почта etnogena02.hut2.ru

ПРЕДЫСТОРИИ РУСИ КЛИКНУТЬ
| На сайт КЛИКНУТЬ | ОГЛАВЛЕНИЕ КЛИКНУТЬ | На весь экран | Почта |

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Terra incognita – Русь :::: 9. Половцы, этот неорганизованный народ.

Трусов С.В.

Половцы. Часть1

Половцы, появились на страницах «Повести временных лет» в середине 11 века. А у Гази-Бараджа первое сообщение о них датировано концом 9 века. В этом нет ничего странного, булгары были восточными соседями Руси и со всеми восточными народами они знакомились намного раньше русских.

Половцы - это не этнический термин и не организационно-государственный. Он никогда не присутствовал в самоназвании того или иного народа. Это славянское имя, данное группе кочевых племен, пришедших в Причерноморские степи с востока в середине 11 века. По языку, образу жизни, верованиям - они ничем не отличались от других тюркоязычных племен. Самоназвание каждого отдельного племени половцев было самостоятельным.

Они не подчинялись отдельному властителю или династии властителей, по имени которых могли бы получить общее имя. У них вообще не было какого-то одного объединяющего признака, чтобы дать им общее имя, известное всем. Поэтому данные племена у окружающих их народов получали разные названия. В европейских и византийских источниках эти племена тюрков-кочевников назывались куманами. Русские прозвали их половцами, восточные авторы кыпчаками, булгары огузами, «тюркменами», кыпчаками, менцами.

Разберу несколько данных этнонимов.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Куманы

О происхождении этнонима «куманы» до сих пор единого мнения нет. Впрочем, нет единого мнения и по большинству других названий. Слишком неорганизованным был этот народ и в определении его этнической принадлежности путались даже современники. Куманами, хотя и редко, их называет и русский летописец.

Так, в ПВЛ мы читаем в абзаце, обозначенном 1096 годом: «Кумани рекъше половьци». Считается, что половцы - это русское название данного народа, а куманами русские называли их под влиянием греков. Происхождение этого слова многие специалисты связывают: с тюркским «kuman», «kuban» - «голубой». Не рискну утверждать, что это так, потому что логического обоснования для такой этимологии нет .

Ещё одна, но более подходящая, на мой взгляд, общепринятая этимология связана с тюркским «kunman», уйгурским «kun» - народ; с монгольским «kumun», калмыцким «kumn» - «человек»;

Что ж, тюркоязычные половцы, по крайней мере, некоторые из них, вполне могли называть себя одним из этих имён.

Я хотел бы обратить ваше внимание на близость всех этих вариантов к старославянскому слову «комони» - кони. Именно в таком виде написание этнонима «куманы», а именно «comoni», часто употреблялось в венгерских и византийских летописях. Относительно старорусского слова, обозначавшего коня, читаем у Даля: «Комонь м. стар. конь; поныне в песнях, особ. свадебных: Воротите вы комоней: комони, кони добрые».

Теперь попробую истолковать явную фонетическую взаимосвязь старорусского слова «комонь», этнонима «куманы» и тюркских терминов, означавших народ, человек. Выдвину в связи с этим следующие тезисы:

1. Тюркский язык, на мой взгляд, произошёл в процессе этногенеза самой восточной части индоевропейских кочевников с племенами восточных рас. Данные индоевропейские кочевники были тормэнами (носителями гаплогруппы R1b). В процессе дальнейшей экспансии сформировавшихся тюркоязычных племён их ассимиляции подверглись как западные тормэны (массагеты, туркмены, канглы, дахи, саксы), так и индоарийские кочевники (киргизы, обитавшие в верховьях Енисея, алтайцы, сарматы). Поэтому в тюркских языках возможен субстрат, как общих для всех индоевропейцев архаизмов, так и более поздних слов из языков индоевропейских племён различной генерации.

2. Тюрки, как и индоевропейские кочевники, ассоциировали себя как народ всадников. Конь был основой их жизни. И без коня человек не мог считаться таковым.

3. В основе всех перечисленных терминов лежит слово «конь»

Все вышеперечисленные тюркские этимологии сводятся практически к одному значению – человек, народ. Но для кочевника человеком мог быть лишь тот, кто сидел на коне. Перечень приведённых выше терминов тюркоязычных народов показывает, что наиболее полным словом, обозначавшим «человек», «народ»был тюркский термин «kunman». А в монгольском, калмыцком и уйгурском вариантах некоторые фонемы выпали («kunman» >«kumun»> «kumn» >«kun»). Поэтому, предположу, что все эти предложенные в качестве этимологии слова произошли в древности от одного и того же слова «kon-man» или «kun-men», что могло обозначать у древних индоевропейцев - кочевников (всадников).

Для кочевника – полноценным человеком или народом могли быть только всадники. Недаром у большинства индоевропейских народов (наследников великой кочевой цивилизации древности) до сего дня сохранилось выражение: «Я на коне!" В славянской среде, при назализации фонема "н" могла выпасть. Восточные славяне, естественно, раньше знакомились с восточными кочевниками, чем византийцы. Поэтому до последних этноним дошёл уже в таком виде "куманы".

Предложу для упрощения восприятия предполагаемую легенду появления слова «комонь» в славянских языках. Первыми из своей общей для всех индоевропейцев прародины ушли тормэны (носители гаплогруппы R1b). Это подтверждает в первую очередь популяционная генетика, отметившая наиболее раннее распространение в Азии, Северной Африке и в Западной Европе носителей данной гаплогруппы. Солидарны с генетиками данные археологии и анализ ряда письменных источников.

Предполагаемой прародиной всех индоевропейцев был Волго-Уральский регион, где бывшие охотники на мамонтов (кроманьонцы, прапредки индоевропейцев) после схода ледника пытались выжить в новых условиях природной среды. То, что носители гаплогруппы R1b получили фору в распространении на огромных степных пространствах, говорит о том, что они жили южнее носителей гаплогруппы R1a и имели доступ к степным пространствам примыкающим к дельте Волги.

Факт, приручение лошади, на мой взгляд, стал причиной появления термина коньман, трансформировавшегося со временем в термины указанные выше. Человек укротил лошадь – невиданное событие для неолита, перекрыающее по своей важности полёт человека в космос. Всадник стал особым существом – кентавром, коньманом, отличающимся во всех качествах от пеших сородичей и родственников из других племён. В связи с предложенной легендой, предположу, что слово «конь» - общий архаизм для всех индоевропейцев. А слово «ман» (мэн) общий для них самоиндентифицирующий термин, оставшийся в индоевропейских языках (а также в тюркских языках) в различных формах.

У тормэнов (носителей гаплогруппы R1b) он остался у прямых наследников их языков (германцев) в наиболее явной форме, man – человек, мужчина (во всех германских языках; в примерах нет необходимости, они общеизвестны). В тюркских языках, сформировавшихся при участии тормэнов он остался в ономастии: Туркмения, Монголия, Маньчжурия (манчжуры переняли свой язык у китайцев позднее), мангуты.

Тормэны оставили свои ономасты во всех местах своего расселения: Германия, Армения, Манна, Нормандия. Также они передали термин «ман» и некоторым народам, проживающим в древности в Передней Азии и на Ближнем Востоке: минийцы, минойцы, маннейцы. Остался индентификационный термин и в германских фамилиях: Кауфман, Бергман и т.д. Данный термин присутствовал и присутствует и в других ветвях индоевропейских народов. В славянском языке он превротился в местоимение: меня и слово «имя».

Макс Фасмер «этимологический словарь русского языка»: «...род. п. и́мени, укр. iм᾽я́, íмени, блр. iмя́, др.-русск. имя, ст.-слав. имѩ, болг. и́ме, сербохорв. и̏мē, род. п. и̏мена, словен. imȇ, род. п. imȇna, др.-чеш. jmě, чеш. jméno, слвц. mеnо, польск. imię, род. п. imienia, miano (из *jьměn-), в.-луж. mjeno, н.-луж. ḿě, род. п. ḿеńа, полаб. jeimą. Праслав. *jьmę, *jьmene из *ьnmen-. Родственно др.-прусск. emmens, род. п. еmnеs "имя", ирл. ainm, алб. гег. еmёn, тоск. еmёr, греч. ὄνομα, арм. anun, др.-инд. nā́ma, ср. р., авест., др.-перс. nāman-, лат. nōmen, гот. namō, ср.-в.-н. be-nuomen "назвать", тохар. А ñоm "имя", В ñеm – то же, хетт. lāman; см. Бернекер 1, 426; Траутман, Арr. Sprd. 326; ВSW 70; Бартоломэ, ВВ 17, 132; Хюбшман 420; Миккола, ВВ 22, 253; Вальде–Гофм. 2, 173 и сл.; Френкель, ВSрr. 43; Педерсен, Kelt. Gr. 1, 46.».

На основании вышесказанного можно сделать логическое предположении о появлении после приручения лошади слова коньмэн, которое и стало основой монгольского «kunman» - народ (народ всадников), доставшись монголам от тормэнского субстрата участвовавшего в их этногенезе изначально в качестве доминанты. Монголы называли себя гуннским народом. О том, как связаны гунны с носителями гаплогруппы R1b можно прочитать в статье «Интервью каналу РенТВ. Тема гунны».

Но каким образом слово «коньман» превратилось в старославянское слово «комонь»? Ведь конь и всадник – не одно и тоже. Предположу, что после появления термина «коньман», так стали называть ещё и одомашненную лошадь, для отличия от дикой, в изобилии водившейся в евразийских степях. После того как диких лошадей вывели, термин, в частности у восточных славян, ста обозначать просто лошадь.

На мой взгляд у древнего термина «коньман» была калька, которая зафиксирована в древнегреческих мифах.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Кентавр

На мой взгляд слово кентавр возникло по тому же принципу, что и коньман.

Что такое кентавр, казалось бы знают все по древнегреческим мифам и гравюрам, не оставляющим двух мнений – это получеловек – полуконь. Но этимологические варианты этого термина отсылают нас к Кузьме Пруткову с его: «Если на клетке слона простёшь надпись лев – не верь глдазам своим!» Современное его толкование (убийца быков, погонщик быков, ковбой – от др.греч.kenteo – колоть и tauros-бык) – это старая античная этимология, озвученная древнегреческим автором Палефатом, пытавшимся перевести древние мифы на историческую основу исходя из реалий его времени.

Античные греки уже забыли ко времени жизни Палефата многие индоарийские термины, переняв значительную часть лексики у завоёванных ими минойцев и других автохтонов Восточного Средиземноморья. Под их влиянием греки лошадь стали называть не «конём», а «hippos».

Предположу так же, что первая часть традиционной до ныне этимологии кентавра: kenteo — колоть, возникла лишь потому, что индоарийцев (одними из главных прямых наследников которых являются славяне) традиционная наука в таких случаях никогда не берёт во внимание. Это унизительное свойство современной историографии, утверждающей, что славяне возникли только в 6 веке и их язык поэтому не может быть основой для древних этимологий, значительно обедняет современную науку. А между тем применение к первой части слова «кентавр» славянской (индоарийской) этимологии даёт полное логическое осмысление данному термину.

Слово «кГн» (Г – гласная), я предполагаю, что в древности оно было общеупотребительным, осталось в таком виде до сегодняшнего дня у большинства западных и южных славян. Вместе с варягами оно возвратилось в Восточную Европу, вытеснив здесь укоренившуюся форму «комонь», которая в летописях перестаёт употребляться с 14 века. Сейчас по-русски оно звучит, как «конь». В такой же и только такой форме оно зафиксировано в чешском, болгарском, сербском, польском и других славянских языках.

Почти так же оно звучало у галлов (в римской передаче Konkos), которые по моей теории и являются одними из главных прародителей славян. Если бы составители древнегреческой и современных этимологий слова «кентавр» обратили внимание на слово «конь», отбросив глупый и навязчивый стереотип о происхождении славян с 6 века н.э., они бы давно поняли истинное значение этого термина. Но греки во времена Палефата давно уже сменили коня на «hippos», а современные учёные славян в области составления этимологий категорически игнорируют.

Мне возразят, мол, пусть первая часть слова в термине «кентавр» - это конь. Но при чём здесь бык (тавр) из второй части слова? А вот при чём. Среди индоевропейских племён, как я говорил выше, первыми приручили лошадь тормэны или турмэны (носители гаплогруппы R1b). Назывались они так потому, что тотемом их племён был Тур (гигантский полорогий бык, обитавший в древности в Евразии, по гречески, taurоs).

Этнонимов у всех народов до сих пор множество. Пример с американцами я уже приводил: янки, гринго, пиндосы и при этом англосаксы, ирландцы, афроамериканцы, евреи и т.д. Вот и в древности племена часто назывались по разному: по месту обитания – поморы, озериты, поляне; по религиозным воззрениям – арии; по тотемам – соколовяне (славяне), волки (влахи, римляне), тормэны (туркмены, тюрки, тюринги, астуры и т.д.).

Носители гаплогруппы R1b расселились на огромных пространствах и везде оставили свой тотемный этноним. На севере Китая – тюрки, в Средней Азии - туркмены, среди которых до сих пор более 30 % носителей гаплогруппы R1b. Если кто-то думает, что данный этноним сюда занесли восточные тюрки, то напомню, что ещё до проникновения в Среднюю Азию тюркоязычных восточных племён, начавшегося на рубеже эр, западная часть Средней Азии носила название Туран или Великий Туран. Об обитавших здесь турах упоминают древнеиндийские и авестийские источники.

О борьбе с туранцами Рустама рассказывает персидский эпос «Шах-намэ», относящий нас ко временам, когда в Средней Азии безраздельно властвовали языки индоевропейской семьи. Носители гаплогруппы R1b, прожив долгое время в Передней Азии и изгнанные оттуда в 4 тысячелетии до н.э. усилившимися предками арабов, проследовали через Северную Африку на Пиренейский полуостров и были известны в дальнейшем, как иберы. Они переняли к тому времени чужой язык и культуру, но старые тотемные этнонимы остались в названии их племён: турдули, турболетаи, турдетане, турмодиги и т.д. У басков, наследников древних иберов – более 90% носителей гаплогруппы R1b. Исходя из этого можно предположить, что термин «кентавр» - это совсем древняя калька термина «коньмэн».

Предки индоарийцев-греков в совсем седой древности, увидев первых тормэнов (турмэнов) на лошадях, прозвали их коньтурами (гр.kentaurоs).

Рис. 1. Древнегреческое изображение кентавра

Этот древний термин «кентавр» остался в мифологии греков. Со временем, они мифологизировали устные предания о кентаврах до такой степени, чтостали изображать их, как человеколошадь. Если предположить, что вторая часть слова в «кентавре» означала не племя (турмэнов, тавромэнов), а быка, то, как объяснить название ещё одного существа, присутствующего в мифологии греков и изображаемого в виде полубыка-получеловека (букентавр)?

Рис 2. Древнегреческое изображение букентавра

Если принять традиционную этимологию кентавра, то получается уже совсем какая-то ерунда - "бык убица быков". Ведь первая часть слова в "букентавре" - бык. На мой взгдяд, слово "бГк" (Г - гласная) - это тоже древнеарийский, а пожалуй даже, лревнеевропейский архаизм. Он присутствует не только во всех славянских языках, но даже во многих тюркских. Пример: "boga" - турец.; бука - киргиз.; буга - крымскотатарский. Запечатлён данный термин и в древних языках: далм. buak ; лат. vacca; кельт. boukko.

Давайте сравним изображение кентавра и букентавра - человекоконя и человекобыка. Сменился только круп коня на круп быка, что отразилось в названии: "кен" на "букен". А тавр - остался. Остался и торс человека на картинках, изображающих этих мифологических существ. Наличие букентавра в греческой мифологии подтверждает мою мысль о том, что вторая часть слова в «кентавре» означала вовсе не быка, а название племени, первым приручившего лошадь. Кстати часть мифов о кентаврах как раз и посвящена данному событию.

На древность происхождения слова кентавр, указывает и то, что кентавры, согласно мифам, служили ещё Дионису во время его похода в Индию. Думаю, что мифы о Дионисе также являетсяся отражением реальных событий, связанных с походом индоарийцев, в составе которых были и протогреческие племена ахейцев и дорийцев, в Среднюю Азию и Индию.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного
  По греческим мифам, если не обращать внимание на художественное воплощение кентавров на фресках, они такие же люди, как и собственно греки. Кентавры имеют города, вступают в браки, воюют, пируют за одним столом с ахейцами. Думаю, что мифы о том, что Геракл разогнал кентавров, живших в Фессалии – это отражение устных преданий о завоевании греками Пелопоннеса, в северной части которого жили союзники минойцев и троянцев – тормэны, впоследствии выдавленные дорийцами с Балкан в Малую Азию и известные как фригийцы, мушки и т.д..

Поэтому вполне обоснован словообразовательный механизм: конь + taurus (кентавр, в прямом смысле всадник) и его калька конь+мэн (комонь, kunman). Кентавры существуют и в славянской мифологии и называются Полканами (полуконями), из чего можно сделать вывод, что слово «конь» (кГн) очень древнее, а не возникшее в Средневековье путём переосмысления слова «комонь».

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Из всего этого большого отступления о кентаврах, можно сделать вывод, что слово «конь» существовало в глубокой древности, с тех времён, когда человек приручил лошадь (за 5-6 тысяч лет до н.э., а то ещё и раньше). Если даже предположить, что в то время оно употреблялось только индоарийцами (в современных языках, наследовавших тормэнам данный термин отсутствует), то оно вполне могло попасть в дальнейшем в Азию во времена индоарийских походов на юг и восток (индийский поход; расселение предков киргизов; распространение племён Андроновской культурно-исторической общности и другие экспансии носителей R1a).

Восточные индоарийцы (носители гаплогруппы R1a) после переселения в Среднюю Азию, в Сибирь, на северо-запад Китая, вполне могли употреблять слово «конмэн» для обозначения кочевников тормэнов (саков, массагетов, дахов, канглы, гуннов), что нашло отражение в термине некоторых тюркских народов "kunman" - человек, народ. Но я всёже склонен считать термин «кГн» древним общеиндоевропейским архаизмом. Почему? Вряд ли монголы, уйгуры и тюрки взяли бы чужой термин для достаточно сакрального слова «народ» (kunman). Ведь подобные термины– элемент самоиндентификации для любого этноса.

Я думаю, что такое моё толкование этнонима «куманы» имеет право на жизнь, но оно расходится с позицией нашей современной науки. Представители ее, я бы их назвал ортодоксами, так как они жестко соблюдают табу, созданные их предшественниками, считают (устойчивый стереотип), что тюрки в своем происхождении никакого отношения к индоевропейцам не имеют, а значит предлагать такие этимологии не научно. Но с этим утверждением резко расходятся данные популяционной генетики, фиксирующие в жилах всех, так называемых тюркских народов, кровь их индоевропейских предков. У многих современных тюрков она даже преобладает.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Огузы

Другое название половцев - огузы было распространено у некоторых восточных народов (араб. أوغوز‎‎, перс. اغوز‎, kaz. oguzdar, узб.oguzlar, азерб. oğuzlar). Современные исследователи не могут подобрать достойную этимологию этому слову. Кроме как: «ок» - что означает на тюркских языках (в частности, на казахском) - «стрела» и «уз» - суффикса множественности. Более ничего.

Но я не думаю, что данная этимология удовлетворяет даже того, кто ее первым предложил. Слишком уж не типичное для этнонима словообразование. У меня есть свое мнение по поводу происхождения данного этнонима. Огузы, наряду со многими другими кочевыми племенами входили во все каганаты, образованные тюрками. Внешне и языком они мало чем отличались от множества подобных им племен. Но при этом, каждое отдельное племя, включенное в каганат, имело свою собственную историю.

Огузы по свидетельству восточных авторов пришли из Северо-Западного Китая, оттуда, где по описанию китайских авторов жили «усуни». Я не могу сказать, что это за слово, и что оно обозначало у китайцев (а может, это было и не китайское слово). Территория, заселенная усунями в 1 веке до н.э. (от верховий Хуанхэ до Семиречья) делилась на три части: западную, восточную и центральную (357).

Поэтому, возможно, термином «огузы» обозначались восточные усуни - «ак-узы», «ак-усуни». Где слово «ак», как вы поняли, обозначает не цвет (белый), а сторону света – восток. Это традиционное для восточных кочевых народов обозначение сторон света по цвету: восток – ак (белый, светает); запад – кара (черный, темнеет). В дальнейшем усуней выгнали с насиженных мест хазары и уйгуры. Поэтому, данный этноним, вполне мог последовать за племенами, которые когда-то составляли усуньский союз, в их миграции на запад.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

По описаниям китайцев усуни были среднего роста, имели белую кожу, голубые глаза и рыжие волосы. Их расовый тип антропологи определяют как европеоидный. Данные характеристики полностью согласуются с историей, изложенной на страницах булгарских летописей.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Так Гази-Барадж рассказывает о гуннско-массагетском государстве, созданном в 1 веке до н.э. Газаном из гуннской династии Дуло. Основным населением этого государства были индоевропейские племена тормэнов (в то время ещё не подвергшихся тотальной ассимиляции народами восточных рас). Границы государства Газана полностью совпадают с границами проживания усуней. Кстати, возможно, что жителей этого государства называли по имени их первого вождя (Газана), что довольно часто практиковалось в истории кочевых цивилизаций. Тогда термин «огузы» и термин «усуни» - являются вариантами разноязычной огласовки этнонима, произошедшего от имени Газан.

Ещё один вариант этимологии предложил один из первых посетителей сайта Skolo.ru Ursus. Он обратил моё внимание, что многие индоевропейские фонемы "t " "th" воспроизводятся в неиндоевропейских языках межзубным звуком, стремящимся к славянской фонеме "з".

Тормэны имели много этнонимов. Один из самых распространённых - готы. Они его запечатлели во всех местах расселения не меньше, чем тотемный этноним "тур". Кутиев, гутиев мы обнаружим в Северной Месопотамии, хеттов в Малой Азии, массагетов - в Средней Азии, гетов на Дунае, гутонов в Прибалтике, готов в Северном Причерноморье. Всё это места доподлинного расселения носителей гаплогруппы R1b, маркера тормэнов и современных германских народов.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Известно, что в 4-3 веках до н.э. из Средней Азии был значительный исток кочевых племён. Я его связываю с завоеваниями Александра Македонского. Сарматы, с небольшой добавкой массагетов, как известно, на плечах савроматов хлынули в Восточную Европу. А значительная часть массагетов переселилась из Великого Турана в Семиречье (район Балхаша). Именно из этого района в 1 веке нашей эры началось развитие государства, так и не получившего точное определение. Китайские хроники связывают его с усунями. Некоторые современные исследователи с западными гуннами.

Гази-Барадж прямо пишет, что потомок династии гуннских шаньюев Газан стал царем массагетов и присоединил к данному государству земли на которых проживали западные гунны. Так вот, учитывая то, что массагеты - это народ тормэнского происхождения, можно предположить, что одним из главных его этнонимов был готы (гуты), а массагеты - это обобщающий для массы различных готских племён термин, синоним более позднего - "алеманы" (все "маны", разные племена).

Так вот, учитывая подсказку уважаемого читателя, можно предположить, что данные готы, включившиеся в активные ассимялиционные процессы с восточными народами, превратились из "готов" в "гузов". А часть их потомков, разделённых впоследствии на территориальные группы, получили название "восточные готы"- "ак-гузы, или "огузы".

Впрочем, массагетские племена даже не разделившись на группы были восточными родственниками оставшихся в Туране массагетов, мигрировавших во 2-3 вв в Северное Причерноморье под именем "готы". То, что данный вариант не пустой звук прямо указывают средневековые документы, зафиксировавшие тот факт, что русские называют половцев (огузов) готами. Об этом можно прочитать в третьей части данной статьи.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Кыпчаки

Кыпчаками половцев называли персы и среднеазиатские народы. В середине 8 века кочевые племена Центрального и Восточного Казахстана были объединены под властью сиров-кипчаков, пришедших с Алтая. С этого времени все степи к северу от Аральского моря получили название Дешт-и-Кипчак, что, в переводе с персидского означает «степь кипчаков» (перс. دشت قپچاق‎, крымскотат. Deşt-i Qıpçaq, кирг. Дештэ-кыпчак, каз. Дешті Қыпшақ, Қыпшақ даласы, башк. Ҡыпcаҡ далаһы; тат. Дәштекыпчак, Dəşteqıpçaq). В дальнейшем это название у персоязычных авторов перекинулось на все степи, заселенные тюрками. Этимология этнонима «кипчаки» (кыпчаки) пока не поддается достаточно разумной расшифровке.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Половцы

На мой взгляд, реальной этимологией этого этнонима служит давно предложенный вариант от старославянского «полова» - солома. Большинство исследователей сходится на том, что русские дали такой этноним этим степнякам за их внешний вид. Это вполне реальное предположение, так как я уже отмечал, что данным племенам трудно было дать какое-нибудь определенное имя, ввиду отсутствия у них общей организации и общего самоназвания. Единственное в чем я не согласен с большинством исследователей, так это с причиной, по которой славяне назвали их половцами.

Многие говорят, что половцы были так названы по цвету кожи. Но во многих летописных описаниях и в антропологических реконструкциях половцы, обитающие в Причерноморье, предстают перед нами очевидными европеоидами. У них индоевропейская форма черепа и черты лица. И что очень важно, их описывают как блондинов с голубыми глазами. Такие этнические характеристики никак не вяжутся с «якобы» желтым цветом кожи, характерным для восточных рас.

Предположу, что не все кипчаки имели подобный внешний вид. Более восточные, наверняка, смотрелись в то время уже как монголоиды. Но в западной части Средней Азии и Казахстана в 9-11 веках еще оставалось достаточное количество кочевников, имевших индоевропейскую внешность и сумевших, несмотря на мощное ассимиляционное влияние восточных народов, сохранить свою антропологическую аутентичность. Поэтому я больше склоняюсь к тому, что славяне прозвали этот народ половцами за соломенный цвет волос.

К таким выводам подталкивает и рассказ Гази-Бараджа, о котором я упоминул чуть выше, о первом появлении половцев на границах с Булгарией. Это был как раз тот самый народ, который выгнал печенегов из-за Волги и Урала (Яика). Он пишет, что этот народ был нанят беком Хазарии Арсланом для борьбы с печенегами в 891 году:

«Он сам переплыл Булгарское море и в области Мэн-Кышлак нанял на хазарскую службу отряд кук-огузского бека Салара. А Мэн-Кышлак был некогда цветущим и многолюдным краем, и поэтому его и прозвали “Тысяча Поселений”, но затем изменение русла реки Бинедже и вызванная этим засуха постепенно свели на нет его благополучие, и к тому времени местные тюркмены стали голодать. Однако хорасанские эмиры, которым они подчинялись, словно не желали видеть этого бедствия и продолжали собирать с поредевшего народа прежние налоги...

Дело дошло до того, что в одном ауле остался всего один тюркмен. Когда наехавшие чиновники спросили его, кто в ауле есть, он ответил им: “Мэн”. Рассерженные сборщики спросили его: “А кто будет платить налоги за всех?” И тюркмен снова ответил им: “Мэн”. Билемчеи обыскали его юрту и, не найдя ничего, окончательно вышли из себя и вскричали: “А кто ответит нам за неуплату налогов?” А тюркмен - опять: “Мэн”. Тогда сборщики схватили его и поскакали в Хорасан, но по пути он сбежал и возмутил еще оставшихся в крае людей. Этих кук-огузов хорасанцы прозвали “мэнцами”, ибо это слово постоянно произносил глава мятежников. А звали его Салар. Основателем рода его был Алып, служивший некогда Газану.

Он ушел во владения своего брата и вместе с ним стал сражаться против живших более сытно, и поэтому подчинявшихся саманидским эмирам, хорезмийских тюркмен. Вскоре к ним присоединилось и также назвало себя “мин” кыпчакское племя кара-коенлы. Несколько раз они, то покидали Мэн-Кышлак под давлением южных огузов-сарытекенцев, то возвращались сюда, пока, наконец, к ним не прибыл Арслан. Брат Салара к тому времени был убит, и все мэнцы подчинялись ему. Жены брата стали его женами, а дети - его детьми, ибо таков был тюркменский обычай, не позволивший им бросать на произвол судьбы людей своего племени. А кук-огузы были наиболее красивым племенем из тюрок, и многие из них имели, подобно синдийцам, высокий рост, волосы золотистого цвета и голубые глаза» (357-1).

Как мы видим, Гази-Барадж несколько отличает кук-огузов (северных огузов) от остальных обитателей кипчакских степей. По словам Гази-Бараджа предки Салара служили легендарному гуннскому вождю Газану, который на рубеже нашей эры стал во главе массагетов Семиречья. Из этого можно предположить, что данное племя было массагетским. То есть, в этническом плане они могли быть носителями гаплогруппы R1b. Кыпчакское племя кара-коенлы – это тюркоизированная форма древнего названия одного из родов массагетов – канглы. Кара-коенлы – западные канглы. Этим можно объяснить высокий уровень носителей данной гаплогруппы в современном Башкортостане, который, начиная с 10 века усиленно заселялся огузами.

Там в Семиречье и на Северо-Западе современного Китая сходятся исторические параллели таких народов, как усуни, печенеги и хазары. Все они имеют отношение к истории гуннского народа, рассказанной Гази-Бараджем. Предположу, что печенеги и усуни были одним народом, образованным от смешения массагетов с гуннами, бежавшими на запад после разгрома, устроенного им китайцами. Возглавил их Газан, а обитали они в 1 в.до н.э. - 4 веке н.э. в Семиречье и Северо-Западном Китае. Потом их оттуда вытеснили восточные кочевые народы.

Первыми из этого народа выделились т.н. гунны Булюмара (Баламира, Баламбера), затем печенеги. Оставшиеся племена уже под именем огузов и др. были вытеснены с этих мест уйгурами. Кстати, один из огузских родов назывался «печенее». Печенежский язык, по мнению ряда ученых, относился к огузской подгруппе тюркской языковой группы.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Когда кук-огузы в 895 году выгнали печенегов, те в свою очередь стали громить хазар, мадьяр и булгар. Алмыш был вынужден уйти в Волжскую Булгарию. Здесь он породнился с нагрянувшим сюда вождем кук-огузов Саларом, женившись на его дочери. Этот союз помог Алмышу занять престол Волжской Булгарии, подвинув с трона своего брата Бат-Угыра (Игоря Старого).

Кук-огузы наряду со многими другими кочевыми племенами участвовали в этногенезе волжских татар и особенно башкир. Именно кочевники Салара столкнулись с варягами Худа в 913 году, когда он возвращался с Каспия (данный поход русов описан также Аль-Масуди (357-2)). К этому времени кук-огузы продвинулись к Волге и многие народы, в том числе и Волжская Булгария платили им дань.

В это же время огузы разорвали союз с Хазарией, но, по словам Гази-Бараджа, это не испугало хазарского бека Арслана:

«Бесстрашие Арслана объяснялось тем, что он признал себя вассалом Саманидов и рассчитывал на их помощь. Действительно, когда обозленный Салар попытался потревожить Хазарию, то на его собственные кочевья совершили набег хорасанские тюркмены. Хан сразу же присмирел…».

В середине 10 века при хане Мохаммеде Булгария испытывала кризис. Огузы в это время опустошали восточные районы этого государства и в первую очередь Тамту, так тогда называлась будущая территория Башкирии. Но, занявший пост визиря Талиб смог прекратить этот «тюркменский потоп», затапливающий Булгарию в течение 10 лет. Он создал регулярную армию, курсыбай, при помощи которой смог разгромить и усмирить огузов.

Интересны имена огузских ханов, которые опустошали Булгарию: Шонкар, Лачын и Арслан. Интересны тем, что одно из них переводится с булгарского (татарского) как «сокол» (Лачын), а еще одно «Арслан» - восточный вариант написания славянского имени Ярослав. В частности в летописи Гази-Бараджа Ярослав Мудрый фигурирует под этим именем.

Наличие таких имен у восточных кочевников еще раз доказывает то, что антропонимы не могут служить основанием для этнического определения того или иного народа.

====================

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

С середины 10 века в Восточной Европе началась эпоха усиления Волжской Булгарии и Киевской Руси. Хазария в 965 году пала от рук Святослава. Но после его смерти в 972 году Русь потеряла выход к Волге. Территория бывшей Хазарии была поделена между булгарами и аланами. Волжская Булгария крепко встала на берегах великой реки и не позволяла тюркским кочевникам пересекать ее берега.

В 1029 году, по свидетельству Никоновской летописи, Ярослав завоевал Аланию.

Современные историки говорят о неточности летописи, настаивая на том, что данный поход был осуществлен его братом Мстиславом Удалым, так как территория Алании находилась в сфере влияния государства Мстислава (братья поделили Русь по Днепру). Но тут же в Никоновской летописи мы читаем о совместном походе Мстислава и Ярослава на Польшу. Поэтому в походе Ярослава на аланов нет ничего необычного, так как отношения между братьями, по всей видимости, были доверительными.

Мстислав, по утверждению Гази-Бараджа, решил восстановить Хазарию. К 1030 году он завоевал весь Северный Кавказ и даже послал часть своих войск в Закавказье. Русские отряды высадились в Баку, поднялись по Куре. Данное сообщение булгарского летописца также подтверждается сведениями мусульманских авторов (357-3). Гази-Барадж пишет, что кан Булгарии послал курсыбай и флот для помощи Джурашу (Дагестан). Неизвестно, как курсыбай под руководством Мардана отличился на этой войне, но после его возвращения, по словам Гази-Бараджа:

«…вместо награды за труды узнал, что подлежит немедленному роспуску. Мардан был лишен прежних владений, а на место 4 тысяч курсыбаевцев кан нанял кыргызов. Ведь незадолго перед этим оймекская орда кыргызов захватила Тюркистан, но затем раскололась на Тюркистанскую часть или Кара-Оймек, и Восточную, или Ак-Оймек. Между ними начались войны, и вот один из кара-оймекских ханов Куман попросил с частью своих людей убежища в Державе. Балук охотно принял беглецов на службу, и они были с ним уже в походе на Болгар. Во главе их кан поставил Кумана, и поэтому наши стали называть этих кыргызов куманами, хотя звали и по-персидски - “кыпчаками”, и по-сабански - “кыргызами”(357-4).

Что ж, получение этнонима по имени вождя, как я уже не раз утверждал, обычная практика у многих народов. Вполне возможно, что данный народ стал известен, как куманы, именно таким образом. Но сама этимология этого имени подразумевает, что имя данного вождя было этническим, переданным через мать хана от одного племени другому. Из чего можно прийти к выводу, что этноним «куманы» существовал и до 11 века.

Куманы были поселены Балуком в Саксине (территория к востоку от Волгограда). Но в 1035 году булгарский хан переводит эту орду на Суру, а на её место нанимает еще одну орду кочевников: «На место Кумана и его кыргызов, ушедших с ним, Балук нанял новую беглую орду кара-оймеков во главе с ханом Ишимом. Говорят, по совету Кумана, мечтавшего любой ценой выбраться из пустынь Саксина и поэтому неустанно искавшего замену себе» (427).

Такое усиленное привлечение на свою сторону кочевников можно объяснить возросшей угрозой для Булгарии со стороны Мстислава. В 1028 году Мстислав, послал варягов на Булгар, а сам захватил, потерянный после смерти Святослава Саркел (Хин, Белую Вежу). Булгары смогли отбиться от варягов и в 1032 году вновь овладели Саркелом.

В 1035 году Мстислав устроил новый поход против Булгарии. Гази-Барадж пишет: «Как и в первый раз, этот улубий велел 16 тысячам садумцев и галиджийцев во главе с садумским беком Хин-Кубаром захватить Болгар и после этого соединиться с ним в Бехташе. Сам же он вновь намеревался захватить Хин» (428).

Здесь: Бехташ - город, через который осуществлялся волок из Волги в Дон.

Поход этот не увенчался успехом, так как накануне его хан Ишим со своей дочерью Минлебикой устроили убийство Мстислава. Гази-Барадж пишет: «Со смертью этого балынца разом рухнул его дом» (429).

Единственный сын Мстислава, известный по булгарской хронике, как Устабий (в наших летописях Евстафий), погиб еще раньше в Джураше в битве с курсыбаем.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Во время правления на Руси Ярослава столкновений с булгарами и подвластными им половцами не наблюдалось.

За это время Булгары с помощью половцев захватили весь Северный Кавказ. Гази-Барадж пишет: «В 1040 году, когда к кану явилась новая толпа тюркмен, он велел ей вместе с братом Гали Курмыша Рахманом и Кур-Батыром подчинить Бурджан. В течение года они без особых трудностей подчинили Джураш, Саклан, Кашэк и Тамья-Тархан, выбив из Тамья-Тархана румских наместников. Урусский бек Ар-Аслап признал эти области булгарскими, но после его смерти в 1054 году его сын Бат-Аслап вместе с румцами атаковал Тамья-Тархан и выбил не ожидавшего нападения Рахмана вон из города» (430).

Здесь: Кур-Батыр – половецкий хан, отец хана Шарухана; Джураш – Дагестан; Саклан – Алания; Кашэк – Западная часть Северного Кавказа (земля косогов); Тамья-Тархан - Тмутаракань; Ар-Аслап – Ярослав Мудрый; Бат-Аслап – князь Святослав Ярославич.

Но после смерти Ярослава его наследники отказались выплачивать Булгарии так называемую «Ростовскую дань», которую обещал выплачивать еще Святослав в обмен на мирную уступку в 965 году Волжской Булгарией земель по Оке и Волге.

Булгарский хан Балук решил послать на Русь тюрков, поселенных между Волгой и Доном. Гази-Барадж пишет: «Но те внезапно восстали и с криком: “Пусть идут воевать баджанаки и смоют с себя позор измены своих сородичей!” - осадили Хин. Балус при помощи кыргызов Кумана и курсыбая Ишима отбил мятежников от города, и те отступили на Русь. Балус, преследуя их, прорвался к Батавылу и осадил его» (431).

Здесь: Балус (в русских летописях Болуш) - улугбек булгарской провинции Беллак, расположенной на западном берегу Волги.

Этой информации «Гази-Барадж тарихы» соответствует сообщение «Повести Временных лет» от 1055 года: «В тое же лѣто иде Всеволодъ на торкы зимѣ къ Воиню и побѣди торкы. Того же лѣта приходи Болушь с половци, и створи Всеволодъ миръ с ними, и вьзвратишася вьсвояси» (432).

Здесь: Всеволод - князь Переяславский Всеволод Ярославич; Воинь - русский город при впадении Сулы в Днепр, разрушен татаро-монголами в 1240 году; БаБатавыл - Путивль.

Так как в войске Балуса (Болуша) были исключительно половцы Кумана и Ишима, то именно эту дату можно считать временем появления половцев на Руси. Всеволод Ярославич подчинил убежавших от половцев Балуса тюрков (торков) и поселил их южнее Киева, где позже был известен их город - Торческ (Торцкь, Торцьскъ).

Далее Гази-Барадж пишет: «В 1060 году Балус повторил поход и разбил Сыб-Булата у Бури-Аслапа. Осадив этот город в отместку за укрытие его жителями беглых тюркмен, марданцы и куманы разграбили всю область между ним и Башту. Бек Урусов вынужден был возобновить выплату джирской дани, дал выкуп за себя и обещал совместно с булгарами изгнать тюркмен из пределов Руси» (433).

Здесь: Бури-Аслап - ныне городПереяслав-Хмельницкий; Сыб-Булат - князь Всеволод Ярославич; Башту - Киев.

В ПВЛ об этих событиях сообщается на странице, обозначенной 1061 годом: «В год 6569 (1061). Впервые пришли половцы войною на Русскую землю; Всеволод же вышел против них месяца февраля во 2-й день. И в бою победили Всеволода и, разорив землю, ушли. То было первое зло Русской земле от поганых и безбожных врагов. Был же князь их Сокол» (434).

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

Вновь встречаем у половецких ханов явно индоарийское имя, что ещё раз косвенно подтверждает мои выкладки по поводу того, что тюркские народы произошли от ассимиляции восточными народами индоевропейских кочевников.

Половцы в это время уже плотно входили в булгарское общество. Их элита составляет свиту булгарского хана, возглавляет губернии и города. Ишим выдал свою дочь за хана Балука. От этого брака родился будущий хан Булгарии Адам. Вообще половцы в это время являлись главной военной силой булгар. И не только во внешних войнах. Они принимали активное участие и во внутренних разборках.

Так, по сведениям «Гази-Барадж тарихы», куманы хана Асана в 1061 году захватили столицу Булгарии город Буляр, где убили хана Балука вместе с сеидом и потом провозгласили нового хана Азгара. Этот хан вскоре погиб и его на престоле заменил Ахад (тот самый, который основал Москву). Ахад в своем правлении также опирался на куманов. Так булгарский летописец пишет, что взойдя на престол, Ахад: «…помог Асану закрепиться на Шире. Курсыбай охотно принял участие в этом походе на тамошних тюрков. Асан при помощи кана воевал против Руси несколько лет, но был разбит и склонен Русью к уходу с булгарской службы» (435).

Здесь: Шир- Дон, половцы обитали на нём южнее Воронежа.

ПВЛ сообщает, что в 1068 году: «В лѣто 6576. Придоша иноплеменьници на Рускую землю, половци мнозѣ. Изяславъ же, и Святославъ и Всеволодъ изиидоша противу имъ на Льто. И бывши нощи, поидоша противу собѣ. Грѣхъ ради нашихъ попусти Богъ на ны поганыя, и побѣгоша русьскыя князи, и побѣдиша половци» (436).

Здесь: Изяслав, Светослав и Всеволод - русские князья, сыновья Ярослава Мудрого, разделившие власть на Руси и составившие так называемый «триумвират Ярославичей»; на Льто - на реку Альту, впадающую в Днепр рядом с городом Переяслав-Хмельницким.

О том, что половецкое нашествие было сильным ударом по Руси, говорит дальнейший рассказ Нестора об этих событиях. После того как Изяслав с Всеволодом после поражения от половцев вернулись в Киев, народ собрал вече и стал требовать: «Вот, половцы рассеялись по всей земле, дай, княже, оружие и коней, и мы еще сразимся с ними» (437). Князья им отказали, тогда возбужденная толпа выпустила из темницы Всеслава и назвала его своим князем. В том же году Святослав Ярославич с малою дружиной разбил половцев недалеко от Чернигова при городке Сновске (ныне Седнев).

Столкновения с половцами зафиксировано в ПВЛ и в 1071 году. Начиная с 1078 года, половцы фигурируют в русских летописях уже повсеместно. Связано это в первую очередь с княжеской междоусобицей. Так в 1078 году, оставшийся без вотчины, сын Святослава Ярославича Олег вместе с сыном Вячеслава Ярославича Борисом привели под Чернигов половцев. Нестор по этому поводу пишет:

«…привели Олег и Борис поганых на Русскую землю и пошли на Всеволода с половцами. Всеволод же вышел против них на Сожицу, и победили половцы русь, и многие убиты были тут: убит был Иван Жирославич и Тукы, Чудинов брат, и Порей, и иные многие, месяца августа в 25-й день» (438). Всеволод в 1079 году заключил договор с половцами, и до 1092 года наблюдалось некоторое затишье. В 1092 году, согласно ПВЛ: «…и рать великая была от половцев и отовсюду: взяли три города, Песочен, Переволоку, Прилук, и много сел разорили» (439). В 1093 году русские потерпели жестокое поражение от кочевников на реке Стугне. И сразу следом не менее жестокое - на реке Желань.

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

В 1094 году Святополк, чтобы как-то примирить половцев, женился на дочери хана Тугоркана. Но в этом же году Олег снова привел половцев под стены Чернигова.

В это время половецкие ханы уже почувствовали за собой силу. Они стали терзать не только Русь. Гази-Барадж пишет, что в 1095 году половецкий хан Шам или Сам пришёл воевать с Булгарией со стотысячным войском. В этом же году, согласно ПВЛ, чтобы заключить договор пришли к Киеву половецкие ханы Итларь и Кытан. Князь Владимир сначала согласился и даже дал клятву, гарантирующую их безопасность, впустил ханов в Киев, а потом перебил поодиночке.

Рассказ о судьбе ещё одного влиятельного половецкого хана совпадает в повествовании как русской, так и булгарской летописей. В самом конце 11 века половецкие племена поделились на два лагеря. Одни были на стороне Дугара, верно служившего булгарским ханам, а другие на стороне его врага - хана Айюбая. Так как Дугару во всем помогали булгары, Айюбай был вынужден стать союзником Руси. Гази-Барадж пишет:

«В 1095 году состоялась свадьба сына Адама от дочери Дугара - Шамгуна и дочери хана Айюбая. Айюбай был недоволен Дугаром, провозгласившим себя каном всех кара-сакланских тюрков и куманов, и поэтому не пожелал приехать…»(440).

Здесь: Адам - булгарский хан. Сразу после свадьбы, по свидетельству Гази-Бараджа: «…Дугар отправился в поход на Башту и был там убит вследствие измены его куманов, задумавших перейти на сторону Айюбая, сына Асана» (441).

Хан Дугар назван в русской летописи Тугарканом. 1096 год, по свидетельству ПВЛ, стал одним из самых активных для половцев. Страницы русской и булгарской хроник буквально пестрят сообщениями о нападениях половецких ханов Боняка, Тургоркана и Кури. Боняк за этот год успел дважды сходить на Киев, а также, согласно «Гази-Барадж тарихы», участвовал в захвате Олегом городов Рязани, Мурома, Суздаля и Ростова.

Именно в этом году князья Владимир и Святослав разгромили половцев в битве на реке Трубеж, убив при этом Тугоркана и еще несколько половецких ханов, имена которых не были названы в ПВЛ. Река Трубеж протекает всего в 30 км от Киева. Поэтому сообщение Гази-Бараджа о гибели Дугара под Киевом (Башту) полностью соответствует информации ПВЛ. К этому же времени относится сообщение Гази-Бараджа о массовом строительстве крепостей на юго-западных границах Булгарии для защиты от нападений Айюбая, «заключившего союз с Русью против Боняка и Шарафхана».

Булгарский автор пишет: «В 1107 году анчийцы, балынцы во главе с Бат-Балыком и сын Асана Айюбай разбили Бунека, к которому примкнул, было Шарыхан, и хан бежал к Ширу. Урусы преследовали его и в 1109 году - у Сыгыра - отняли последних верблюдов, арбы и юрты с семьями. С одной дружиной Шарыхан едва успел укрыться на станции Сыгыр. Балынцы предлагали взять мензель приступом, но бережно относившиеся к Хорыс-юлы анчийцы отказались и тем самым спасли хана» (442).

Здесь: Бат-Балык - князь Святополк; Сыгыр - крепость на переправе через Дон (в русских летописях Сугров).

Об этих событиях пишет и Нестор: « Втом же году пришли Боняк и Шарукан старый и другие князья многие и стали около Лубна. Святополк же, и Владимир, и Олег, Святослав, Мстислав, Вячеслав, Ярополк пошли на половцев к Лубну, и в шестом часу дня перешли вброд через Сулу, и кликнули на них. Половцы же ужаснулись, от страха не могли и стяга поставить и бежали, похватав коней, а иные бежали пешие. Наши же стали рубить, а других руками хватать, и гнали их до Хорола. Убили же Таза, Бонякова брата, а Сугра захватили и братьев его, а Шарукан едва убежал» (443).

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

О событиях этого периода я уже рассказывал в первой книге трёхтомника, в главе посвященной походу князя Игоря на половцев. Поэтому не буду особо заострять на этом внимание. Подчеркну только, что в первой четверти 12 века русским удалось обуздать половецкую агрессию. В первую очередь это связано с активной деятельностью в этом направлении Владимира Мономаха. После его смерти в 1125 году на Руси началась новая волна княжеских переделов. Половцы активно участвовали в этих междоусобицах. Наконец, во времена легендарного похода князя Игоря между половцами и русскими княжествами вновь разгорелась ожесточенная борьба.

С 1190 года половцы северопричерноморских степей уже не проявляли былой агрессии. Многие ханы породнились с русскими князьями и приняли христианство. Этот период длился вплоть до вторжения монгольских войск Субэдэя. В 1222-1223 годах половцы потерпели сокрушительное поражение от монголов. С этого времени они уже не выступали как самостоятельная сила. Их племена были включены в огромную империю Чингисхана и быстро затерялись в динамичной истории последующих веков.

Половцы. Часть 3.

И напоследок я вновь хочу вернуться к генетическим истокам половцев. Несомненно, что они представляли собой потомков всей совокупности индоевропейских кочевников Средней Азии, Казахстана, Сибири и Северо-западного Китая. Были среди них и наследники индоарийцев, в частности киргизы, которые даже в наше время генетически являются ярко выраженными носителями гаплогруппы R1a. Но значительная часть данных племён была прямыми наследниками тормэнов (носителей гаплогруппы R1b), известных в античное время, как массагеты, канглы, саксы, дахи..

Такие выводы можно сделать не только на основании приведённых выше этимологий и того, что булгары называли место поселения данных племён на левом берегу Волги Саксином. Данному утверждению есть и прямые летописные свидетельства. Здесь мы опять возвращаемся к «готской» проблеме. В статье «Готы», как вы помните, я утверждал о среднеазиатском происхождении готов, появившихся в первых веках нашей эры в Северном Причерноморье. Тогда кочевники-готы говорили на языке германской группы. Но дальнейшая экспансия восточных народов привела к распространению тюркских языков, как в среде восточных индоарийских кочевников, так и среди наследников массагетов (готов).

Но, несмотря на тюркоязычие огузов, мэнцев, куманов и кыпчаков, русские называли их не только половцами, но и готами. Об этом в частности свидетельствует польский автор Матвей Меховский (1457-1523 гг.) в своём «Трактате о двух Самариях»:

«Половцы — это племя, обитавшее по северному берегу Эвксинского моря, за Меотидскими болотами, которое другие называют готтами (Gotthos). Половцы в переводе на русский язык значит охотники или грабители, так как они часто, делая набеги, грабили русских, расхищали их имущество, как в наше время делают татары. Когда, таким образом, татары вступили в землю половцев, те, отправив послов, просили русских князей помочь им всеми силами и войском, так как их, мол, ждет та же опасность и та же гибель, что и половцев». (443-1)

Речь здесь, несомненно, идёт о событиях 13 века, а именно о преамбуле Битвы на Калке в 1224 году. Ему вторит австрийский посол при русском дворе Сигизмунд Герберштейн (1486-1566 гг.): «Русские утверждают, будто половцы были готы, но я не присоединяюсь к их мнению». (443-2) Это «я не присоединяюсь к их мнению» является прямым доказательством того, что русские на самом деле называли половцев ещё и готами. А иначе зачем австрийскому послу понадобилось упоминать сведения, которые расходятся с его мировоззрением. Другими словами – это констатация факта.

Оба данных автора имели плотные контакты с русскими, поэтому нет абсолютно никаких оснований не доверять их свидетельствам. Тем более, что данные свидетельства полностью согласуются с русским источником 12 века. Помните отрывок из «Слова о полку Игореве»:

«На реке на Каяле тьма свет прикрыла; по Русской земле рассыпались половцы, точно выводок гепардов, и великую радость пробудили в хинове. Уже пала хула на хвалу, уже ударило насилие по воле, уже бросился Див на землю. Вот уже готские красные девы запели на берегу синего моря, позванивая русским золотом, поют они о времени Бусовом, лелеют месть за Шарукана. А мы, дружина, лишились веселия». (443-3)

Хинове, как мы уже выяснили в статье «Цингаловы» - это печенеги, народ также образованный от массагетов, проживающих на рубеже эр в Семиречье и на северо-западе Китая. Данный отрывок породил множество гипотез его осмысления. Наиболее популярным на сей день толкованием является предположение о том, что русский автор упомянул дев тех самых крымских готов, что в Средневековье имели маленькое государство Феодоро (Мангуп) в горах Южного Крыма.

Несмотря на авторитетность мнений, поддержавших данную версию, из неё торчат во все стороны былые нити. Во-первых, какое отношение крымские готы имеют к Шаруканю? Если основываться на постулатах современной теории «нордического» происхождения готов и того, что тюрки, к которым относятся и половцы считаются самостоятельным восточным народам, не имеющим никакого отношения к индоевропейцам – абсолютно никакого!

Во-вторых, зона боевых действий дружины Игоря находится очень далеко от крымского Мангупа. В-третьих, чем обидел этих самых готов Игорь? Несомненно, что автор «Слова…» вполне отчётливо понимал происхождение и готов, и печенегов, и половцев. Поэтому в данном отрывке плачут вовсе не крымские, а половецкие девы, которых он называет готскими, подчёркивая родственность перечисленных народов.

Древнерусский автор при этом проводит параллели, вспоминая и готов, разгромленных и «разведённых на две стороны» Бусом в 4 веке и печенегов, давно «прищученных» русскими ко времени похода Игоря, и половецкого хана Шаруканя, разгромленного войсками Владимира Мономаха в 1111-1116 годах.

Другими словами, данный отрывок и свидетельства Меховского с Герберштейном являются важными доказательствами моего утверждения о среднеазиатском происхождении готов. Всё правильно, готы (массагеты) не покинули во 2 веке Среднюю Азию в полном составе. Часть из них оставалась там и после исхода значительной части данного народа в Европу. Об этом, в частности свидетельствуют сведения «Саги об инглингах» рассказывающей о том, что на земле предков остались два брата Одина (Ве и Вили), а также о том, что конунг Свейгдир, пятый правитель скандинавов, если начинать считать с Одина, «побывал в Стране Турок … и встретил там много родичей, и эта его поездка продолжалась пять лет»(101).

Terra incognito - Русь ::: О топонимии Киева Анатолия Железного

1-Литература:

357. Методические рекомендации по подготовке школьников к ЕНТ по истории Казахстана / Локотинова О. С. Гребенюк Ю. П. - Алматы: «Институт повышение квалификации и переподготовки кадров системы образования», 2005. - С. 23. - 100 с).

357-1. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.45.

357-2. А.Я. Гаркави. Из сочинений Абуль-Хасана Али ибн-Хуссейна, известного под прозванием Аль-Масуди // Сказания мусульманских писателей о слаянах и русских.СПб., 1870.

2-Литература:

357. Методические рекомендации по подготовке школьников к ЕНТ по истории Казахстана / Локотинова О. С. Гребенюк Ю. П. - Алматы: «Институт повышение квалификации и переподготовки кадров системы образования», 2005. - С. 23. - 100 с).

357-1. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.45.

357-2. А.Я. Гаркави. Из сочинений Абуль-Хасана Али ибн-Хуссейна, известного под прозванием Аль-Масуди // Сказания мусульманских писателей о слаянах и русских.СПб., 1870.

357-3. В.Ф. Минорский История Ширвана и Дербента. М., 1963.

357-4. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.108.

427. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.108.

428. Там же. С. 108.

429. Там же. С. 109.

430. Там же. С. 68.

431. Там же. С. 110.

432. ПСРЛ, т. II, Спб. 1908., стб.151. С.106.

433. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.110.

434. ПСРЛ, т. II, Спб. 1908., стб.152. С.106.

435. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.111.

436. ПСРЛ, т. II, Спб. 1908., стб.156-157. С.109-110.

437. ПСРЛ, т. II, Спб. 1908., стб.160. С.112.

438. ПСРЛ, т. II, Спб. 1908., стб.191. С.133.

439. ПСРЛ, т. II, Спб. 1908., стб.206. С.143.

440. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.113.

441. Там же. С. 114.

442. Там же. С. 69.

443. ПСРЛ, т. II, Спб. 1908., стб.258. С.179.

3-Литература:

443-1. Матвей Меховский. Трактат о двух Сарматиях. М-Л. АН СССР. 1936. С. 47-48.

443-2. Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии. М. МГУ. 1988. С.165.

443-3. Слово о полку Игореве. Пер. О.В. Творогова.

гл. VII.

101. Сага об Инглингах//Снорри Стурлусон. Круг Земной. М. Наука, 1980. Гл. XII.

Половцы.

Вверх |

etnogena02.hut2.ru

X