почта etnogena02.hut2.ru

ПРЕДЫСТОРИИ РУСИ КЛИКНУТЬ
| На сайт КЛИКНУТЬ | ОГЛАВЛЕНИЕ КЛИКНУТЬ | На весь экран | Почта |

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Terra incognita – Русь :::: 5. Этимология слова *князь*

Трусов С.В.

Гунны, Часть 1

.

Сейчас практически никто не сомневается, что собственно гунны, являются народом хунну, подробно описанным древнекитайскими хроникерами. Большинство ученых сходится в том, что этот народ явился прародителем всех современных тюркских народов. Но есть одно «но».

Гунны, ворвавшиеся в Европу в 4 веке, не представляли собой народ «хунну», как таковой. Они были его маленьким айсбергом, давным-давно отколовшимся от гигантского этнического ледника. Об этом мы узнаём все в той же древнебулгарской летописи «Гази-Барадж тарихы».

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного
  Согласно этой летописи, булгары и гунны (хоны) являются родственными народами и имеют общие истоки. Тем не менее, если вникнуть и разобраться в некоторых противоречивых сведениях о гуннах и булгарах, изложенных в «Гази-Барадж тарихы» и «Хон китабы» сеида Гали, можно понять, что до начала нашей эры булгары и хоны (гунны) имели разную историю. Тем не менее, свою родословную булгарские балтавары выводили именно из гуннской истории.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного
  Общее героическое прошлое времен Великого переселения народов, постепенный генезис этих двух народов и генеалогическое древо общих правителей, уходящее корнями в гуннскую почву, являлись предпосылками для преподнесения гуннской истории, как части истории булгар.

Что ж, Атилла для булгар означал то же самое, что Цезарь для многих европейских народов. Последние выводили генеалогические древа своих правителей от великого римлянина, поэтому нет ничего странного в том, что и булгары считали своими великими предками именно гуннских вождей. Кроме того, балтавары булгар были прямыми кровными потомками именно Атиллы. История происхождения булгар, как народа описана летописцами «Джагфар тарихы» скудно. А вот истории происхождения гуннов ими уделено достаточно времени.

В начале летописи Гази-Бараджа записано: « Начало наших начал - в племенах имэн и синд»(283). Таким образом, Гази-Барадж настаивает на том, что история булгар связана как с индоарийцами (синдами), так и с гуннами (имэнцами). Название племени «синд» не требует толкования. Оно и сейчас на слуху, чего не скажешь о таинственном народе «имэн». Напомню вкратце историю этого народа, рассказанную нам сеидом Гали и Гази-Бараджем. Гали пишет, что в древности имэнцы «проживали в Большом и Малом Руме». Большим Румом булгарские летописцы называли Переднюю Азию, а Малым Румом Восточное Средиземноморье, включая Грецию и Малую Азию. Такое расселение имэнцев полностью соответствует распространению носителей гаплогруппы J2

Рис.1. Карта распространения носителей гаплогруппы J2

Напомню (см. статью «История индоевропейцев по сведениям древнебулгарских летописей»), что примерно 3,5 тысячи лет назад имэнцев, проживающих в Месопотамии, разбили арабы. Часть данных имэнцев, пройдя полуостров Малую Азию, Балканы и Северное Причерноморье, ушла в Китай. Я предположил, что основу данного народа, совершившего столь долгую и трудную миграцию, составляли не земледельцы-имэнцы, а состоящие у них на военной службе кочевники-тормэны (носители гаплогруппы R1 b).

Служба эта при развитых имэнских государствах, по свидетельству сеида Гали, продолжалась не одну сотню лет. За это время часть тормэнов вполне могла примерить этноним «имэнцы» на себя. Причиной тому могли стать и ассимиляционные процессы, и династическое перерождение тормэнских князей. Довольно высокий процент носителей гаплогруппы R1b в степных районах Азии, протянувшихся от озера Балхаш до Тихого океана, подтверждает мои предположения.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного
  Например, у некоторых групп уйгуров Северо-Западного Китая он достигает 20%(284). А след, оставленный «имэнской» гаплогруппой в Восточной Азии незначительный. Сеид Гали пишет, что ещё задолго до прихода имэнцев в Северный Китай, туда ушла часть индоевропейцев тормэнов (тюрков). Переселились эти племена из Северного Прикаспия, поэтому к дальнейшей истории взаимоотношения своих южных родственников тормэнов и имэнцев в Передней Азии и в Восточном Средиземноморье они не имели отношения.

Данные тюрки долгое время жили на территориях Северного Китая изолированно от других индоевропейских народов. Ко времени прихода имэнцев, они уже были достаточно ассимилированы окружающими их народами восточных рас. Именно поэтому Гази-Барадж их называет «кытайскими тюрками», чтобы отличить от тюрков-индоевропейцев.

По моим представлениям индоевропейский язык «кытайских тюрков» за долгие и долгие века проживания в иноязычном окружении трансформировался и стал праязыком современных тюркских народов. На эту мысль наталкивает вся последующая история кочевых цивилизаций.

Но пока вернёмся к истории имэнцев, которые стали называть себя на новом месте гуннами (хонами в булгарских летописях). Гази-Барадж пишет, что имэнцы поселились на севере Китая, где смогли подчинить себе окрестные племена «кытайских тюрков». Переезжая от одного племени к другому, имэнцы кормились у них и забирали себе все, что им нравилось. Имэнцы брали маленьких девочек «кытайских тюрков» и воспитывали их у себя в собственных традициях.

Далее Гази-Барадж пишет: «Для жизни среди тюрков имэнцам пришлось изучить их язык... Когда девочки подросли, имэнцы, воспитавшие их по-своему, взяли их в жены и назвали себя и своих потомков хонами» (285). Другими словами этногенез пришлых имэнцев и местных тюрков привёл к возникновению народа, говорившего на языке «кытайских тюрков» и известного впоследствии как гунны.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Возможно, что имэнцы стали называться хонами (гуннами) по названию гор, упомянутых булгарскими авторами, возле которых они обитали. Если проанализировать всю информацию о гуннах, известную нам от китайских и булгарских летописцев, то за горы Хон можно принять горный массив Большой Хинган.

К примеру, Гази-Барадж упоминает реку Амул, которую можно идентифицировать как Амур. В некоторых других местах булгарских летописей за горы Хон можно принять вообще всю горную цепь, протянувшуюся от Алтая до Хингана.

Гази-Барадж рассказывает, что со временем гунны стали нападать на Хин (Китай):

«Опасаясь мятежей, Иджик забрал к себе всех тюркских оружейников, одел в железные доспехи своих людей и их лошадей и запретил кытаям иметь боевое оружие и носить кольчуги. Отъявленных смутьянов из этого племени он велел бросать в набеги на Хин, дабы они били хинцев вместо хонов...

При потомке Иджика Тигане, прозванном за многочисленные победы над хинцами Хин-Батыром, стесненный хинский царь послал своих людей к кытайским тюркам и велел им передать:

"Когда ваши предки жили под нашей властью, вы почти не ощущали ее тягости. Теперь вами жестоко правит малочисленный народ хонов, а вы, вместо того, чтобы помочь нам в борьбе с ними, воюете за них против нас. Умны ли вы? Уничтожьте же хонов - и вновь вернитесь под нашу благостную власть!

Услышав призыв царя Хина, кытаи ночью напали на ставку Хин-Батыра и перебили всех бывших в ней хонов. Жена Хин-Батыра успела бросить своего сына в реку Дуло в большом котле и тут же была окружена врагами. Ей отрубили руки и ноги, и она умерла в мучениях. Микаиль Башту в "Шан кызы дастаны" рассказывает, что олень, пришедший на водопой, выловил котел своими рогами и отнес мальчика в Семиречье. Там его приютил и вырастил царь масгутов Map. Он получил имя Газан, женился на дочери Мара, а род свой Дуло стал называть и Мардуан-Дуло»(286).

Хочу отметить, что в «Именнике болгарских ханов», самом древнем документе Болгарии, династия правителей болгар также называется Дуло (287). Напомню, что часть подвластных гуннам и булгарам славян получила название «дулебы» и «мурдасы», что можно связать с данным династическим именем.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Семиречье, это район в Восточном Туркестане (Восточный Казахстан и северный Киргизстан), место традиционного обитания индоевропейских кочевых племен, в частности, массагетов. За реку Дуло, можно признать Черный Иртыш, который попадает в долины Семиречья с востока. Массагеты, переселились в эти места из Туркмении во 2-1 тысячелетии до нашей эры. Это племя индоевропейских тюрков (носителей гаплогруппы R1 b). Став во главе местных масгутов (массагетов), Газан совершил походы на восток, подчинив себе часть хонов, по-прежнему проживавших на севере Китая.

Государство Газана и его потомков, можно связать с племенами усуней, известных по китайским хроникам. Обитали усуни в начале нашей эры как раз от верхнего течения Хуанхэ до Семиречья и от Монголии до Тибета. Причём, в 1 веке до н.э. их центр был в Илийской долине Семиречья и на берегах озера Иссык-Куль, как раз в тех местах, где Газана приютили масгуты Мара. Затем, согласно китайским хроникам, они стали воевать со своими восточными соседями – гуннами и перенесли центр своего государства на восток. Китайские историки описывали усуней, как европеоидных кочевников. Все правильно, по летописи Гази-Бараджа, основу этого народа составляли индоевропейские племена масгутов (массагетов).

События эти происходили в 1 веке до н.э.. Данными восточными хонами, с которыми воевал Газан, в то время руководил эпический вождь Хазар. Последующие 400 лет, согласно этой древнебулгарской летописи, западные хоны прожили в подчинении у масгутов, которые были на привилегированном положении у правителей рода Дуло.

Наконец при правлении Джилки, большая часть хонов не выдержала притеснений масгутов и присоединилась к усилившимся восточным хонам, которыми руководил потомок Хазара Дугар. После этого Дугар разгромил масгутов Джилки (которых стали звать баджанаками) и подчинил себе все окрестные народы: канглов, киргизов, сабанов, куманов, башкортов.

Джилка через некоторое время поднял восстание, но был разгромлен и убит. А его сын Булюмар вместе с верными масгутами и хонами бежал на запад. По пути от него отстала большая часть масгутов. Изгнанный отовсюду, Булюмар поселился в землях башкортов (финно-угров), «которые приютили хонов и получили от них название «сэбэрцы», что означало по словам Гази-Бараджа - «союзники». А тюрки называли их «уграми».

Дугар и здесь попытался достать беглецов, и те вынуждены были откочевать еще дальше на запад к рекам Кама и Волга. Здесь было государство, которое на землях мурдасов (индоарийских автохтонов данных мест) организовали финно-угры и гунны, мигрировавшие сюда из Забайкалья.

Согласно «Гази-Барадж тарихы» в 1 веке до н.э. после разгрома ставки Хин-Батыра кытаями, остатки гуннов разбежались в разные стороны. Подвластные гуннам финно-угры (мадьяры или хоты, называемые в летописи также башкортами и сэбэрцами), захватили сибирские степи и лесостепи, перемешавшись с остатками индоевропейских племен - сабирами (сербами, откуда и название «сэбэрцы», правильно интерпритируемое булгарским летописцем как «союзники»).

А гуннский военачальник Хин-Батыра, которого звали Кама-Батыр, смог добраться до Урала и Волги в среднем ее течении. Здесь он создал государство из проживающих в этих местах славян-мурдасов и пришедших вместе с Хин-Батыром финно-угров. Мурдасы к этому времени перешли к земледелию. Основная часть финно-угров (хотов) поселилась в районе современной Башкирии. Те хоты, которые поселились в районе реки Самары, впадающей в Волгу, смешались с мурдасами, переняли земледелие и прозвались утигами. В этом государстве хотов и славян утиги занимали привилегированное положение.

В середине 4 века после смерти последнего утигского правителя Джокэ-Утига его сыновья перессорились. В результате власть подобрал Булюмар.

Возможно, Булюмар захватил власть, воспользовавшись династическими правами своих гуннских предков, ведь он был прямым потомком гуннской династии Дуло.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Булюмар правил на берегах Камы и Волги, по словам Гази-Бараджа, 30 лет. До тех пор, пока в эти места не пришла засуха и бескормица (вечно голодающее Поволжье). Булюмар, спасая народ от голодной смерти, переправился через Агидель (Волгу), «называемую башкортами Атилем - в честь масгутского героя Атилле или Атилькуша. Здешние кара-масгуты, которых называли также сакланами, попытались воспрепятствовать этому, но были разбиты…» (288).

В это время, благодаря интригам и стараниям Рима, рухнула Русколань. На ее обломках самостоятельно жили аланы, восточные готы, русы, галичане, славяне и западные готы. Желая отомстить галичанам и готам за разгром своего государства, за казнь Божа и семидесяти старейшин «…сакланы-урусы подчиняются хонам и склоняют Булюмара к нападению на галиджийцев» (289).

Булюмар поодиночке покорил все эти народы. Те, кто не захотел покоряться гуннам, бежали на Запад, сминая неустойчивые границы обеих Римских империй. Так началась эпоха гуннского нашествия на Европу.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Что нам дает история рассказанная Гази-Бараджем?

Во-первых, мы видим, что народ, известный в Европе под названием гунны, уже изначально не являлся этнически однородным. В его состав входили хоны (народ, получившийся в результате этногенеза имэнцев и тюрков), масгуты (индоевропейские племена «тормэнов»), башкорты (сорбы-сербийцы, смешавшиеся с финно-уграми), утиги, мурдасы и некоторые другие народы.

Во-вторых, эта история напрямую связана с историей России. Мы видим, что территория к западу от Волги, была подчинена кара-масгутам (в отличие от общего восприятия тюркского «кара», как черный, темный, булгары употребляли данное слово в этнонимах и топонимах в значении «западный», т.к. запад на небе утром черный - «кара», а восток белый - «ак»), называемыми еще сакланами (соколовянами-славянами) и этой территорией руководил бий (князь).

Масгутами булгары часто называли не только собственно массагетов, но и сарматов, так как часть среднеазиатских сарматов со временем в культурном плане значительно сблизилась со своими соседями массагетами и саками, а кроме того вообще под этим именем обобщали всех индоевропейских кочевников, так же как греки всех из называли скифами.

Интересно, что сведения Гази-Бараджа о вторжении гуннов Булюмара из-за Волги нашли отражение и в русских летописях. А некоторые лингвистические и прочие данные позволяют говорить о присутствии славянского элемента в гуннском сообществе еще до того времени, как бескормица вынудила Булюмара к переселению на Запад.

К таким данным, во-первых, относится само имя Булюмар (в западных хрониках Баламир, Баламбер). Этим именем (Булюмар, Булымер) булгары называли славянских князей, носивших имя Владимир. Сравните булгарские названия и имена: Булымер – город Владимир; Булымер-Карак – Владимир Мономах. Конечно, в те времена правители многонациональных объединений зачастую имели несколько имен (по типу русских князей времен перехода из язычества в христианство). Может, и Булюмар имел одновременно и хонское, и башкортское, и славянское имя. Но в любом случае придется признать, что на восточном берегу Волги во времена Булюмара присутствовал славянский этнос, называвший гуннского правителя славянским именем Булюмар (если конечно, это не было его именем от роду).

Кстати, правнук Булюмара, известный всему миру как Аттила, имел и второе имя. Согласно «Гази-Барадж тарихы» ульчийцы (славяне) называли его Мстислав (Мышдаулы в булгарском переводно-переосмысленном варианте). Но в данном случае автор прямо указывает на то, что так его звали именно славяне, которых в армии Атиллы было предостаточно. Кстати, само имя «Атилла», по утверждению Гази-Бараджа, являлось масгутским (индоевропейским). Так звали одного из потомков Таргитая, мифического прародителя скифов-сакланов и киммерийцев.

Во-вторых, в приведенном отрывке летописи мы видим, что гунны называли башкортов сэбэрцами. Гази-Барадж поясняет, что это название переводится, как «союзники». В летописи напрямую сказано, что башкорты являлись смесью масгутов и урмийцев и говорили на урмийском языке. Но тогда выходит, что кто-то в окружении Булюмара (если не он сам) говорил на славянском языке, предложив таким именем звать башкортов. Потому что этимология сэбэрцев, как «союзников», возможна только на славянском языке.

Народ под именем сабиры (индоарийцы савроматы: савиры, сибиры, сербы, сорбы и т.д.) известен с античных времен. Он обитал от Дона и до Алтая. Отсюда название Сибири. Это был самый северный народ из всех индоевропейских кочевников обитающих в степях юга Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии. Я уже указывал на то, что от названия данного племени (савры, савроматы) произошёл термин, обозначавший сторону света – север. Скорее всего, данное слово принесли из Средней Азии в Европу сарматы. В этих местах (в Западной Сибири) Булюмар и встретил башкортов-сэбэрцев, которые «приютили хонов».

То, что это имя сохранилось до наших дней (Сибирь), а во времена Гази-Бараджа по-прежнему имело правильное славянское толкование (союзники, словом "сябры" во многих славянских языках до сих пор называют союзников-собратьев; сербы - это те же сябры, здесь имеет место метатеза "б" и "р"), говорит о преемственности народов, проживающих на данных территориях (значит, это имя передавалось из поколения в поколение без перерывов).

В Средневековье народ под названием собры, сорбы, сербы был известен и на Балканах, и на территории современной Германии (армия Карла Великого в 782 году попала в засаду устроенную сорбами у горы Зунталь на берегу реки Везер, а это уже гораздо ближе к Голландии, чем к Берлину), и в степях Причерноморья, и на территории современной Белоруссии (сербы и белые хорваты), и на Северном Кавказе (в частности среди чеченских родов известны «сербы», а также поговорки связанные с сербами).

Средневековое славянское племя северян, упоминаемое в ПВЛ и в других древнерусских летописях, есть не что иное, как те же самые сябры, сербы, савиры, сибиры, северы.

В-третьих, Гази-Барадж, в связи с исходом народов во главе с Булюмаром из-за Волги на Запад, приводит легенду, знакомую нам по ПВЛ. Вот этот отрывок: «Булюмбар назвал Атиль Бакилем или Буляром и правил здесь тридцать лет. Он правил бы Буляром и дольше, но наступила страшная зима, а вслед за ней - бескормица. Погиб почти весь скот и многие люди. Желая предотвратить гибель всего народа, Булюмбар повел людей дальше на запад. В свои телеги хоны запрягали женщин мурдасов, ибо распространился слух, что именно они своим волхвованием вызвали вначале суровую зиму, а потом – засуху».

В Повести Временных Лет мы читаем аналогичную легенду о злых аварах, запрягавших дулебских женщин в телеги. Так как авары были народом, родственным хонам, то вполне возможно, что Нестор, имея на руках первоисточник, просто перепутал время, перенеся события на пару веков вперед.

Дулебы, согласно ПВЛ, славяне, проживающие на территории современной Волыни и в Карпатах. По «Гази-Барадж тарихы» дулебы - это славянские племена, объединенные булгарским предводителем Самбатом и названные так по имени рода Самбата – Дуло.

Мурдасы присутствуют на страницах «Гази-Барадж тарихы» повсеместно. Гази-Барадж на протяжении всего изложения летописи называет мурдасов родственниками ульчийцам (славянам-уличам), анчийцам (украинцам) и урусам (русским). Происхождение имени – мурдасы аналогично происхождению имени дулебы. Так называли восточных славян, пришедших с Булюмаром из-за Волги.

Так как род Булюмара назывался Мардан-Дуло, то и возникло два варианта названия одного и того же народа: дулебы и мурдасы. Поэтому дулебы, проживающие в Карпатах и Паннонии - это славяне Поволжья (то же, что и мурдасы), которые переселились в Центральную Европу во времена нашествия гуннов (4-5 века).

.

Кстати византийский историк и царедворец Прокопий Кесарийский (между 490 и 507 — после 562) неоднократно в своих произведениях прямо называет гуннов массагетами. Пример: «Эган был родом из массагетов, которых теперь называют гуннами» (445).

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

В Европу гунны пришли не моноэтничным народом, а союзом разноэтничных племен.

Многие раннесредневековые авторы описывали гуннов, как диких кочевников. Но большинство из них прямо подчеркивало, что гунны представляли собой объединение разных народов.

Вот что писал по этому поводу римский посол к гуннскому царю Аттиле Приск Панийский: «Поскольку дружина у них состоит из различных варварских народов, то и дружинники, кроме своего варварского языка, перенимают друг от друга и гуннскую, и готскую, и италийскую речь. Италийскую - от частого общения с Римом…»(290).

Кроме этого Приск рассказывал про мед и квас, которыми его угощали в армии Атиллы( .291). Также он описывает некоторые обычаи жизни гуннской элиты. Все они весьма далеки от обычаев степных ханов. Так, рассказ о поездке Атиллы к жёнам, вводит нас в атмосферу русских теремов и усадьб:

«Переехав через некоторые реки, мы прибыли в одно огромное селение, в котором был дворец Аттилы. Он был, как уверяли нас, великолепнее всех дворцов, какие имел Аттила в других местах. Он был построен из бревен и досок, искусно вытесанных, и обнесен деревянною оградою, более служащею к украшению - нежели к защите. После дома царского, самый отличный был дом Онигисиев, также с деревянною оградою; но ограда эта не была украшена башнями, как Аттилина. Недалеко от ограды была большая баня…

При въезде в селение, Аттила был встречен девами, которые шли рядами под тонкими белыми покрывалами. Под каждым из этих длинных покрывал, поддерживаемых руками стоящих по обеим сторонам женщин, было до семи или более дев; а таких рядов было очень много. Сии девы, предшествуя Аттиле, пели скифские песни. Когда Аттила был подле дома Онигисия, мимо которого проложена дорога, ведущая к царскому двору,- супруга Онигисия вышла из дому со многими служителями, из которых одни несли кушанье, а другие вино: это у скифов знак отличнейшего уважения. Она приветствовала Аттилу, и просила его вкусить того, что ему подносила в изъявление своего почтения. В угодность жены любимца своего Аттила, сидя на коне, ел кушанье из серебряного блюда высоко поднятого служителями. Вкусив вина из поднесенной ему чаши, он поехал в царский дом, который был выше других, и построен на возвышении»(292).

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Приходилось читать, что данная деревня находилась в местах проживания племён, покорённых Атиллой, и он в этих местах пользовался традиционным для них, а не для себя комфортом. Что-то в этих рассуждениях не сходится.

Во-первых, Атилла, если бы желал роскоши и комфорта поселился бы в одном из завоеванных им римских или греческих городов. Он, как мы знаем, этого не захотел. Хотя описанная выше деревянная усадьба не могла поспорить великолепием даже с заурядным пограничным римским городом. При этом данный терем «был, как уверяли нас, великолепнее всех дворцов, какие имел Аттила в других местах».

Кроме того, деревянную деревню могли иметь племена, живущие в лесах. Место, где находилась «деревня Атиллы», по заверениям Приска, была степной. Приск пишет: «Он перевез для этой постройки каменья из земли Пеонской; ибо у варваров, населяющих здешнюю страну, нет ни камня, ни леса. Материал же этот употребляется у них привозный» (293) . Из этого можно сделать вывод, что сам Атилла захотел иметь именно такой дворец. Привычный для него, а значит - удобный.

Я, конечно, далёк от мысли, что Атилла был чистокровным славянином. Нет, он был природным гуннским вождём из династии Дуло. Но вспомним, что его прадед Булюмар привёл с собой совсем небольшой отряд гуннов, угров и массагетов. Основу гуннского войска, вторгшегося в Европу, составляли волжские славяне - мурдасы, скифо-сарматы Причерноморья (индоарийцы-кочевники) и аланы Северного Кавказа (сарматы).

От Днепра и до Паннонии земли были заселены индоарийцами-земледельцами, которые естественно тоже привлекались в гуннскую армию. Предположу, что мать Атиллы была как раз из этого племени. Именно поэтому Атилла, выросший в славянской среде земледельцев, предпочитал образ жизни столь знакомый нам по образу жизни князей Киевской Руси. Вот и Приск, называя войско Атиллы скифским, отмечает: «Скифы, будучи сборищем разных народов, сверх собственного своего языка варварского, охотно употребляют язык уннов, или готфов, или же авсониев в сношениях с римлянами; но нелегко найти между ними человека, знающего эллинский язык» (294).

Авсониями греки называли римлян. Как мы видим, основное войско Атиллы состояло из скифов, которые говорили на языке, отличном от гуннского, готского, римского, либо греческого.

Археология и антропология практически не нашли в местах сражений и стоянок гуннских орд сколько-нибудь значительного присутствия народов восточной внешности и материальной культуры, присущей восточным племенам. Это говорит о том, что гунны стали просто объединителями окрестных народов, сами же в этом союзе они составляли абсолютное меньшинство.

Гунны, Часть 2

Булюмар, как и большинство кочевых владык древности, создал разноэтническое государство, державшееся на антагонизме племен, входящих в него. На жесткой, я бы даже сказал, жестокой системе подчинения. А также на строгой иерархии различных племен. Племя, которое можно было условно назвать «гуннским» - то, с которым Булюмар пришел на Волгу, было доминирующим. Но оно было только малой капелькой в море народов, входящих во вновь созданное государственное объединение. Далее к привилегированным народам этой державы относились потомки гуннов, приведенных в Поволжье Кама-Тарханом. Чуть ниже, но тоже на привилегированных условиях, находились булгары и финно-угры, в том числе утиги. Основу же армии составляли, идущие в первых рядах наступающих войск, аланы, готы и славяне (индоарийцы).

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного
  После проигранной битвы на Каталунских полях в 451 году и последовавшей в 453 году смерти Атиллы его держава, как и большинство полиэтничных империй развалилась как карточный домик. Остатки гуннов с близкими им булгарами и уграми обосновались в причерноморских степях. Со временем немногочисленные этнические гунны растворились среди своих сателлитов.

Гази-Барадж пишет, что как только остатки гуннских армий отхлынули из Западной Европы в степи Восточной Европы, с востока пришли новые полчища восточных кочевников - сабары: «Родиной сабаров было Семиречье, откуда их изгнали авары - последний осколок хонов, оставшихся было в Хине. Но эти беженцы в Саклане повели себя не лучше своих гонителей и избили многие хонские роды. Часть здешних хонов они загнали за горы Каф, где те образовали свое бекство Хонджак. Других же хонов сабары вытеснили в Джураш, где они принуждены были примкнуть к булгарам...

Мурдасы, ненавидевшие хонов, соединились с сабарами и хотели покончить с хонами и принявшими их булгарами, но Бел-Кермек породнился с беком страшных для мурдасов масгутов и спас этим свой народ от истребления... Сын Бел-Кермека - от дочери масгутского бека - Джураш по прозвищу Масгут служил то одному, то другому сабарскому беку и получил за это земли между Сулой и Джалдой... Будучи по природе добрым, он выкупил у сабаров сто хонских биев и большое количество их людей и присоединил их к булгарам под именем сюрбийцев (сербийцев)...»

Здесь: Саклан - степи Восточной Европы; горы Каф - Кавказ; бекство Хонджак - Гянджа, историческая провинция в Азербайджане; мурдасы - скифо-сарматские (славянские) племена Поволжья; масгуты - здесь, видимо, кочевые племена, наследники Русколани, аланов автор также иногда называет масгутами, либо готы; Бел-Кермек - сын Атиллы, известный ещё как Эрнак, от него пошёл род булгарских правителей; Сула - Дунай; Джалда (Ялта) - Крым; бий - родовой вождь.

Оставшиеся в северном Китае гунны вошли в состав многих кочевых восточных племён. Даже этноним «имэнцы» сохранился там, в названиях хорошо известных нам народов, таких как мэнхолы (монголы), манчжуры. Гази-Барадж пишет: «оставшиеся в Хине хоны или холы были в конце концов подчинены сербийцами и взяли их имя. Племя мэнхол и его род Тингиз или Чингиз идут от этих хонов...» (295).

Здесь: именем «сербийцы» в данном случае Гази-Барадж называет сибирских финно-угров.

Говорили они впоследствии на тюркских (монголы), либо китайских языках (маньчжуры). Но древние «тормэны» оставили след даже в языке перешедших на китайскую речь маньчжуров. Так солнце, по-английски, звучит как «sun», а по-манчжурски, «šun». Так же и человек там и там, звучит как «мэн».

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Булюмар (Баламбер) был не единственным наследником гуннского величия, который совершил поход на запад. Следом за историческим нашествием гуннов Европа испытала на себе вторжение и других племён, считающих себя наследниками данного народа.

Во-первых, это авары и хазары. Тюркские каганаты, возникшие в Восточной Азии в середине первого тысячелетия нашей эры, представляли собой государства как раз тех самых «кытайских тюрков», которые долгие века были подвластны гуннам. Данные тюрки, обитавшие несколько тысяч лет на севере от Поднебесной, к тому времени уже были значительно ассимилированы народами восточных рас. Их язык представлял собой симбиоз языка тормэнов (германская группа индоевропейских языков) с языками восточных народов. Именно поэтому в тюркских языках современные исследователи находят множественные аналогии индоевропейским языкам.

Сначала объединившиеся в каганат тюрки изгнали с востока многие осколки гуннских народов. Затем сами последовали по проторенной гуннами дороге. С этого времени начинается планомерная ассимиляция восточными тюрками индоевропейских народов Средней Азии, Казахстана, Сибири и некоторых других частей Евразии.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного
  .

Что нам даёт история гуннов для раскрытия происхождения самаров и чалдонов?

Во-первых, на территорию, на которой жили скифо-сарматские предки самаров (междуречье Дона и Днепра), во времена гуннского господства переселились некоторые булгарские племена, а также волжские мурдасы и утиги. Гази-Барадж: «Вместе с хонами ушли многие хоты и утиги, и в Кара-Булгаре дали многим рекам и местностям названия своей родины: Бозаулый, Самар, Тиганак, Орель, Агидель, Хингул и другие...»(296).

Индоеропейцы-булгары, имеющие собственную сложную историю, во времена гуннского владычества переняли язык гуннов: «Довольно скоро часть хонов составила с булгарами одно племя, которое восприняло имя булгар и тюркский язык хонов. Главными родами булгар называют ердим, бакиль или бояндур, сэбэр, агачир, харька, утиг, кимер...»(297).

Но в дальнейшем, к 8 веку основная часть причерноморских булгар перешла на славянские языки: «Сулаби правил 27 лет и умер в 727 году, оставив власть своему сыну от аварки Авару. При нем опорой булгарской власти в Кара-Булгаре, который называли и Кара-Сакланом - в отличие от хазарского Ак-Саклана - стали анчийцы. А анчийцы, как я уже отмечал, являются смесью части ульчийцев с некоторыми родами урусов и булгар, от которых унаследовали мужество. А из наших булгар в состав анчийцев вошли многие из родов ердим, сэбэр, бакиль, агачир, барын и из других, которые потом возглавили анчийские роды...»

Здесь: анчийцы – украинцы. Это говорит о том, что основная масса населения в Северном Причерноморье, где жили предки сибирских самаров, составляли славяноязычные наследники скифов и сарматов. Тем не менее, гунны (в том виде, в котором их привёл из Северного Китая Булюмар) и их союзники финно-угры в некоторой степени поучаствовали в этногенезе украинцев и, в частности, предков самаров.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Напоследок уделю внимание некоторым проблемам идентификации имэнцев, их наследников гуннов и булгар, ставших родственниками гуннов лишь по причинам, указанным мной в начале этой главы.

Двойственная история булгар, традиционно опирающаяся на историю правящего ими рода Дуло (имэнско-гуннского происхождения) и историю собственно булгарских племён приводит ко многим тупикам в исследовании происхождения данного народа.

Многие историки выводят болгар из Центральной Азии, причисляя их к тюркским племенам огуров. В чём-то они правы, так как данное наследие в этногенезе булгар оставлено как раз народами, которые привёл с востока Булюмар. С другой стороны, опираться только на данную гипотезу, как на единственный вариант происхождения булгар нельзя, потому что этническую основу булгар составляли вовсе не эти народы, а индоарийцы, предки которых несколько тысячелетий назад ушли в сторону Индии.

На происхождении булгар в восточной части Ирана строят свои теории некоторые болгарские историки. Основу этой гипотезе положили работы П. Добрева. Вот что по поводу этого написано во всёзнающей Википедии:

«Древние булгары, по мнению данных исследователей, были ираноязычны и обитали в зоне, лежащей между западной частью Гиндикуша, Парапамизом и рекою Оксусом — (Аму или Хигон), отделявшую её от лежащей севернее Согдианы. В древности эта местность называлась Бактрия (греч.), или Балхара (самоназвание), со столицей в городе Балх. Отсюда болгарские историки выводят этноним «болгары», привлекая тот факт, что булгар армянские источники называли булхи, а также упоминания в индийских источниках народа балхики и родины булгар

Также в качестве обоснования привлекается антропология, некоторые данные которой позволяют предположить происхождение булгар отпалео европеоидных групп населения. Сторонники теории считают, что древние булгары на начальном этапе говорили на восточно-иранском языке, но потом сменили его на тюркский язык. За пределами Болгарии эти теория не получила заметного распространения».

Всё так. Скажу только, что место обитания булгар (данная территория была заселена в древности индоарийцами, носителями гаплогруппы R 1a ) по данной теории подтверждает информацию об индоарийском происхождении булгар из свода летописей «Джагфар тарихы». А значит, язык этого народа изначально был близким к санскриту. Но во времена Персидской империи булгары верно служили царям этого государства, поэтому нет ничего необычного в том, что в последующем они перешли на иранские языки. Не буду долго обсуждать природу происхождения булгар, так как этой теме посвящена сстатья о булгарах.

Скажу только, что информация о прародине Булгар в Имэнских горах дошла до наших дней, как предания средневековых булгар о прародине гуннов (имэнцев), являющихся историческими предками гуннской составляющей булгар. Да, булгары-индоарийцы проживали какое-то время в данной местности, которая входила в регион, называемый булгарскими летописцами ещё и как Самар. Но это только историческое совпадение сложных маршрутов следования индоарийских предков булгар и имэнцев.

Упоминание о горах «имэн», как о некой мифической прародине гуннов, существует у разных народов. Как у индоевропейских, так и тюркских. Горы с таким названием существуют и поныне в Китае, в провинции Шаньдун, практически на берегу Тихого океана. Трудно сказать имеет ли данный горный массив отношение к гуннам. Мне кажется, что это только совпадение. С другой стороны, порой даже самые невероятные предположения оказываются истиной. Примеры все-того же Шлимана, открывшего Трою по описанию местности в «Илиаде» Гомера или Эванса, раскопавшего Кносский дворец, основываясь на мифах о Минотавре, показательны.

.

Рис.2. Карта Китая в 350 г до н.э.

Даже если предположить, что китайские горы Имэн имеют непосредственное отношение к гуннам, то, в любом случае можно выдвинуть гипотезу, что древние предки гуннов принесли к берегам Тихого океана данный топоним из своей древней прародины.

Современные исследователи считают, что горы Имеон (также Имаон, Имейские горы) – это древнее название горной системы в Средней Азии, включающей нынешние Гиндикуш, Тянь-Шань и Памир . Описание этой горной территории дано в армянском географическом атласе мира "Ашхарацуйце" , составленном в VII в. Ананием Ширакаци .

Кроме Ширакаци, другие историки Античности и Средневековья, такие как Михаил Сириец, Агафий Миринейский, Феофилакт Симокатта , также указывают на горы Имеон как на родину древних булгар. У подножья гор к северу от булгар обитали саки, массагеты, эфталиты и т.д. Александрийский географ Птолемей (2 век) помещал Имай к северу от Индии. Вероятно об этих же горах говорил Орозий, историк 5 века, сообщая о горах Имав.

Возможно, что племенные названия булгар, в форме «угры» - это всего лишь индоарийская калька этнонима «имэнцы», обозначающего выходцев из мифической прародины гуннов - гор Имэн. Т.е., возможно, что перевод слова «имэнцы» с языка этого народа, обозначал ничто иное как «горцы».

Булгары, веками служившие имэнцам верой и правдой, перенесли на себя данное название, но при этом перевели данный этноним на собственный индоарийский язык, что отразилось в родовых названиях булгар.

Мы знаем средневековые названия булгар – утигуры, кутригуры. Уногуры (хунногуры) тоже имеют непосредственное отношение к булгарам, мадьярам и гуннам. Современные уйгуры, судя по названию, тоже являются осколком этого древнего народа, тем более что их родовая территория к востоку от Семиречья полностью совпадает с территорией, которую занимали гунны в 1-3 веках нашей эры.

Имя угуры (угры) перешло также и на подвластные гуннам финно-угорские племена. Т.е. «гуры» - означало «горцы». Отсюда русское имя Игорь. Да, имя Игорь являлось по своему происхождению этническим прозвищем, каковых было огромное множество во времена Великого переселения народов. Многими «этническими» именами мы до сих пор пользуемся, не задумываясь об их происхождении. Алан (Ален), Руслан, Герман, Роман и т.д.

Имя Игорь в булгарских летописях звучало как Угыр. Имя Айдар Угыра, знаменитого князя Кара-Булгара (Украины и Подонья) согласно «Гази-Барадж тарихы», можно перевести с арабско-тюркской письменности булгар, как «гора, дающая свет». В русском варианте это имя звучит, как Светогор.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Имя булгар (угры, горцы) нашло свое отражение и в русской мифологии. В былинах на Русь нападал Змей-Горыныч и Тугарин-Змей. Все эти сказочные персонажи на самом деле являются отражением непростой истории взаимоотношения древних славян с булгаро-гуннскими народами. На железных знаменах булгар красовался крылатый змей Ельбеген. У разных булгарских родов изображение этого змея отличалось. У кого-то он был с одной головой, у других с двумя, а то и с тремя головами (298).

Фонетическая близость русской «горы» и булгарского (хонского) «угыр» не ведет, как многим может показаться, к «традиционному» утверждению о заимствовании русских слов из тюркского языка. «Гора» - «угыр» это общий для двух народов архаизм, который мог сохраниться вплоть до нашего времени, не смотря на то, что булгары за свою историю несколько раз меняли язык общения.

Напомню, булгарские летописцы утверждали, что булгары ведут свою родословную от индоарийцев и гуннов (имэнцев). В связи с вышесказанным вспомним одно древнеготское слово - "fairguni" (298-1). Обычно специалисты переводят его, как "гора". Но если вдуматься, то становится очевидно, что данное слово означает вовсе не гору, а "огненную гору". Это вовсе не метафора.

Древние германцы, как и славяне и др. индоевропейцы были солнцепоклонниками. На вершинах молельных гор они разводили священный огонь. Данный факт зафиксирован не только в летописных свидетельствах (вспомним о свидетельстве Олеария, который рассказывал, что на вершине Перуновой горы, новгородцы денно и нощно разводили огонь. И если он тух виновного казнили. (298-2). Отсюда вытекает этимология слова гора (священная высота, на которой разводили огонь, посвящённый богу Солнца). Вот и у готов "fairguni" - это не гора, а "священная гора". А значит, вторая часть слова означает - просто "гора".

А это значит, что гунны, будучи древними германцами, значительно ассимилированными имэнцами, и в значительной мере считающими себя таковыми, называли себя, словом, являющимся древнегерманской калькой этнонима "имэн" - "guni".

1-Литература:

283. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.7.

284. Ruixia Zhou, Daqun Yang, Hua Zhang, Weiping Yu, Lizhe An, Xilong Wang, Hong Li, Jiujin Xu, and Xiaodong Xie, "Origin and evolution of two Yugur sub-clans in Northwest China: a case study in paternal genetic landscape, " Annals of Human Biology (2008), 35:2, 198-211.

285. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.7-8.

286. там же. С. 8.

287. Златарски В.Н., История на българската държава през средните векове, т. 1, ч. 1, С., 1918; Тихомиров М. Н., Именник болгарских князей, "ВДИ", 1946, No 3.

288. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г., С 11)

289. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С. 13.

290. Г.С.Дестунисъ. Сказанія Приска Панийскаго. Учёныя записки второго отд. Императорской Академии Наук кн. VII , вып. I СПб 1861 отр.11 стр. 76

291. Г.С.Дестунисъ. Сказанія Приска Панийскаго. Учёныя записки второго отд. Императорской Академии Наук кн. VII , вып. I СПб 1861 отр.8 стр. 45.

292. Г.С.Дестунисъ. Сказанія Приска Панийскаго. Учёныя записки второго отд. Императорской Академии Наук кн. VII , вып. I СПб 1861 отр.8 стр. 49-50.

293. Там же.

294. Там же. С.52.

295. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.19.

296. Там же. С.13.

297. Там же. С.14.

298. Там же. С. 41 .

445. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М. Наука. 1993.

2-Литература:

283. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.7.

284. Ruixia Zhou, Daqun Yang, Hua Zhang, Weiping Yu, Lizhe An, Xilong Wang, Hong Li, Jiujin Xu, and Xiaodong Xie, "Origin and evolution of two Yugur sub-clans in Northwest China: a case study in paternal genetic landscape, " Annals of Human Biology (2008), 35:2, 198-211.

285. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.7-8.

286. там же. С. 8.

287. Златарски В.Н., История на българската държава през средните векове, т. 1, ч. 1, С., 1918; Тихомиров М. Н., Именник болгарских князей, "ВДИ", 1946, No 3.

288. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г., С 11)

289. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С. 13.

290. Г.С.Дестунисъ. Сказанія Приска Панийскаго. Учёныя записки второго отд. Императорской Академии Наук кн. VII , вып. I СПб 1861 отр.11 стр. 76

291. Г.С.Дестунисъ. Сказанія Приска Панийскаго. Учёныя записки второго отд. Императорской Академии Наук кн. VII , вып. I СПб 1861 отр.8 стр. 45.

292. Г.С.Дестунисъ. Сказанія Приска Панийскаго. Учёныя записки второго отд. Императорской Академии Наук кн. VII , вып. I СПб 1861 отр.8 стр. 49-50.

293. Там же.

294. Там же. С.52.

295. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.19.

296. Там же. С.13.

297. Там же. С.14.

298. Там же. С. 41

298-1.Т.В. Гамкрелидзе, В.В. Иванов. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси: Изд-во ТГУ, 1984. Т. II. С. 792—793, 798.

298-2. Адам Олеарий. Описание путешествия голштинского посольства в Московию. М. Русич. 2003. С.128.

http://skolo.ru/history-peoples/83-gunny.html

Гунны, Часть 1

Этимология слова князь

Вверх |

etnogena02.hut2.ru

X