почта ukrisa03.h1.ru

ПРЕДЫСТОРИИ РУСИ КЛИКНУТЬ
| На сайт КЛИКНУТЬ | ОГЛАВЛЕНИЕ КЛИКНУТЬ | На весь экран | Почта |

Русь incognito. О происхождении имён Шамбат, Мартан, Игорь Старый

Русь incognito.О происхождении имён Шамбат (Святослав), Мартан, Игорь Старый (Святогор)

Трусов С.В.

Для любознательных скажу, что я считаю нетрадиционное для тюркских языков имя Шамбат - ранним вариантом кальки славянского имени Святослав. Не улыбайтесь, такое вполне могло быть.

Конечно, младший брат хана Курбата Шамбат - это, несомненно, булгарский правитель из рода Мардуан-Дуло. Но, по сведениям Гази-Бараджа, его особо почитали днепровские славяне, которыми он правил.

Здесь в Поднепровье на месте старого русского города, упоминаемого Гази-Бараджем, как Аскал, он построил крепость, называемую еще и Киев. Булгарский автор рассказывает, что в начале 7 века булгары и славяне подчинялись аварам. Но аварскому кагану изменило чувство меры. Он казнил в своей ставке булгарского хана (балтавара) Албури. Поэтому булгары вышли из повиновения, что привело к возникновению независимой т.н. Великой Булгарии, которой правил сын Албури Курбат.

Гази-Барадж пишет: «... булгары избрали своим балтаваром сына Албури, Курбата по прозвищу Башту, который тут же стал готовиться к войне с аварами. По приказу Курбата его младший брат Шамбат в 620 году возвел на месте аула Аскал на горах Куянтау город Башту и выступил из него во главе большого отряда из булгар, анчийцев и сакланов-русов на врага. Ему удалось быстро разгромить авар и захватить их страну. В этом ему помогли местные ульчийцы, а также башкорты, которые звали себя “хонтурчы” (хонтурчийцы) и были недовольны правлением аварского хакана.

Но вслед за этим Шамбат провозгласил себя независимым правителем, а государство свое назвал Дулоба, то есть “Кочевищем Дуло”. Курбат, узнав об этом, велел брату вернуться на его службу, но тот отказался и получил от Башту прозвище “Кый” (“Отрезанный”, “Отделившийся”).(1).

Русь incognito. О происхождении имён Шамбат, Мартан, Игорь Старый

Шамбат сидел в Дулобе тридцать три года и стяжал себе громкую славу победами над фарангами и альманцами. Служить под его знамена приходили и артанцы, и байлакцы, и галиджийцы, и аварские ульчийцы, и сакланы, и хонтурчийцы. Но все же, в конце концов, он был разбит фарангами и вернулся на службу Курбату. Балтавар велел Шамбату занять прежний пост - губернатора Башту...

Жители города настолько любили его, что назвали цитадель Башту его именем - “Шамбат”, а весь город - его прозвищем “Кый”. И сейчас анчийцы называют Башту “Кыем”...»

Здесь: Башту – традиционное для булгар название Киева; горы Куянтау – Киевские горы; русский «аул Аскал» на месте Киева существовал ещё в 378 году, здесь по свидетельству Гази-Бараджа был похоронен гуннский вождь Алып-би, сын Баламбера; анчийцы – анты, прямые предки современных украинцев; сакланы - славяне-кочевники; ульчийцы – славяне-уличи; Шамбат захватил Паннонию, где создал государство, известное, как Само; Дуло – династия гуннских вождей, отсюда дулебы, славяне напрямую подчинявшиеся Дуло; фаранги и альманцы – франки и германцы; артанцы - балтийские славяне, жители Рюгена, а также бодричи; байлакцы – поляки; галиджийцы – галичане, племена балтийских славян, называющие себя галлами, в частности волынцы (жители г. Волин).

Вышеприведённый отрывок не только раскрывает тайны создания государства Само и историю возведения Киева, но и показывает, что булгарские племена к 7 веку, когда жили Курбат и Шамбат, значительно перемешались славянами. В начале 8 века, по свидетельству Гази-Бараджа, булгары Северного Причерноморья уже полностью ославянились, войдя в «анчийские роды». Это же произошло с булгарами, которых хан Аспарух увёл во второй половине 7 века на Балканы. Поэтому нет ничего необычного в том, что имена многих булгарских балтаваров были славянскими.

В 8 и 9 веках Причерноморской Булгарией (Кара-Булгаром) правили балтавары Чернояр (Караджар), Светогор (Айдар Угыр), Святояр (Ар-Бат), Святогор (Бат-Угыр) и т.д.. Имя хана Курбата, так же легко интерпритируется в переводе на славянский, как священное имя Святовид. Вот и Шамбат явно был в почёте у славян. Да и сам в своей власти он опирался практически исключительно на славянские племена.

Гази-Барадж неоднократно перечислял народы, составляющие войско Шамбата. Везде в этих перечислениях на первом месте стоят анчийцы (анты) и урусы (русы). Причиной такой взаимной привязанности могла служить национальность матери Шамбата. Впрочем, это только моё предположение. Про его мать в булгарских летописях не сказано ни слова. В любом случае, Шамбат всю молодость провел в Поднепровье среди славянского населения, поэтому он вполне мог иметь славянское имя Святослав. Поздние булгарские кальки этого славянского имени звучат как Бат-Аслап. Где «бат» в переводе с булгарского - «старый, святой». А «аслап» является обыкновенной транскрипцией русского слова «слава».

Я не раз подчёркивал особенность булгарского восприятия чужеродных названий. Они всегда старались не воспроизводить инородные слова в бездумной транскрипции, а для обозначения чужеродных имён и терминов пользовались собственными переводами. Я считаю, что в более раннее время, булгары в качестве перевода имени Святослав, использовали комбинацию слов составляющую имя Шамбат. Дело в том, что первая часть слова «Шамбат», «шам» («шан») переводится с булгарского, как - честь, слава.

Теперь вы сами можете сделать перевод имени Шамбат на русский язык. Поупражнялись? Что интересно, в таком виде булгары занесли это имя в Закавказье, где у них было два региона проживания (Хонджаки). Здесь оно до сих пор употребляется не как имя, а в значении слово «слава». Сравните: в современном татарском языке «шөһрәт» (шöhрäт) - слава; в азербайджанском - «söhbät» - «слава»; в армянском - «hambav» - «слава».

Кстати, старое значение булгарского слова «бат» - «святой», ввело в заблуждении некоторых русских летописцев и митрополита Киевского Илариона, написавшего в XI в. "Слово о Законе и Благодати", которые ввели в нашу историографию имя «Игорь Старый». Видимо, имея на руках булгарские летописи, они неправильно перевели имя сына булгарского балтавара Габдуллы Джилки - Бат-Угыра. Либо они по-своему интерпретировали устные русские предания, которые упоминали Игоря Старого, связав его с Игорем Рюриковичем. Это явное заблуждение. Сторонники такой идентификации интерпритируют привязку имени «Игорь Старый» к Игорю Рюриковичу, тем, что данный Игорь был первым варяжским князем с таким именем отмеченным в летописи. А прилагательное «старый» в данном случае, якобы, означает «древний».

Данное имя, Бат-Угыр, вовсе не означало то, что данный Игорь был старым. Согласно, булгарской практике составления имен, отраженной в «Гази-Барадж тарихы», это имя на самом деле было булгарским переводом славянского имени Святогор (не путать со Светогором). Где «бат» - «старый» в значении «старец, святой», а «угыр» - слово уже нам знакомое – «гора».

Гази-Барадж рассказывает, что хотя отец Святогора Джилки первым из булгарских балтаваров принял мусульманство (откуда его имя Габдулла), в детстве он воспитывался русской бабушкой, которую звали Руслана (в летописи Услан). Он так полюбил ее сказки, что всех детей назвал русскими эпическими именами (Мардан, Алмыш и Бат-Угыр).

Имя Мардан (Мартан, Мартин, Мартын) до сих пор присутствует во многих индоевропейских языках. Пример: биатлонист Мартан Фуркад. Такое широкое распространение данного эпонима говорит о его очень древнем происхождении. Имя Алмыш (Камыш, Алмаз) я не встречал в сказках и эпических произведениях, поэтому своего мнения о нем высказать не могу. Интересно, что этноним мурдасы, произошедший от династического имени гуннского вождя Булымера - Мардан-Дуло, на французский манер названия исходного имени звучал бы - мартановцы, на немецкий - мартиновцы, а на русский - мартыновцы.

Кроме того, булгарские летописцы прямо говорят о том, что многие булгарские и гуннские вожди носили славянские (скифские) имена. С одной стороны в этом нет ничего необычного. Вот что об обычаях заимствовать у других народов имена писал историк 6 в. Иордан:

«Ведь все знают и обращали внимание, насколько в обычае у племен перенимать по большей части имена: у римлян - македонские, у греков - римские, у сарматов - германские. Готы же преимущественно заимствуют имена гуннские». (3)

Но булгарские летописцы прямо указывают на то, что самым многочисленным народом Восточной Европы были индоарийцы, являющиеся прямыми предками славян. Так, Гази-Барадж пишет, что Аттила носил также и славянское имя Мстислав (Мышдаулы) (4)

Кроме того, само имя Аттила, по свидетельству булгарского летописца Сеида Гали, является киммерийским (5). Его носил прямой потомок эпического Таргитая, запечатлённого Геродотом. Да и многие другие имена гуннов и булгар явно индоарийского происхождения.

Так гуннского вождя, известного римским и греческим писателям, как Баламбер, булгарские летописцы называют Булюмаром. В то же время русских князей с именем Владимир булгарские летописи называют Булымарами. Еще некоторые имена булгарских балтаваров явно являются калькой славянских имён. Среди них Бат-Баян (Святой Баян), Курбат (Куру-Бат – Святовид), Арбат (Ар-бат - Святояр), Айдар Угыр (Светогор), Караджар (Чернояр, город Чернигов, который Светогор построил в честь своего отца булгары также называли Караджаром) и т.д. Все эти факты и этимологии имеют вполне логические объяснения.

К примеру булгарские балтавары в массе своей имели сразу по несколько имён. Тот же Курбат имел ещё булгарское имя Башту. Но более всего он был известен под именем Курбат. Это естественно, так как булгары обитали в среде, наполненной более многочисленными славянскими племенами. Они женились на славянках. Их детей воспитывали славянские бабушки.

Впрочем об этом более подробно я расскажу в одной из следующих статей.

Примечание: при цитировании ссылка обязательна.

Литература:

1.Багрянородный Константин. Об управлении империей. М. Наука, 1990.

2. Гази-Барадж тарихы. // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С. 17.

3. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. GETICA. Вступ. ст., пер., комментарий Е. Ч. Скржинской, М., 1960., С.59.

4. Гази-Барадж тарихы. // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С. 14.

5. Шейх-Гали китабы. // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С. 311.

http://skolo.ru/etymology-words/29-o-proishozhdenii-imen-shambat-martan-igor-staryy.html

Вверх |

etnogena02.hut2.ru

X