы понять, что гунны прямые родственники булгар. Но такое утверждение, как мы выяснили в предыдущей главе, базируется на двойственности истории булгар, которые выводили свои истоки не только из индоарийского прошлого собственно булгар, но из гуннского происхождения своих правителей. Также истоки гуннской истории поддерживались кооптированием в булгарскую нацию гуннов и финно-угров, которых булгары впоследствии считали своими прямыми родственниками.

О гуннской составляющей в истории булгар я уже рассказал, поэтому здесь начну с рассказа, поведанного нам древнебулгарскими летописцами, об индоарийском происхождении их предков.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Выше я говорил о том, что булгарское слово «угыр» и славянское «гора» - это общие для обоих народов архаизмы. История булгар, описанная древнебулгарскими авторами, доказывает, что такое могло быть. В их изложении булгары во времена их индоевропейского прошлого были индоарийским народом (носителем гаплогруппы R1a). Я уже не раз обращался к начальной истории булгар, изложенной Гази-Бараджем и сеидом Гали. Вкратце напомню.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного
  Авторы выводят происхождение булгар от синдийцев, которые отделились от индоарийской общности и ушли на завоевание Индии. Потом часть этих племен из-за религиозных разногласий отпочковалась от остальных индийцев и вернулась в юго-восточную часть среднеазиатских степей, примыкающих к горе Самар (очевидно, что именно данные горы имэнцы называли Имэн).

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного
  Через некоторое время опять из-за религиозных разногласий (ученые подсчитали, что 98% войн на земном шаре произошло по религиозным соображениям) часть этих племён, называющих себя ещё самарами, ушла на запад. По пути, на Кавказе (по Геродоту на реке Аракс) от них отстали ас-колы (по Геродоту скифы-сколоты).

Самары захватили многие территории в Закавказье, на Ближнем Востоке, в Малой Азии. По словам Гази-Бараджа они достигли Мисра (Египта), «где также некоторое время жили и построили немало гор - Самаров или Джукетау»(300).

В Месопотамии они завоевали города-государства Шумера. Очевидно, что название «Шумер» - это позднее название страны, данное ей завоевателями-самарами. Самары, захватившие Месопотамию, были правящим меньшинством среди арабского и имэнского населения.

Информацию, подтверждающую правдивость изложения древнебулгарских сведений о Шумере, читайте в в статье «О Шумере и самарах».

Булгары, согласно их национальным летописцам, хотя и были кочевым народом, но с древности специализировались не на скотоводстве, а на военной службе правителям, способным платить звонкой монетой. Можно подойти и с другой стороны.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного
  Булгары сформировались как племя, из индоарийских воинов, которых набирали для воинской службы. Видимо такие воины жили вместе, и им разрешалось иметь семьи. Сначала они долгое время служили своим единокровным правителям городов-государств позднего Шумера.

Согласно сеиду Гали, арабы в середине 4 тысячелетия до н.э. изгнали большую часть имэнцев из этих мест. Но затем сюда вторглись самары-индоарийцы, покорившие местное полиэтничное общество, состоящее в основном из оставшихся в этих местах имэнцев и арабов (аккадцев).

Сеид Гали пишет, что арабское большинство постепенно ассимилировало местное население, но булгары оставались в расовом отношении чистыми: «После Потопа численность самарцев стала еще меньшей, и поэтому в Самаре верх одержал арабский язык. На нем стали говорить даже правители владений из рода Мара. И только булгары сохраняли свой самарский язык. А всех тех самарцев, которые стали говорить на арабском языке, булгары стали называть берджулами, а арабский язык - берджулским. Но при этом булгары не перестали служить своим царям, пусть и ставшим берджулами»(301).

Затем Шумер захватили персы и булгары стали служить уже им. Вот что пишет про этот период истории сеид Гали: «Одну часть булгар во главе с Мосхой персы поселили в двух местах Кафской области, которые потом отошли к Гурдже, другую - в Азербайджане, а третью, азарканцев - в Хорасане. Это успокоило живших там тюркмен, не доверявших персам»(302).

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного
  Другими словами, булгар расселили в двух местах в Закавказье, а также в Хорасане (Средняя Азия). Тюркмены - индоевропейские кочевники, массагеты и саки (носители гаплогруппы r1b).

Когда Александр Македонский, которого булгары называли Аламир-Султаном, а персы Искандером Зулкарнайном (Двурогим), разгромил Персию, булгары стали служить ему, но не долго. После его смерти, они стали наниматься к различным правителям Закавказья, которые не отличались особым могуществом, а значит и не могли достойно содержать большую армию. Македонский, как известно, разгромил скифов Средней Азии (так греки называли всех кочевников). Сеид Гали говорит о том, что разгромленные масгуты ушли в Кара-Саклан, где убили вождей, а народы подчинили себе.

Ещё раз напомню, что булгарские летописцы всех западных индоевропейских кочевников называли сакланами, либо кара-сакланами, а всех восточных ак-сакланами, либо масгутами, вне зависимости от их племенной, либо этнической принадлежности. Точно так же персидские авторы называли всех кочевников саками.

Обитатели причерноморских степей были для персов «дальними саками», а кочевники Средней Азии, соответственно – «ближними». Таким же образом именовали индоевропейских кочевников греки, только вместо термина «саки» они употребляли «скифы». Но мы с вами знаем, что в Средней Азии с древних времён обитали тюрки – племена тормэнов, предков современных германских народов, которые ещё назывались массагетами, саксами, дахами, англами и т.д. Затем в юго-восточной части их ареала поселились индоарийцы.

Уже в середине 1 тысячелетия до н.э. часть как массагетов, так и индоарийцев была подчинена Персидской державе. Так появились в Средней Азии ещё и ираноязычные кочевники.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

В результате вторжения Александра Македонского в Бактрию и Согдиану с насиженных мест были согнаны многие кочевые племена, не желающие подчиняться грекам. Волна среднеазиатских кочевников двинулась на север и вторглась в земли савроматов.

Массагеты в основном мигрировали в Семиречье (Киргизия, Восточный Казахстан и Северо-Западный Китай). А сарматы на плечах убегающих савроматов ворвались в европейские степи, где после долгих войн подчинили себе все местные скифские племена (кроме крымских скифов).

Когда сарматы захватили власть в Причерноморье часть кавказских булгар (5 тысяч человек) нанялась к ним на службу и была поселена на Кубани. Но уже при следующем сарматском царе у булгар появились неприятности:

«Когда власть в Кара-Саклане перешла к роду младшего сына Азака, Алана, положение булгар изменилось. Алан отстранил других братьев от власти и стал всячески стеснять булгар, поддержавших старшего сына Азака, Аспаруха. Поэтому, когда на Агидель пришел первый хонский вождь Кама-Батыр, и образовал государство Буляр, большая часть булгар немедленно признала его капом и стала служить ему»(303).

Здесь: не путать сарматского Аспаруха, жившего до н.э. с булгарским ханом Аспарухом, уведшим в 7 веке часть булгар на Балканы. Кама-Батыр прибыл на Волгу в 1 веке до н.э.

Часть попавших в немилость булгар вернулась в Закавказье. Другая часть продолжала жить в предгорьях Кавказа до тех пор, пока в Заволжье и на Урале не появился Кама-Батыр со своими финно-уграми и гуннами. Булгары нанялись на службу к Кама-Батыру. Именно тогда, на рубеже эр состоялось первое единение булгар с финно-уграми и гуннами.

В истории государства, созданного Кама-Батыром тоже, видимо, были черные дни. По крайней мере, сеид Гали сообщает, что через некоторое время отсюда откочевала значительная часть булгар, которая ушла на юг на службу к персам. Вероятно, речь идёт о службе Сасанидам, воссоздавшим империю персов в 224 году н.э.

Закавказье можно считать одной из главных родин булгар. Булгары жили там еще в те времена, когда персы в 6 веке до н.э., по словам сеида Гали, поселили их в двух местах Закавказья. Потом, после того как Александр Македонский разгромил персов, а сам умер: «…кафские булгары стали служить азербайджанским царям».

В период римско-персидских войн булгары вновь служили персам. Позднее сюда переселялись с севера булгары, породнившиеся с гуннами, а затем и сами гунны, изгнанные из Саклана сабарами (саварами, савирами). Породнившиеся с гуннами булгары называли районы проживания своих родственников Хонджаками (гуннская земля).

Хонджаков было два – один на территории Грузии, другой Азербайджана. Утигов (ути, утигуров), живущих в Закавказье, упоминают средневековые персидские и армянские историки. Булгарские балтавары и ханы, не теряли связь со своими закавказскими родственниками и многократно посылали отряды для защиты Хонджаков.

В качестве примера, приведу рассказ Гази-Бараджа о походе булгарского балтавара Сулаби, правившего Кара-Сакланом с 700 по 727 год: «Однако, когда Кук-Куян сообщил ему о том, что гурджийский бек стал притеснять Хонджак в отместку за помощь хонов своим собратьям, балтавар вышел в поход. Наши легко разбили нестойких в бою гурджийцев и вновь схватили Джухмана. Но его седобородый отец вдруг явился в булгарский лагерь и предложил Сулаби взять его в плен в обмен на свободу сына. Пораженный такой сильной родительской любовью, Сулаби не только даровал свободу и отцу, и сыну, но и побратался с Джухманом и взял его имя. Обрадованный гурджийский бек дал слово не притеснять Хонджак и платить хакану дань, и Сулаби с легким сердцем отправился восвояси...»

Здесь: Кук-Куян – хазарский каган; Гурджа – Грузия; Джухман – грузинский князь.

Хонджаками данные территории называли в основном булгары. Тем не менее, этот топоним дошел до наших дней в названии исторической местности и города Ганджа (азерб. Gəncə́, армян. Гандзак).

Вообще, азербайджанский Хонджак, судя по описанию, полностью соответствует территории Кавказской Албании. Основной рекой в этой местности является река Кура, которую булгары называли Карачаем. Родом из Хонджака, по словам Гази-Бараджа, был знаменитый поэт средневековья Низами. Это правда, Низами родился и жил в Гандже. Оттуда же родом был и средневековый армянский историк Киракос Гандзакеци. Наличием в Закавказье Хонджаков объясняются постоянные тесные отношения Волжской Булгарии, Руси и скотоводческих племен Саклана с Грузией.

Напомню, что в 1118 году грузинский царь Давид Строитель нанял орду половецкого хана Отрака для борьбы с сельджуками. А русский князь Юрий, сын Андрея Боголюбского женился на царице Тамаре. Из Хонджаков вышли предки современных карачаевцев.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Гази-Барадж пишет о событиях первой половины 9 века: «…но он успел ускакать в булгарское бекство Дима-Тархан, которым правил сын Тат-Угека Тамьян под покровительством Рума. А здесь было немало булгар, бежавших из Хонджака на реке Карачай и другого булгарского бекства в Гурдже - Буда на реке Чуп-су.

Поскольку булгар с Карачая было больше, то всех булгар Дима-Тархана называли карачаевцами. Под их властью находилась часть реки Куба, которую еще называли Куба-Булгарсу, но после того, как кашэки возмутились убийством Асанкула и присоединились к Дима-Тархану, вся Куба оказалась в пределах бекства. А карачаевцы шутили, что Тангра не позволяет им уйти с берегов этой реки. Ведь булгары пришли сюда еще до вторжения хонов, а затем, смешавшись с ними, часть их ушла в Хонджак на службу персидским падшам. И вот снова вернулись на прежнее место, которое считается одним из самых благословенных в Саклане...»

Здесь: Дима-Тархан - Тмутаракань; Кара-чай – река Кура; Куба – река Кубань; кашэки – скифо-сарматское кочевое племя, известное по летописям, как касоги; Тангра – бог восточных кочевников; Саклан – скифо-сарматские степи (от Дуная до Волги).

В середине 4 века южные (закавказские) булгары вновь мигрировали на Северный Кавказ. Это произошло сразу после того, как русколаны разбили готов «разогнав их на две части». Бож с русколанской армией двинулся в сторону Каспия для отражения булгарского вторжения. Но булгары без сражения согласились стать данниками Русколани и были поселены на Северном Кавказе.

Отлучкой Божа воспользовался римский полководец Винитарий, двинувшийся с армией галичан и собранных Римом разбитых готов к Днепру, где в сражении с возвратившимся Божем русколаны были побеждены, а их вожди и старейшины распяты. Переселившиеся из Закавказья булгары присоединились к своим волжским родственникам, которые в составе армии Булюмара вторглись в Саклан (степи от Дуная до Кавказа и Волги).

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Как мы видим булгары с давних пор были племенем воинов, нанимавшихся на службу к различным владыкам Евразии. Именно поэтому они имели сразу несколько ареалов собственного обитания (в Закавказье, в Поволжье, на Кубани и т.д.).

Булгары были по происхождени индоарийским племенем (носителями гаплогруппы R1a). Поэтому можно предположить, что их формирование происходило по тому же принципу, что и у племён западных индоарийцев. Ещё в глубокой древности в религиозных межплеменных центрах индоарийцев создавалось специальное воинство. Сначала оно выполняло функции защиты от внешнего агрессора. Но существование постоянного воинства на профессиональной основе привело к тому, что оно обособилось от племён его создавших и стало собирать средства на собственное содержание не только с собственного народа, но и, «встав на тропу Трояна», занимаясь разбоем и набегами вдали от мест своего постоянного места жительства.

Так появились варяги, племена боев, марсов, марсингов и т.д. Возможно, что так сформировались и древние булгары. Булгары называли себя ещё и самарами по месту своей промежуточной родины в Бактрии и Согдиане. Самарами себя называли также киммерийцы, царские скифы (сколоты, ас-колы, вернувшиеся через Аракс в Восточную Европу) и сарматы. Это был один из многочисленных этнонимов части индоарийских племён в середине 4 тыс до н.э. ушедших из Приуралья и Поволжья на юг ( в Самар и Индию).

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Под властью гуннов булгары участвовали в войнах в Европе и в Закавказье. В пятом веке после разгрома гуннской державы булгары поселились в Причерноморье и в Крыму. При этом они сразу попали в зависимость к сабарам, кочевникам, пришедшим в это время с востока. Сабары, еще один народ, наследник савиров (сербов, савроматов).

Всего через сто лет после Булюмара они бежали по его маршруту в Европу. На стыке эр, они, видимо, были северными соседями масгутов, принявших Газана, предка Булюмара. Это был индоарийский по происхождению народ. Но, попав в Семиречье (возможно, после того, как через земли савроматов сначала прошлись южные сарматы, а затем финно-угры Кама-Батыра) он уже испытал на себе влияние восточных кочевников. Несмотря на явные европеоидные признаки, отмеченные многими летописцами, сабары (савары, сабиры) говорили на тюркском языке. Под их влиянием булгары начали также переходить на тюркский язык:

«Еще при Бел-Кермеке в Саклан ворвались сабары, которых булгары звали по-саклански сабанами. От них пошел наш язык, который персы ошибочно называют кыпчакским, ибо сами кыпчаки восприняли его у кыргызов и при этом еще изрядно испортили. Тех же сабанов, которые остались в Туране, стали чаще всего называть баджанаками»(304). Ближайшими родственниками сабаров, как мы видим, были печенеги. Отмечу, что у персидских, армянских и т.д. летописцев сабары в 5-6 веках были зафиксированы именно под этим именем, а не как «бадзанаки». Другими словами, это был обычный для всех кочевников процесс, когда часть племени под своим племенным именем мигрировала на новое место, а оставшаяся часть подвергалась в той или иной степени ассимиляции и начинала фигурировать в истории уже под новым именем.

Иногда оставшаяся часть племени принимала новое название от чужеродного племени, которому подчинялась. Иногда старое имя изменялось в произношении из-за изменения языка или по другим причинам.

Во второй половине 6 века в Причерноморье с востока пришли новые кочевники - авары. Булгары стали служить аварским ханам. Следом за аварами (по современным данным, в 575 - 576 годах) явились тюрки, кочевники, создавшие на огромных пространствах евразийских степей могучую державу - Тюркский каганат.

Булгары, по словам Гази-Бараджа: «…вместе с аварами в ожесточенном сражении отбросили их от Сулы и Бури-чая. Тюрки отступили, но увели с собой часть джалдайских булгар и разрешили им образовать в Джураше собственное бекство Бурджан для охраны своих владений с юга. Ведь булгары со времени Кан-Дэрэйской битвы считались самыми умелыми и отважными воинами в мире. Этих булгар поэтому стали называть бурджанами, а возглавил их старший сын Боян-Чельбира Атрак.

Западных же булгар Боян-Чельбира, оставшихся в зависимости от аварских хаканов, стали называть кара-булгарами, то есть западными, а не черными, как разумели тюрки. Ведь булгары называли запад “кара”, восток - “ак”, север - “кук”, а юг - “сара” или “сары”...»(305).

Здесь: Сула-Дунай; Бури-чай – Днепр; Джураш – Дагестан.

Под началом авар, булгары принимали участие в их многочисленных войнах с Византией и другими государствами. Во время этих войн с той и с другой стороны участвовали большие массы славян. Именно тогда, по сведениям Гази-Бараджа, начались ассимиляционные процессы, в результате которых многие булгарские роды растворились в славянских племенах.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

В 618 году, произошло событие, которое позволило булгарам, чуть ли не впервые за всю их бесконечную историю, создать собственное государство. Авары были небольшим народом. Власть их, как это часто бывало в истории кочевых империй, опиралась на разделении, чёткой иерархии и антагонизме подчиненных народов. Но в этом году аварскому кагану изменило чувство самосохранения. Он приказал убить в своей ставке булгарского балтавара Албури. Этим он опустил булгар, занимающих в иерархической лестнице второе после авар место, на низшую ступеньку, где находились славяне и некоторые другие народы.

Результат, не заставил себя ждать. Булгары заключили с противниками авар – византийцами сепаратный мир и начали войну против бывших своих сюзеренов. По приказу нового балтавара Курбата, его брат Шамбат, построил на месте города руссов-русколанов, который булгары называли Аскалом, а нам он известен, как Киев, сильную крепость.

После этого он, по словам Гази-Бараджа: «… выступил из него во главе большого отряда из булгар, анчийцев и сакланов-русов на врага. Ему удалось быстро разгромить авар и захватить их страну. В этом ему помогли местные ульчийцы, а также башкорты, которые звали себя “хонтурчы” (хонтурчийцы) и были недовольны правлением аварского хакана»(306).

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Про Шамбата, известного современной историографии как «французский купец» Само, я уже рассказывал. Поэтому отмечу только тот факт, что аваров после этого не стал бить только ленивый. И через некоторое время они совершенно исчезли как народ. Это событие даже стало нарицательным, что зафиксировала «Повесть временных лет»: «Погибоша аки обре…» Т.е., сгинули, как авары.

Шамбат в Паннонии создал собственное государство. Тем временем его брат Курбат смог сформировать мощную державу от Дуная до Волги. Гази-Барадж по этому поводу пишет: «Пока Шамбат воевал в Дулобе, Курбат неутомимо расширял пределы Ак Булгар Йорты. Воспользовавшись смутой в Туранской Орде, он выбил хазарских тюрков из Джураша и стал хозяином всего, что находится между Сулой и Иделью. Из стремления еще больше унизить разбитых аварских и туранских правителей Курбат, наряду с титулом кана, принимает их титул хакана...»(307).

Здесь: Дулоба - государство Само; Сула и Идель - Дунай и Волга.

Но сразу после смерти Курбата, его держава распалась на две части. Законному занятию престола старшим сыном Курбата Бат-Бояном, воспротивились его брат Аспарух и их дядя Шамбат, потерявший к этому времени свою Дулобу. С 663 года между ними завязалась война. Традиции запрещали булгарам воевать друг с другом, поэтому война велась руками анчийцев, русов, мурдасов и нанятых на востоке тюркмен.

Тюркский каганат к этому времени «приказал долго жить», а на его западных обломках возникло мощное государство хазар. Хазары решили воспользоваться раздорами в булгарском лагере и с огромной армией перешли Волгу. Они разбили армию Аспаруха и Шамбата. Но, запертый до этого в Крыму Бат-Боян в генеральном сражении на реке Кальмиус (Калка) разгромил хазарское войско.

После этого, как пишет Гази-Барадж: «Хазары чуть отошли, а когда Бат-Боян подошел к ним снова, новый хакан Кабан - племянник старого - предложил ему мир на следующих условиях: хазары сохраняют за династией Бат-Бояна Кара-Булгарскую и Булярскую части Саклана, а за родом Хумыка - Бурджан, в ответ на что балтавары отказываются от титулов хакана и кана, уступают тюркам сакланские степи между Нижним Широм и Джаиком и дают на внешние войны хазарам часть своих воинов или откупную дань за неучастие в них.

Хумык согласился и отъехал в свой Бурджан, а Бат-Боян решил подумать и заключил с хазарами лишь перемирие. Однако на обратном пути он узнал, что в его отсутствие Шамбат и Атилькэсэ заняли его Джалду и двигаются на него. Хакан пришел в неистовство, нехарактерное для него. Опьяненный этим чувством он отправился к Кабану и заключил с ним предложенный им мир» (308).

Здесь: Буляр - территория на Средней Волге; Кара-Булгар - территория от Дуная до Дона; Бурджан - Дагестан; Шир - Дон; Джаик - река Урал (Яик); Джалда - Крым.

Так вновь исчезла независимость булгар. Через несколько лет Шамбат умер, а Аспарух удалился на Балканы, где впоследствии возникло государство Болгария.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного
  После этого Бат-Боян и его потомки в качестве данников хазар правили Кара-Сакланом вплоть до двадцатых годов 9 века. За это время булгары Кара-Саклана все больше и больше растворялись в славянских родах. Я уже отмечал, что ко времени правления Кара-Булгаром балтавара Авара, а он правил там с 727 по 759 годы, по свидетельству Гази-Бараджа, большинство булгарских родов было ассимилировано славянами. Гази-Барадж пишет:

«В 745 году Авару представился случай применить оружие и внутри собственной страны против восставших балынцев. Восстание подняли урусы, недовольные возвышением анчийцев и размерами балтаварских налогов»(309).

Эти урусы были наследниками кочевого населения Русколани и галичан-бастарнов, проникших ещё с девности в Верхнее Поднепровье с Карпат. Так как данные урусы (руссы) были славянского происхождения, они бежали на север, к родственникам галичанам, заселившим к тому времени Северо-Восточную Русь. Там в это время, благодаря деятельности варяжских купцов окрепли колонии западных славян.

Галичане (волинцы) хорошо приняли руссов и построили для них город Старую Руссу. Авар, как я уже рассказывал, сжег и Галич и Старую Руссу. Так впервые со времен Булюмара и Атиллы булгары столкнулись с варягами-галичанами.

Хазарский каган также расселил на своей территории часть урусов. Они расселились между Волгой и Доном и в дальнейшем были известны как буртасы. В это же время из Хазарии бежали сабары, поднявшие бунт против нового кагана Барджиля. Каган потребовал от Авара их выдачи и, получив отказ, в отместку начал преследовать булгар-бурджан, живших на территории современного Дагестана. Те бежали на Среднюю Волгу, где получили отпор проживавших там мурдасов. Авар послал своего сына Тат-Угека и тот, с помощью печенегов, устроил погром в землях мурдасов.

Большинство мурдасов в ужасе бежало в Поочье, на Верхний Дон и Верхнюю Волгу (они отмечены также в северных частях Поднепровья). В дальнейшем они перемешались с проникшими в эти места с Прибалтики колбягами и галичанами и были известны, как вятичи.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

В начале 9 века в Кара-Саклане появились мадьяры. Сначала они воевали с булгарами, а затем стали их союзниками. В это время Хазарский каганат охватила смута. Кара-Булгар, напротив, укрепился. В 816 году воевода булгарского балтавара Светогора (Айдар Угыра) Вадим присоединил к Кара-Булгару всю Северо-Восточную Русь.

Логично вытекающий отсюда кризис отношений между булгарами и хазарами, проявился в открытом столкновении. Булгары в битве под Харьковом (примерно в 821-822 годах) победили и вновь стали независимыми. После этого на первый план вышли результаты долгих ассимиляционных процессов.

Сам Кара-Булгар, перестал быть государством булгар, превратившись в державу славян, где ведущее положение заняли варяги и анчийцы. Зато в Среднем Поволжье укрепился другой центр государственности булгар - Волжская Булгария. В это же время в среде булгар стала распространяться новая религия – ислам. Её принесли с собой бежавшие с Северного Кавказа булгары-бурджане. Мечеть некоторое время существовала даже в Киеве. Но, в конце концов, булгары-мусульмане из Кара-Булгара мигрировали к своим родственникам на Волгу.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного
  К началу 10 века Волжская Булгария, присоединив к своему государству многие территории по обеим сторонам Волги и на Урале, превратилась в мощную державу, с которой вынуждены были считаться Хазария и Кара-Булгар, трансформировавшийся в Киевскую Русь.

В тридцатых годах 9 века новый каган Хазарии Урус нанял варягов и печенегов, которые помогли ему восстановить мощь державы. После смерти Светогора в 855 году между его сыновьями мусульманином Джилки и язычником Лачыном (Соколом) начались раздоры. Хазары этим воспользовались.

Их ставленник Аскольд захватил Северо-Восточную Русь и убил Вадима. Сына Вадима Дира хазары признали князем Киева, зависимым от них. Лачыну отошли земли на левобережье Днепра. А Джилки вместе с булгарами-мусульманами мигрировал в Волжскую Булгарию. Таким образом, в Киеве и в Северо-Восточной Руси стали править варяги (Аскольд и Дир). А ханы (балтавары) из династии Дуло управляли Волжской Булгарией и левобережьем Днепра.

В 882 году Олег объединил Киев, Северо-Восточную Русь и левобережье Днепра. Тем не менее, воспитанный варягами Игорь (сменивший Олега), был родом из династии Дуло, так как являлся Лачыну сыном.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Подвластная Волжской Булгарии территория в середине 10 века охватывала земли от Ростова на западе до Урала на востоке. От Ледовитого океана на севере до Саратова на юге. В это же время начинается колонизация Сибири, где между Нижней Обью и Уралом возникают две булгарские провинции Ура и Байгул.

Дальнейшая история Волжской Булгарии тесно связана с соседним русским государством (государствами в период княжеской раздробленности). В истории взаимоотношения этих соседей были периоды и долгих непримиримых войн, и мирного сосуществования, и даже союзнических отношений.

Так во времена Святослава Игоревича Волжская Булгария и Киевская Русь выступали единым фронтом против Хазарии. Но все же чаще всего эти два мощных государственных образования в Восточной Европе противостояли друг другу. И это понятно, столкновение двух сильных соседей, каждый из которых претендовал на гегемонию, было просто неизбежным. Основной торговый путь из Европы на восток в раннем средневековье проходил через территории этих двух государств. Доходы он приносил просто фантастические. Оба государства не раз пытались узурпировать контроль над этими торговыми путями.

Когда русские, в отместку за то, что булгары запретили им проплывать в Каспийское море, закрыли для булгарских купцов путь в Европу через Новгород и Ладогу, большое развитие у булгар получила северная торговля в обход Скандинавии по Северному Ледовитому океану.

Вот что пишет Мохаммед-Амин по этому поводу в своем труде «Праведный путь, или благочестивые деяния булгарских шейхов»: «А путь от Идели в Бийсу и дальше в Садум был очень тяжел и опасен… Кроме этого разбойники подстерегали отважных путников повсюду и даже нападали на Бий­су. Но выручка от булгарских товаров в Садуме и фарангских - в Булгаре была столь велика, что с лихвой покрывала путевые» (310).

Государствами правили династии, имеющие родственные отношения. Это тоже создавало многочисленные предлоги для вмешательства в дела друг друга. Переходы дворянских сословий из Булгара на Русь и наоборот были не менее редкими, чем во времена русско-литовского противостояния.

Пример самого Гази-Бараджа в этом отношении весьма показателен. Он в молодости попал в русский плен и долгие годы жил в Суздале, где женился на дочери князя Константина Всеволодовича - Ольге. После того, как Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович на месте булгарской крепости Джун-Кала (Дунай-крепость была построена сыном Дира Дунаем) построил Нижний Новгород, Гази-Барадж стал первым воеводой этого города.

Вполне возможно, что мусульманин Гази-Барадж в это время даже принял православие. По крайней мере, когда при поддержке Юрия Всеволодовича в 1235 году Гази-Барадж первый раз взошел на трон Волжской Булгарии, его всюду сопровождал поп. Именно под предлогом его «тайного христианства» в Булгаре поднялось восстание, в результате которого Гази-Барадж вновь убежал на Русь.

Хорошей иллюстрацией подобных процессов является также судьба князя Юрия, сына Андрея Боголюбского. После того как Юрий развелся с грузинской княжной Тамарой, после долгих скитаний он поселился в Булгаре и получил в свой удел земли на реке Шешме, где он построил город Табыл-Катау (Тбилиси). А его сын Аблас был булгарским улугбеком Саркела (Хина, Белой Вежи). И примеров таких переходов из Волжской Булгарии на Русь и обратно было множество.

Почему я об этом говорю? Да потому, что именно бегство в Волжскую Булгарию некоторых исторических лиц 12 века, малоизвестных современной российской историографии, привели к появлению в Сибири чалдонов и самаров. В судьбе чалдонов, булгары сыграли одну из важнейших краеугольных ролей. Столетиями они жили под их управлением и влиянием. Именно под булгарским протекторатом осуществлялось переселение чалдонов и самаров из Восточной Европы в Сибирь.

==========================

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Прежде чем я перейду к следующей главе своего повествования, хочу сделать некоторые добавления к данной теме.

Так, я обещал объяснить, почему Гази-Барадж, рассказывая об изгнании киммерийцев скифами, называет последних булгарами. Здесь нет ничего удивительного. Ведь относительно того времени, когда скифы-сколоты (ас-колы) жили на Араксе, а булгары поселились в Месопотамии, оба эти племени были близкими родственниками, объединенными общим именем - самары. К тому же, называя скифов булгарами, древние авторы, на сведения которых опирался Гази-Барадж, старались подчеркнуть свои права на доминирование в Причерноморье и в Северном Кавказе.

А мы, на основании этого, уясним для себя, что булгары и русы за три тысячи лет до нашей эры были одним народом. Напомню по этому поводу ремарку древнебулгарского автора: «А от булгар, ходивших в Самар, пошли урусы, а от ширских таргизцев - мурдасы...»(311).

И ещё. По поводу языка древних булгар и смысла их этнонима давно и много спорят большие учёные. Хочу также высказать свои мысли на эту тему.

Как я говорил выше, свой язык булгары многократно меняли. Их изначальный язык - индоарийский, близкий санскриту. Думаю, что после того, как булгары несколько веков верно служили персидским царям, они перешли на индоиранский язык. А в гуннскую эпоху стали говорить на языке гуннов, либо финно-угров.

Далее, Гази-Барадж говорит, что в 5 веке булгары попали в зависимость от сабаров: «От них пошел наш язык, который персы ошибочно называют кыпчакским, ибо сами кыпчаки восприняли его у кыргызов и при этом еще изрядно испортили». Сабарский язык, автор прямо называет тюркским.

Уже во время жизни булгар в Поволжье их язык опять трансформировался. Носители сабано-тюркского языка и финно-угорских наречий были вытеснены с территории центральных районов Волжской Булгарии и Башкирии на север. В частности, вариант сабано-тюркского языка закрепился на территории Чувашии.

Автохтонным народом здесь были ары, народ не выясненного происхождения. Хотя я думаю, что, судя по названию, это индоарийские племена, переселившиеся в древности по тем или иным причинам из степей в леса. Булгары ассимилировали их. Этноним «чуваши» ары получили уже в 15-16 веке, когда основная масса этого народа была переведена в сословие субашей.

Субашами, могли стать только мусульмане, они платили меньшие налоги и облагались меньшими повинностями. В центральных же районах Волжской Булгарии со временем восторжествовали тюркские языки кыпчакской группы. В летописи «Гази-Бараджа» есть много мест, где упоминается о том, что начиная со второй половины 10 века, территория Волжской Булгарии подвергалась неоднократному массовому заселению кыпчаками. Один из таких моментов булгарской истории автор даже называет «тюркменским потопом».

Да и дальнейшая история постоянного давления на Волжские народы восточных кочевников (например, во времена правления Чингизидов) давала повод для распространения на этой территории тюркских языков кыпчакской группы. Поэтому можно констатировать, что булгары со временем изменялись не только внешне, превращаясь из индоевропейского племени в угорское, а затем и в тюркское, но и язык их за это время менялся неоднократно.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Две версии есть у меня по поводу возникновения этнонима «булгары». Но сначала воспроизведу версию о происхождении данного названия, которую поведал нам сеид Гали в своем «Хон китабы»: «Свободные самарцы называли себя словом "бал" или "бул", означавшим "господин". Людей сословия воинов, набиравшихся из скотоводов, называли "булгар", то есть "господин-воин", так как "гар" означало "воин" и "богатырь"»(312).

По словам сеида Гали, булгары с древности были кочевыми племенами, основным занятием которых помимо скотоводства была война. Именно поэтому их называли булгарами. То есть появление их имени аналогично появлению славянского этнонима «варяги» (от термина, изначально обозначавшего сословие воинов).

Арабский путешественник и писатель Ал-Гарнати опубликовал в своем «Муриб Ан Ба'Д Аджаиб Ал - Магриб» со ссылкой на булгарского сеида Якуба, написавшего в конце 11 века недошедшую до нас «Историю Булгара», другой вариант происхождения этнонима «булгары»: «А ученый у них называется балар, поэтому назвали эту страну «Балар», смысл этого - «ученый человек», и арабизировали это, и стали говорить «Булгар»(313).

Как видите, даже у древних булгарских авторов нет единого мнения о происхождении своего имени.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

А теперь - собственные гипотезы происхождения этнонима «булгары». Первая, от уже упоминаемого мной булгарского слова бул (бал) - свободный. Где «гар» означает вовсе не «воин», а «горец». Почему «горец»? Я уже говорил о том, что слово «гор» («гур») в древнебулгарском языке (индоарийском) означало гору. Почему? Это следует из древнебулгарских летописей.

Везде, рассказывая о древних событиях, связанных с булгарами и их предками самарами, древнебулгарские авторы подчеркивали, что народы эти поклонялись горам. Не буду голословен, приведу несколько выдержек. Сеид Якуб в своем «Кади китабы», ссылаясь на «Хазар тарихы» Макаиля Башту, рассказывая о происхождении булгар от синдийцев, писал:

«Они не потерпели того, что остальные синдийцы стали придавать каменным изваяниям верховного синдийского божества - Тара или Тангра - кощунственный вид простого человека, а не остроконечной каменной горы Самар с гладкими ровными склонами, и вернулись из Синда на прежнее место жительства - на реку Самар у горы Самар». А также: «А переселенцы из Иделя, ушедшие дальше всех на запад, назывались булгарами... На новом месте они возвели, первым делом, огромную гору в честь Тара и назвали ее и свою страну – Самар».

И еще: «А внутри этой и других гор Самар они делали пещеру, где клали умерших людей. И если умирал муж, то жену его живой замуровывали в пещере с ним, а если умирала жена, выигравшая у мужа свадебный поединок, то вместе с ее телом живьем замуровывали в пещере ее мужа».

Ему вторит сеид Гали: «Его погребли в семиэтажной башне-усыпальнице. Усыпальницы-башни других правителей и знатных жителей самарцы называли в память о Маре "Май-юлы" ("Путь [праведного] Мара [на небо]"), так как хотели, чтобы Всевышний даровал им такие же посмертные милости. А бедные, не могущие построить усыпальниц, погребали в горных пещерах. Потом, когда булгары ушли в степи, погребальные пещеры стали выкапывать в земле... Кроме этого; самарцы делали Молитвенные башни или "Джок Йорты". У этих зданий было три или семь этажей... Кроме этого самарцы поклонялись и горам с гладкосторонними вершинами и уступчатыми подножиями, так как верили, что на них происходят явления Всевышнего. Эти священные горы назывались Самар, и это имя самарцы дали своему государству»(314).

Заметили полное сходство с обрядами захоронения древних индоевропейцев? Все правильно, предки булгар были в их числе. А теперь вдумайтесь, почему скифы делали курганы на могилах похороненных сородичей? Да потому, что они все были «горцами». Нет, не потому, что они когда-то жили в горах. Все дело в религии. Как известно, древние индоевропейцы поклонялись солнцу. Быть ближе к солнцу (Ярилу) было почетно. Именно поэтому они устраивали религиозные обряды на горах, холмах и речных утесах.

Когда индоевропейцы стали кочевниками и перебрались в степи для отправления обрядов они стали делать насыпные холмы. До нашего времени сохранились десятки тысяч скифских курганов. Чем выше было прижизненное положение покойника в обществе, тем выше курган насыпали при его захоронении. Чтобы быть ближе к богу, чтобы бог смог заметить и снизойти на него. После смерти на вершине этого кургана совершали религиозные обряды (тризну) для того, чтобы передать душу умершего в руки «господу». Такие высокие места булгары называли самарами. В славянском языке это слово сохранилось как «яр» - высокое чистое место для совершения обрядов, посвященных богу солнца - Ярилу. Известно, что одно из имен всех древних кочевников-индоевропейцев (и индоарийцев, и германцев) - арии. Этот этноним можно воспринимать, как «люди, поклоняющиеся Ярилу», так и «люди, строящие яры».

Другими словами арии, как и самары, были «горцами», что нашло отражение в некоторых племенных славянских названиях. Например, хорваты - «горбаты» (горцы). Или вы думаете, что это имя появилось только потому, что хорваты живут на Балканах, где много гор? Нет, все не так. Балканские хорваты в древности назывались красными хорватами (южными). Они единственные донесли до наших дней свое племенное имя. А белые (восточные) хорваты, проживавшие на территории современной Белоруссии (где, заметьте, горы не наблюдаются) и в Карпатах, а также черные (западные) хорваты, жившие в Моравии и Словакии, свои имена потеряли, растворившись среди других славянских племен.

Другими словами, этноним «булгары» состоял из слов «бул» («бол») - вольный (сословие вольных людей, обязанных состоять в армии племени) и «гар» («гор», «угыр», «угур»; пример, утигуры), что означало «горец», как синоним слова «яр» - гора. Булгар - «вольный арий», либо «воин арий».

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Изложу для наглядности еще одну свою теорию по поводу происхождения этнонима «булгары». Ей уже больше тридцати лет. Раньше мне казалось, что она поддерживается увесистыми аргументами. Теперь я вижу, что ошибался. Что ж, история, как и всякая другая наука развивается. Появляются новые летописные и археологические данные, новые способы выявления истины. К примеру, генетические исследования, способны перевернуть многие устоявшиеся постулаты.

Долгие годы я считал, что свой этноним булгары получили по имени реки Волги. Так этот народ, как мне казалось, назвали славяне из-за того, что булгары долгое время жили за Волгой. И булгарами (по этой моей теории) славяне называли не только этнических булгар, но и все племена, жившие в Заволжье и подчиненные гуннам. Так рассуждать мне позволяло несколько факторов.

Во-первых, Волгу Волгой называли только славяне, булгары называли ее Агиделью, фино-угры Аттиль, хазары Итиль. Есть обратное мнение, что сама река получила данное название по имени булгар. Это маловероятно, так как обычно гидронимы имеют несравненно более давнюю историю, чем этнонимы. Я не знаю в истории ни одного случая, чтобы река называлась по имени народа, населяющего ее берега. Вот обратных примеров сколько угодно: бужане и полочане, согласно ПВЛ, получили свое название именно так.

К тому же на Северо-востоке Руси есть множество рек имеющих окончание на «га». Подобное словообразование имеют реки: Молога, Пуйга, Свияга, Бурга, Вага и т.д. Не могу с уверенностью сказать, что этимология подобных названий связана со славянским словом влага. Хотя не знаю финно-угорских или тюркских этимологий, способных с достаточной долей логики объяснить эти названия.

Почему? Да потому, что все неславянские этимологии подобных гидронимов не имеют систематизированного построения. Нет таких финно-угорских, либо тюркских слов, которые доходчиво объяснили бы, почему все эти гидронимы заканчиваются на «га». Все угорские и тюркские этимологии приведенных мной гидронимов, крайне индивидуальны, тогда как, даже не специалисту видно, что словообразование их имеет закономерную систему.

Другими словами, ясно, что на «га» они оканчиваются не случайно. К примеру, название реки Свияга объясняют на основе тюркского «су» - вода и «ага» - течь. Но известно, что в тюркском языке для обозначения реки традиционно используется только «су» и нигде не используется «ага». Причем «су» традиционно ставится в конце словообразования. Пример: река Кой-су.

Ну, если даже принять, что в данном регионе для законов тюркского языка были введены исключения, то придется признать, что во всех других водоёмах, оканчивающихся на «га» (Мга, Радуга, Ладога и т.д.), течет не вода, а что-то другое. Такой же темный лес в финно-угорских вариантах этимологий.

Во-вторых, в Северо-Восточной Руси отмечено активное употребление имен Вольга как у женского, так и у мужского населения. Это слово могло означать, то же самое, что означали названия славянских городов Волин (Волынь) и Вильно (Вильнюс) – вольный, свободный. То есть названию Волги можно дать этимологию на основе славянских слов «вольный» и «влага». Другими словами Волга - это «вольная река».

В-третьих, в Европе, в первых сообщениях о булгарах, их имя писалось как, «volgari» - волгари. Данный вариант написания булгарского этнонима использовался и позднее. В частности Баварский географ, живший в 9 веке, записал булгар в таком виде: «Vulgarii».

В-четвертых, славяне, вечно путались из-за букв «б» и «в». Поэтому только славяне сами, назвав болгаров «волгарями» в конце концов, могли переделать их в «болгари» или «булгари». Это имя, разнесенное славянами по всей Европе, стало этническим. Подобных примеров, когда народ получал свой этноним, через чужое восприятие, в истории предостаточно.

Взять, хотя бы тех же самых, волжских булгар, которых теперь мы официально называем татарами. Не татары они вовсе. И никогда ими не были. И категорически всегда выступали против этого имени. Но этим именем, следуя завету Чингисхана, назвал их хан Батый. В «Гази-Барадж тарихы» сказано, что так монголы называли все завоеванные и присоединенные к своей империи народы в честь некогда оказавшего им серьезное сопротивление племени. Хотя племя это к середине 13 века уже безвозвратно сгинуло.

В эту мою концепцию получения имени народа, через гидронимы, хорошо вписывались и авары, близкородственный булгарам народ. Я считал, что авары – это те же самые гунны, только получившие свое имя не от славян, а от готов. Дело в том, что одну из больших восточнославянских рек, готы называли «Вар». Некоторые ученые полагают, что так они называли Днепр, другие, Днестр, третьи - Волгу. Поэтому, вполне возможно, что авары получили свое имя от готов по тому же принципу, что булгары от славян. По имени реки, на берегах которой они обитали. Т.е. авары – это те же булгары, только на готском языке. Другими словами – это готская калька славянских «волгарей».

У Иордана так называют Днепр - (§ 26). У Константина Порфирородного наряду с названием ο Δάναπρις, встречающимся многократно (De adm. imp. 8, 9, 37, 42), употребляется и название «Варух» (Βαρούγ),).

А приставка «а» говорит о том, что это имя одушевленное. Другими словами, я считал, что сведения о гуннах дошли до Европейских «потребителей» в трех вариантах, самостоятельно как «гунны», от славян, как «волгари» и от готов, как «авары».

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного
  И гунны, и авары, и булгары, и венгры-мадьяры сами себя именовали еще и хонами. Среди их вождей мы встречаем одни и те же имена (Курт, Боян), а также у этих народов одинаковый способ племенных названий (хунгуры, утигуры, кутригуры и т.д.). Но среди самоназваний и родовых имен мы не найдем ничего похожего ни на «волгари», ни на «авары». Все это внешние названия. К тому же, гунны, переправившись через Волгу, встретились с двумя противоборствующими народами - славянами и готами. Поэтому они могли получить эти внешние названия в двух вариантах.

Если честно сказать, в этой моей гипотезе мне и тогда не всё нравилось. Я и раньше читал работы нескольких болгарских историков, где они выводили имя своего народа от неких «булхи», зафиксированных в античные времена в Средней Азии возле гор Именон. Теперь я знаю, что готы словом «Варух» называли Днепр. Очевидно, что это готская транскрипция греческого названия этой реки (Борисфен). Булгары Днепр называли Бури-Чаем.

Да и имя «волгари» могли получить скорее варяги, заселившие Северо-Восточную Русь, чем булгары. Ведь данное название реки - «Волга», зафиксировано сначала в Северо-Восточной Руси, там, где селился народ, называемый булгарами «балынцами» (волинцами). Поэтому моя этимология Волги, в виде «вольной реки» имеет под собой реальное обоснование. Но, данное наименование перешло на всю Волгу от истоков до устья уже во времена существования Московской Руси. Т.е. через много веков после того, как булгары появились на ее берегах.

Из этого, можно сделать вывод, что всё-таки, этноним булгары, зародился ещё в глубокой древности. И "булхи", зафиксированные древними авторами возле гор Именон, являются прямыми предками булгар. Тем более, что есть все основания идентифицировать горы Именон, как горы, к которым примыкает Согдиана и Бактрия, т.е. как горы, которые древние булгары называли Самар.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Современные булгары (волжские татары) - это удивительный народ, сшивший свою культуру из лоскутков многих народов. В основе своей – индоевропейское племя воинов, которое на протяжении нескольких тысяч лет служило правителям великих держав Месопотамии, Ас-Сирии, Персии, Кавказа, Средней Азии, гуннам, аварам, сабарам и хазарам. В этногенезе булгар поучаствовали и древние индоарийцы, и арабы Месопотамии и Передней Азии, и различные кавказские народы, гунны, авары, сабары, славяне, хазары, финно-угры, печенеги, куманы и т.д.

Они за свою историю не раз меняли язык: с индоевропейского на гуннский (возможно он был финно-угорским), а затем и на тюркский. Сами булгары не раз создавали собственные могучие державы: сначала от Дуная до Волги, при Курбате; затем от Дуная до Дона и от Черного моря до Балтийского при Светогоре; от Кавказа до Белого моря и от Оки до Енисея во времена Волжской Булгарии.

Династия всех последующих булгарских балтаваров, ханов, капов и эмиров, правивших сначала в Кара-Саклане, а затем на территории Волжской Булгарии была из гуннского рода Мардуан-Дуло. К этому роду принадлежали Булюмар и Атилла. Из этого рода вели династии цари Балканской Болгарии, Венгрии и Руси.

1- Литература:

299. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.11.

300. Там же. С.12.

301. Сеид Гали. Праведный путь или благочестивые деяния булгарских шейхов. С.309.

302. Там же.С.311.

303. Там же.С.311.

304. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.14.

305. Там же.С.15.

306. Там же.С.17.

307. Там же.С.18.

308. Там же. С.21.

309. Там же. С.24.

310. Сеид Гали. Праведный путь или благочестивые деяния булгарских шейхов. С. 192.

311. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.14.

312. Сеид Гали. Праведный путь или благочестивые деяния булгарских шейхов. С.309

313. О.Г.Большаков. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати. М. 1971

314. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.11.

2- Литература:

299. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.11.

300. Там же. С.12.

301. Сеид Гали. Праведный путь или благочестивые деяния булгарских шейхов. С.309.

302. Там же.С.311.

303. Там же.С.311.

304. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.14.

305. Там же.С.15.

306. Там же.С.17.

307. Там же.С.18.

308. Там же. С.21.

309. Там же. С.24.

310. Сеид Гали. Праведный путь или благочестивые деяния булгарских шейхов. С. 192.

311. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.14.

312. Сеид Гали. Праведный путь или благочестивые деяния булгарских шейхов. С.309

313. О.Г.Большаков. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати. М. 1971

314. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.11.

http://skolo.ru/history-peoples/91-bulgary.html

Этимология слова князь

Вверх |

etnogena02.hut2.ru

X